Найти тему
Срезы времени

Срез времени 13.01.24. Мода и погода

Мода и погода

«Мама кутает ребёнка» - так было написано в моей детской карте в поликлинике. Зимы в Сибири суровые, но кутать – вариант спорный; хотя есть даже известное выражение: «Сибиряк – не тот, кто мороза не боится, а кто умеет тепло одеваться». При актуальной каждую зиму необходимости сохранить тело в тепле и при недостатке модной одежды во времена СССР, мода всё-таки присутствовала, хотя и была своеобразной. Чуть позже об этом поговорим, но пока отметим, что одна сторона вопроса в отношениях моды и погоды – функциональность.

Вторая сторона несколько иная. Для Сибири она совершенно не имеет значения, а вот для Питера, а теперь и для Москвы – очень даже. Дело в том, что в Сибири у нас может быть морозина жуткий, но солнце и голубое небо. Настроение отличное, хочется петь и смеяться, да и к завтраку это не проходит. Вчера был такой денёк и в Питере – под 20 мороза, солнце, снег трещит, играет и переливается. Мне совсем не хотелось домой, ходил по двору, снег чистил, потом баню затопил. Понятно, что настроение влияет на желание выглядеть. Не у всех, это тоже ясно, есть группа людей, которым выглядеть прилично не позволяет крестьянское прошлое, например. Питерская погода вгонит в хандру любого оптимиста, но тут вышла статистика, что в Москве даже меньше солнечных дней, чем у нас! Мне поверить в такое положение дел сложно, но синоптики не врут, придётся верить.

Два аспекта, которые, так или иначе, целиком наполняют пространство взаимосвязей погоды и моды имеет смысл рассмотреть подробно. Также, вероятно, важно ввести продолжительность, временной фактор, как дополнительный вектор влияния.

При длительной погодной «серости» часть людей принимает какие-то правила приобретения вещей и следует им всю жизнь. Обычно это интроектированные в детстве от взрослых (усвоенные без размышлений) убеждения. В качестве яркого и привычного примера, как вариант, можно вспомнить такое: бери чёрное, меньше марается. И в итоге можно постоянно слышать: белое – маркое. Не нужно больших усилий прилагать, чтобы распознать подмену идей. Любая вещь марается одинаково, только на белом грязь видна, а на чёрном – нет. Проживая длительное время в залоге – серая мгла, грязь должна быть не видна, улицы не убираются, сложно человеку иметь привычку желать светлой обуви в городе на Неве. Да даже и не светлой, а например, замшевой. Москва, хоть и дней солнечных меньше (вероятно, меньше и сырости) любит бушлаты, драповые куртки пальто, а Питер всегда довольно аккуратно относился к использованию такой одежды. Вся Сибирь ходит в драповых пальто, в нашем же городе их увидеть – редкость.

В упомянутом подходе слилось оба описываемых фактора – из-за смурного настроения нет желания носить яркое или просто светлое, а из-за вечно не убранных улиц – функциональность многих предметов одежды хромает на обе ноги. Мне очень интересно, будет ли в «самом красивом городе России», в «культурной столице» хоть когда-то приличный губернатор, который отладит работу коммунальных служб? Доживу ли я до этого времени? Пока перспектив не видно.

Понурое настроение приводит к стрессу, это очевидный факт для врачей. А если ещё человек находится в состоянии обязательного дресс-кода, установленного на работе? Отрицательное влияние этого фактора тоже выявлено давно, отсюда и эти «свободные пятницы», когда можно дресс-код не соблюдать. Но чаще люди находят выход в пятницах разнузданности, как бы снимая стресс через инспирированное алкоголем веселье. Такого рода эксперименты имеют закономерный результат – углубление стресса.

В этом смысле, выход из стресса через одежду – вариант вполне безопасный и довольно эффективный. Только не в формате «куплю себе кофточку, порадуюсь хоть», нет, так не работает. Любое преодоление не может быть лёгким, если вы годами впахивали на работе и загоняли себя в психологический расколбас, то и выходить придётся через усилие, через волевые акты.

Как выглядит подход? Схема приблизительно одна, только интенсивность изменений может быть разная. Первое – осознание: «Я имею возможность создать себе другой мир через визуальное перевоплощение». Далее – проработка вопроса, что именно я хочу изменить? Полностью манеру одеваться или расширение понимания о сути используемых вещей. Носить «что придётся» или «что жена купила»? А может узнать техническую сторону вопроса, историческую, какая эмоциональная реакция возможна и прочие тонкости? Нет никаких сомнений, что если срабатывает спорт, увлечение машинами, боулингом или рыбалкой, то эти варианты работают, но схема одна - погружение в процесс, в нюансы. Тут стоит вспомнить старый диалог Сократа с Алкивиадом, если не ошибаюсь.

-Стоит ли мне заниматься борьбой?

- Да, но если ты ещё будешь учиться играть на кифаре и заниматься словесностью!

Просто купить себе вещицу – очень короткий временной эффект, воздействие короткое, яркое (не всегда), с высокой горы падать глубже. А вот разобраться, создать ещё один мир – другое дело.

Ровно также работает и с функциональностью одежды. Там столько интересного, что хватит на годы хобби, особенно, что касается спортивной одежды. Но есть и в классическом множество нюансов. Какие материалы использовались во времена создания Вещи, что убрали производители, жертвуя качеством ради снижения себестоимости, а следовательно, фокусируясь на массовом. Почему вещи из старых материалов держались десятилетия, а сейчас разваливаются за пару месяцев? Это в мире современных «высоких» технологий. Можно и в будущее пробовать заглянуть, какие перспективы готовит нам бездушный искусственный интеллект?

Увлекательное же занятие! Познавать новое, создавать для себя свой индивидуальный стиль и, как следствие, свежие рамки рассмотрения мира. Тут и настроение можно оторвать от влияния погоды, да и глубина функциональности откроет новые горизонты. Причем горизонты – это точное слово, даже не метафора. Сколько уже лет занимаюсь модой и не устаю удивляться новым открытиям. Но тут, конечно же, есть тонкость. Мамардашвили идеально показывает, почему для занятия философией требуется умение удивляться, ровно это же самое можно сказать и про моду. А знаете в каком разрезе?

Для занятий философией нужно удивиться вопросу (главному вопросу философии): почему есть нечто, а не ничто? Почему в хаосе есть хоть какая-то упорядоченность? Почему люди бывают с совестью, хотя должны вообще-то остаться природными животными?

Так и с модой: почему есть проблески индивидуальности в засилье массовости? Почему при фатальном доминировании выгоды остаются честные ремесленники и делают Вещи?

Мне кажется интерес к такого рода вопросам – увлекательное путешествие личности по просторам Планеты и Миров (в подходе Лейбница, Секацкого и т.д.)

Хорошего настроения, не зависящего от погоды и удачных поисков предельной функциональности!

(за скобками) Интересоваться только модой – в корне неверно, возвращаемся к диалогу Сократа. Во времена СССР в Сибири зимой на ноги было мало вариантов – валенки, башмаки «прощай молодость» (войлочные на молнии впереди), очень редкие (были дорогими) унты, редкие тёплые ботинки, обычно ужасные. И вдруг появились монботы. Кое-где их называли «дутышами», кажется. Этот такие полукроссовки, полусапоги из нейлона, набитого синтетическим утеплителем на довольно толстой подошве. Стоили они космических денег у спекулянтов, но шахтёрские дети были богатые. У меня никогда таких не было. А у наших местных модников – были. Как были и «аляски» и «танкеры», это всё названия курток. Так вот, не знаю ни одного из тех модников с деньгами, кто бы состоялся как личность, многогранная и думающая личность. В лучшем случае – остались на уровне состоятельного спекулянта, в худшем – умерли от излишеств.