Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Шумерский миф "Энки и Нинхурсаг" и основы фитотерапии

"Энки и Нинхурсаг" - это шумерский миф, дошедший до нас в клинописных табличках эпохи Третьей династии Ура (2112-2004 гг. до н.э.) и старовавилонского периода (начало 2 тыс. до н.э.).

Действие происходит в мифическом первосданном месте под названием Дильмун, где ворон не каркает, птица смерти не накликает смерти, там лев не бьет, волк ягненка не рвет, там собака сторожевая, как козлят стерегут, не знает (перевод здесь и далее В.К. Афанасьевой).

Предположительное изображение бога Эа (аккадское имя бога Энки).
Предположительное изображение бога Эа (аккадское имя бога Энки).

Согласно мифу, Энки, приносит в Дильмун пресную воду, источник жизни, и Дильмун становится центром мировой торговли. Хотя Дильмуном традиционно обозначается в клинописных текстах остров Бахрейн, в мифе "Энки и Нинхурсаг" Дильмун представляется как место загадочное, откуда приходят всякие богатства:

О Дильмун! Его жилища прекрасными жилищами станут!
Зерно его чистое-чистое, его финики — крупные-крупные.

То есть бог Энки приносит в Дильмун цивилизацию. Действительно, Энки традиционно представляется богом не только пресной воды, но и мудрости, которому древние обязаны многими достижениями прогресса.

После Энки совокупляется со своей женой Нинхурсаг, богиней-матерью, чье имя переводится с шумерского как "госпожа горы". Через девять дней (девять месяцев) Нинхурсаг рождает Нинсар, покровительницу растений.

На оттиске цилиндрической печати изображена богиня, сидящая на горе, которая держит в руках ветку. Считается, что это может быть изображение богини Нинхурсаг.
На оттиске цилиндрической печати изображена богиня, сидящая на горе, которая держит в руках ветку. Считается, что это может быть изображение богини Нинхурсаг.

Дальше Энки совокупляется уже с Нинсар, от которой рождаются Нинкур, божество растений, предназначенных для прядения, и Утту, "крепышка-толстушка", богиня прядения. Таким образом, мы видим следующую последовательность: прядение, важное достижение цивилизации, появляется в Дильмуне после появления прядильных растений.

На этой цилиндрической печати по потокам воды можно узнать бога Энки.
На этой цилиндрической печати по потокам воды можно узнать бога Энки.

Затем Энки, воодушевленный своим сексуальным желанием, притворившись садовником, обманом овладевает Утту. Но Утту жалуется Нинхурсаг (получается, своей бабушке), которая вынимает семя Энки из живота Утту.

Нинхурсаг сажает это семя в землю и из него вырастают восемь сильных и пышных растений:

«Трава лесная» выросла,
«Трава медовая» выросла,
«Трава садовая» выросла,
«Трава семенная» выросла,
«Трава колючая» выросла,
«Трава густая» выросла,
«Трава высокая» выросла,
«Трава целебная» выросла.

Растения эти были несъедобные, но увидев их Энки из любопытства (и с помощью своего советника двуликого Исимуда) жадно их съедает.

Цилиндрическая печать. Справа на оттиске двуликий Исимуд стоит за спиной Энки, из которого выливаются струи пресной воды. © The Trustees of the British Museum
Цилиндрическая печать. Справа на оттиске двуликий Исимуд стоит за спиной Энки, из которого выливаются струи пресной воды. © The Trustees of the British Museum

Нинхурсарг, разгневанная и возмущенная поведением Энки, решила наказать его, прокляла и ушла: "Не взгляну на него взглядом жизни до самой смерти его!"

А у него от восьми несъедобных растений начали болеть восемь органов. Так миф объясняет появление в мире болезней. Органы умирали, а Энки чах и страдал. Ни один бог не мог исцелить его - на это была способна только ушедшая Нинхурсаг. Брат Энки Энлиль, бог воздуха, забеспокоился, что Энки может умереть. На этом месте в эпосе появляется новый персонаж – лиса. Она обещает найти Нинхурсаг, чтобы исцелить Энки.

-5

Убежденная хитрой лисой, Нинхурсарг вернулась и поцеловала Энки (обратите внимание, что в этом месте в мифе появляется понятие прощения). Затем она удалила болезнь из каждой из восьми больных частей и сделала каждое съеденное растение средством исцеления, а не вреда:

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Макушка моя болит".
"Абау — отец растений будет рожден для тебя".

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Корни волос моих болят".
"Нинсикила — владыка волос будет рожден для тебя".

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Нос у меня болит".
"Нинкируту — госпожа, что рождает нос, будет рождена для тебя".

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Рот у меня болит".
"Нинкаси — госпожа, что рот наполняет, будет рождена для тебя".
(Нинкаси - богиня пива!)

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Горло мое болит"
"Нази — та, кто держит горло в порядке, будет рождена для тебя".

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Рука у меня болит"
"Азимуа — та, кто добрую руку растит, будет тебе рождена".

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Ребро мое болит"
"Нинти — владычица жизни-ребра будет тебе рождена.

"Брат мой, что у тебя болит?"
"Бока мои болят"
"Эншаг — владыка доброго бока будет тебе рожден".

Так рождаются восемь божеств, отвечающий каждый за определенный орган.

Козероги - символы бога Энки. Мифические животные наполовину козлы, наполовину рыбы.
Козероги - символы бога Энки. Мифические животные наполовину козлы, наполовину рыбы.

Энки исцелился, помирился с Нинхурсаг, и они снова полюбили друг друга.

Шумерский миф "Энки и Нинхурсаг" представляет Энки как создателя цивилизации. Но это также миф, в котором говорится и о происхождении растительного мира, объясняется, почему не все растения съедобны и как случилось, что некоторые растения целебны. То есть миф появился из необходимости человека объяснить себе некоторые аспекты окружающего мира божесвтенным вмешательством.