Найти тему

Рамаяна. Можно ли оправдать предательство брата?

В индийском эпосе «Рамаяна» есть один интересный персонаж по имени Вибхи́шана. Он являлся младшим братом демона Равана, который похитил жену принца Рамы. Чем же прославился Вибхишана? А тем, что перешел на сторону Рамы и стал воевать против своего брата Равана.

Получается, что Вибхишана стал предателем по отношению к Равану. Можно ли оправдать этот поступок? Если судить с точки зрения Равана, то, конечно, этому нет оправдания. Но не всё так однозначно. Ведь Раван символизирует силы зла и демоническую энергию, а Рама – это воплощение божественных принципов и божественной силы. Значит Вибхишана не хотел поддерживать демонические принципы, или, лучше сказать, демоническую беспринципность, а вместо этого решил помочь Богу.

Так часто бывает в жизни. Какие-то поступки с точки зрения привычной морали могут казаться аморальными, просто потому что не вписываются в общепризнанную модель. Нам сложно понять, правильно что-то или нет, потому что мы часто думаем по шаблону или так, как нас учили думать, говоря: «Это хорошо, а то – плохо». Мы не видим всей взаимосвязи событий во времени, учитывая прошлое, настоящее и будущее. Не видим истинных мотивов, стоящих за действиями, или не можем их понять, поскольку не можем встать на место другого человека и увидеть какую-то ситуацию его глазами. Что уж говорить о том, чтобы посмотреть «глазами Бога».

Вибхишана осуждал своего старшего брата Равана за то, что он похитил чужую жену Ситу. Из-за этого непристойного поступка вот-вот должна была разгореться жесточайшая война. И Вибхишана пытался вразумить Равана, что нужно освободить Ситу - и таким образом можно будет избежать войны:

«С тех пор как царевна Видехи, о победоносный, явилась к нам, похищенная тобою у ее супруга, дурные предзнаменования сулят беду нашему роду. На жертвенных алтарях огни чадят и гаснут, не разгораясь; в жертвенном масле находят муравьев; змеи заползают в храмы. Вороны, каркая, тучами кружат над кровлями зданий, в сумерки слышен зловещий вой шакалов, и волки прибегают в город из лесов и воют по ночам у ворот дворца. О царь, чтобы предотвратить грозящую нам беду, есть один лишь путь – примириться с Рамой, вернуть ему Ситу. Иначе неминуемая гибель ждет наш город и всех ракшасов».

Равану не понравились такие речи. Он отправился в Дом совета, чтобы проконсультироваться со всеми своими советниками и военачальниками. Все, как один, заявили, что у Равана великое непобедимое войско, поэтому ему не стоит бояться войны с Рамой и обезьянами. Кто-то, конечно, высказал Равану претензию в отношении того, что совета надо спрашивать перед тем, как что-то сделать, а не после. В частности, незачем было вообще похищать Ситу и тем самым бросать на всё государство тень позора. В любом случае все выразили свою готовность к войне.

Один Вибхишана не побоялся выступить против всеобщего мнения и снова обратился к Равану: «Воистину, страсть твоя к Сите – это змея, обвившаяся вокруг твоей шеи; она тебя задушит. Пока не поздно, отдай Ситу Раме. Пока обезьяны не овладели Ланкой и стрелы Рамы не снесли головы с плеч лучшему из ракшасов, верни ему его возлюбленную супругу».

И, обратившись к военачальникам ракшасов, Вибхишана сказал:

«Нет мудрости в том, что сказали вы здесь, как нет у грешника надежды на небесное блаженство. И если царь наш неистов и безрассуден и сам стремится навстречу своей гибели, вы должны поступить как истинные друзья его, а не как враги. Как одержимого злым духом спасают друзья, таща его за волосы, так и вы спасите царя, хотя бы и вопреки воле его! Ради блага царя, и города, и всех ракшасов – возвратите Раме дочь государя Митхилы!»

В ответ на это Раван обрушил на брата гневную речь:

«Лучше жить среди явных врагов или среди разъяренных змей, чем с теми, которые выдают себя за друзей, будучи врагами втайне. Я хорошо знаю природу родственников, они одинаковы повсюду – всегда рады несчастью близкого. И родственники царя, могучего и победоносного, всегда стремятся повредить ему и расстроить его замыслы. Худшие враги – лицемерные родственники, они рады повредить один другому. И нет хуже страха, чем страх перед родственниками. Ты завидуешь моей славе, моему богатству, моему могуществу. Позор тебе, о презренная обезьяна, ты, что бесчестишь род свой! Если бы иной кто-нибудь осмелился произнести то, что я услышал сейчас от тебя, он тотчас лишился бы жизни!»

Вибхишана не мог стерпеть такого оскорбления от брата и решил покинуть Ланку. К нему присоединились еще четверо ракшасов. Все вместе они направились в стан Рамы просить у него убежища. И Рама принял их с распростёртыми объятиями.

В войне за Ланку знание секретов, которым обладал Вибхишана, сослужило Раме великую службу. Эти секреты Вибхишана открыл Раме – включая секретный путь, ведущий в семейный храм. Для ракшасов Вибхишана, естественно, стал самым настоящим предателем.

Вот что сказал Раван Раме про своего брата на поле битвы:

«ИСТИНА, по моим представлениям, лишь одна. Либо Вибхишана прав, либо он ошибается. Невозможно наказать и наградить его за одно и то же деяние. По твоему мнению, Вибхишана стоит на стороне истины. Моя же шастра утверждает, что он – предатель, но не потому, что он встал на твою сторону. Если бы в этой битве он сражался на твоей стороне, я бы согласился с этим. Я бы даже восхищался им за мужество, с которым он отстаивает то, во что верит. Но моя мораль утверждает, что величайший грех во вселенной – это предательство доверия. Я повторяю – нет большего греха, нежели предавать доверие; даже мой грех похищения твоей прекрасной жены не сравнится с ним. Вибхишана – мой брат. Я доверил ему государственную тайну – тайну, от которой зависит безопасность моей страны и жизни тысяч людей. Я показал ему уязвимое место в моей крепости, поскольку в час опасности он и несколько других доверенных людей должны были охранять его. Вместо этого, он выдал тебе секрет, и теперь всему моему царству грозит гибель. Это правда, голая правда. Если бы Вибхишана раскрыл мои личные тайны и тем самым подверг бы угрозе мою жизнь, я всё ещё мог бы с этим смириться. Но то, что сделал он – это предательство нации. Я повторяю, о, спаситель, что если бы он сражался со мной лицом к лицу, я был бы им горд, но не могу принять случившееся. Обладатель тайны должен унести эту тайну в могилу независимо от обстоятельств, в которых он оказался. Даже враг, которому доверили тайну, должен уважать её святость – так говорит шастра. Я предпочитаю иметь дело с открытым врагом, нежели с братом-предателем, подобным Вибхишане».

Как бы то ни было, после того, как Раван был убит, Вибхишан стал правителем Ланки и женился на вдове Равана царице Мандодари, так как по обычаю того времени брат мужа должен был взять ответственность за вдову. Все асуры Ланки обожали Вибхишана. Когда в конце своего правления Рама был готов покинуть Айодхью, он велел Вибхишану оставаться на земле и служить людям.

Вот такой необычный пример поступка, который для одних являлся предательством, для других – благодеянием, для самого же «предателя» стал поворотным моментом в судьбе. На тот момент, не такая уж и плохая судьба.