Найти тему

Слово о фарисействе и неправде матушке.

Продолжение. Начало - 4-12.01.2024 г.

Самообман.

В определённых случаях ложь адресуется самому себе. Она используется как средство самовнушения, убеждения себя в чём-то таком, с чем человеку комфортнее, легче, приятнее и просто спокойнее жить. Это та же ложь, зловредная, опасная и мало предсказуемая, хотя и несколько своеобразная. Наблюдается подобный феномен у людей с определёнными особенностями. Живым, образным «картинным» воображением, доверчивым, умеренно эгоистичным.

Бывает так, что кого-то страшит будущее. Его беспокоит какое-то событие, успех того, или иного мероприятия. Перспективы общественного свойства, благополучие, безопасность и прочее. Человек начинает себя обманывать, ищет аргументы, которые пытается воспринимать, как убедительные в том смысле, в котором ему происходящее представляется правильным и единственно возможным. Достаточно скоро в результате упорного вбивания себе в голову какого-то суждения в большей мере утрачивается критичность осмыслений и оценок.

Это в свою очередь является развитием рассматриваемых процессов. Человек легче поверит в то, во что ему хочется верит. Лживость, направленная на себя, встречается в разных ситуациях. Например, люди убеждают себя в собственной болезни, немощности, старении. Таким образом оправдывает своё демобилизационное поведение, позволяет себе особый, щадящий образ жизни, специальные условия. Активные, а порой и достаточно агрессивно эгоистические устремления, и домогательства. Требования создания для себя особо комфортного режима ухода. Максимальное взваливание на других тягот жизни, в том числе решения и исключительно своих собственных проблем. Бремени ответственности в различных смыслах и тому подобное, оправдываясь перед собой системой созданных ими самими позиций и доказательств. Приблизительно такого же рода логика пестуется в случаях, когда люди совершили, или собираются совершить что-то заведомо неприемлемое. С точки зрения морали, нравственности, общественного мнения, закона и прочее, не особенно адаптирующееся к их личности. Они ищут себе оправданий, их не находят.

Начинают придумывать и внедряют в собственное сознание до достижения искомого результата. Создания в нём лживого, но всё более воспринимаемого ими как истина образа реабилитирующих обстоятельств. Отгораживаются этой на самом деле не настоящей, а искусственно сфабрикованной якобы правдой от уже содеянного, либо того, что ещё предстоит совершить. С течением времени эта ненастоящая правда непроизвольно смешивается в голове человека с приходящей по ходу жизни информацией, воспоминаниями, почерпнутыми не только из конкретного собственного опыта, но и из других источников, литературы, средств массовой информации, различного толка произведений культуры и прочее. Обрастает ассоциативными связями, всё это по ходу дела сплачивается в конгломерат. Получает подсознательные оценки и акценты, и таким образом становится всё более органичным личным, внутренним правдоподобием для собственно этого человека, солгавшего себе.

Возможны и другие по конкретным своим смысловым содержаниям реализации подобного психического процесса, вплоть до самых неожиданных. Это очень многое, если не всё, что угодно.

Таким образом, в совокупности с другими истинными привходящими и вновь надуманными обстоятельствами человек может довести себя до драматических, либо даже трагических последствий. На себя необоснованно взваливается бремя какой-то вины, на самом деле не существующих грехов, и тому подобное. Формируется готовность к ответственности. Складываются основания для переживаний, которые затем приобретают неправомерно гипертрофированный смысл.

Всё более угнетают человека и всё тяжелее переносятся. Он теряет сон, аппетит, у него расстраиваются физиологические функции. Постепенно больше и больше утрачивается здоровье. Угнетается сопротивляемость болезням и всё может закончиться даже и смертельным исходом. Явление это достаточно хорошо изучено, и его специфика описывается (Ясперс) следующим образом.

Люди с указанными выше особенностями в совокупности с мнительностью и излишней фиксированностью на своём здоровье, в связи с какими либо, ничего не значащими эпизодами нездоровья впадают в раздумья. «Достраивают» их до тяжёлых болезней. Собирают информацию. Уверуют, что это их случай. Начинают как бы болеть. Будут чахнуть, а то и умирать в своем воображении. Всё это и на самом деле может кончиться плохо.

Это только некоторые сюжеты. Демонстрация схем, по которым подобные вещи могут происходить.

Бывает, и так, что вбивают себе в голову что-то не стоящее внимания, переоценивают значимость этого постулата и упорно требуют признания и многое подобное.

Всё это ситуации достаточно серьёзные. Но они носят локальный, личный характер, сопрягаются с одним человеком и его непосредственным окружением. Однако, случалось и наблюдается и поныне, что по тем же канонам происходят события, которые имеют уже намного более широкий размах и смысл. Куда более значительный, уже не только трагический, но и ужасающий в своих последствиях.

Здесь уместно вспомнить такую известную фигуру, ставшую нарицательной как один из императоров Рима. Ушедшей в небытие, но оставившей в истории человечества яркий след. Яростный гонитель нарождающегося христианства Нерон, деяния которого принесли ему скандальную и даже показательно зловещую память.

В соответствии со взглядами, которые исповедовал выдающийся учёный и врач, аналитик, психолог и психиатр Карл Густав Юнг, его уместно оценивать, как типичную глубоко нарциссическую личность. То есть человека, на первом месте у которого сосредоточение исключительно на своей персоне. Одурманивание собой. Безусловно ложная и совершенно некритичная оценка своих свойств и качеств. Видение себя необычной, талантливейшей фигурой, способной на то, что никому другому, просто не под силу. Он самозабвенно, отчаянно и вполне успешно заполонял себя собственной ложью. Органично растворился в самообмане. Прочно и безнадёжно вжился в него, что называется погряз в таковом.

В его воображении присутствовали, ничего общего с реальностью не имеющие оценки себя как исключительной фигуры. Способной вести за собой народы, решать их судьбы. Распоряжаться жизнями и смертями. Вершить всё, что только мог, исключительно так как ему заблагорассудится. С полной уверенностью считал себя фигурой, перед которой всё, вся и все пыль. Пользуясь полученной им неограниченной и, к тому же бесконтрольной властью Нерон, будучи вдобавок злым, не умным и немилосердным субъектом, действовал соответствующим образом. В результате прославился в веках беспрецедентной жестокостью, лживостью, ненавистью к людям. Безнравственностью поступков и действий, отсутствием в них логики. Случай не исключительный.

Если и не в абсолютной идентичности, что в принципе и невозможно, то в достаточном приближении вырисовывается и куда более близкая к нам во времени фигура. Бывшего возмутителя спокойствия очень существенной части населения Земли. Бесноватого, как его часто обозначают, автора и вождя воинствующего фашизма – Адольфа Гитлера (Шилькгрубера). Организатора печально известных тяжёлых масштабных событий прошедшего столетия. Пытавшегося целиком истребить определённые народы. Его личность, отношение к себе, позиции в целом, оценка собственных деяний нагляднейшим образом отразились в ему же принадлежащем высказывании о немецком народе как о недостойном своего фюрера, тезиса о своей исключительности, который он в себе упорно культивировал. То есть самого себя.

Но этим же народом он, по-видимому, не в достаточной степени отдавая себе отчёта в том, что он творит, продолжительное время бездарно руководил. Завлекал на ложный путь, и в конце концов довел его до краха. Как минимум это всё тот же истерический нарциссизм. Самообман, эгоцентризм и безоглядное позёрство. Те, которые прежде уже демонстрировали на серьёзных исторических примерах свои губительные свойства.

Продолжение следует.