Привет!
Сегодня хочу рассказать про опасности в лаборатории и как правильно себя вести в лаборатории.
Лаборатория – это место. Где кругом поджидает тебя какая-нибудь опасность. Это как остаться ночевать в тропических лесах…
Шучу. На самом деле это так.
Здесь термостат. Там вытяжной шкаф. Здесь компьютер и удлинитель с восемью розетками…Плюс шкаф с прекурсорами. Обо всём по-порядку.
ОДЕЖДА.
Начнем, наверное, с одежды. Все мы знаем и у всех стойкая ассоциация, что ученые в лаборатории всегда ходят в халатах. Но, по-моему, имеет значение и то, что под халатом. Например, если человек одет тепло, то огонь не так страшен, а вот от электричества оно не спасет. Если человек одет легко, то он номер один жертва для азотной кислоты, например.
В лаборатории требуется, чтобы человек был одет в общую рабочую форму и сверху халат. Ок.
Кроме того, имеется инвентарь, вроде маски, очков, перчаток, бахил, чепчиков, маски с противогазом. Всё это одевается в случае, если человек работает с особо опасными, едкими, взрывоопасными и ядовитыми веществами.
Да, и волосы собирать в аккуратный пучок.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Пожалуй, это самая массивная опасность. Потому что все оборудования, компьютеры работают из сети. Возьмите любой аппарат, кроме спиртовки, он обязательно будет иметь розетку. И в любое время года мы включаем свет на всю лабораторию. Особенно зимой, когда темнеет рано.
Поэтому, в первую очередь, нужно знать пожарную и электрическую безопасность. К оголенным проводам не подходим, оборудование выключаем. Если трогаем, то в резиновых перчатках.
Увидели человека на полу, быстро к нему подходим, стараемся не двигать его, трогаем тоже через перчатку. Человек очень легко пропускает ток. У нас нервные импульсы передаются с помощью тока.
РЕАКТИВЫ.
Под вытяжным шкафом обязательно нужно работать, если человек работает с серной или азотной кислотой, в первую очередь. И с другими летучими и ядовитыми веществами. Либо если работают с нейролептическими веществами, способные изменить сознание.
ОГОНЬ.
С огнем шутки плохи. Я однажды разлила под ламинарным боксом спирт. Рядом горела спиртовка. Естественно, весь стол был в огне. Что делать? Ламинарный бокс нагоняет воздух наружу, чтобы нестерильность «уходила» и стол сохранял свою стерильность. Оборудование дорогое. Если взорвется, то мне не сдобровать.
В таком случае придет на помощь такое качество, как собранность, и умение не паниковать. Я остановилась на секунду, подумала секунду. Сняла с себя халат и накрыла огонь и стакан со спиртом ладонью. Выключила ламинарный бокс от сети.
Нужно всегда помнить! Огонь любит воздух! Нет воздуха, нет огня! Поэтому, при сильном пожаре стоит закрывать окна. Сделать всё, чтобы воздуха стало меньше.
ВОДА.
Хи-хи! И с водой у меня случалась катастрофа. Здесь я об этом писала. Прочитайте. Забавно получилось.
Стоит помнить, что вода тоже легко пропускает электричество. Самое главное, в таких случаях, передвигаться по лаборатории в резиновых сапогах. Помним! Резина не пропускает ток.
ЦЕНТРИФУГА.
Этом мой страх. Единственная центрифуга, которых я не боюсь, это настольные центрифуги, с центрифужными пробирками на 1,5-2 мл. Самая первая моя центрифуга стояла в 407 кабинете, где стояла большая качалка с колбами на 100 мл. Колб было штук 150. А центрифуга крутила стеклянные пробирища на 1 кг или 1 л. Сама пробирка весила под 2 кг.
В то время, мы откручивали спирулину (спирулину выращивали в аквариуме, и чтобы отделить спирулинную часть от остальной жидкости, мы откручивали эту жидкость), которая разрослась в аквариуме. Аквариум был маленький. Но мы заливали культуральную жидкость, крутили, супернатант (жидкая часть) сливали, туда же заливали еще немного культуральной жидкости, крутили и сливали и так далее снова и снова. Пока аквариум не стал пустым.
Почему я боюсь включенную центрифугу? Во-первых, когда включается такая махина, звук стоит дай боже. Во-вторых, я всё время думаю, что вдруг этот крутящийся остов вылетит, то ужасных кровавых сцен не миновать. Думаете я маньяк? Сама сейчас так думаю. Но всё же…
В Лейпциге, я откручивала пробирки на 15 мл, пластмассовые такие. Тамошняя центрифуга тоже была шумная. Настолько шумная, что я ставила пробирки, ждала минуту, пока центрифуга не наберет необходимый оборот в минуту, закрывала дверь и стояла снаружи лаборатории. У них в лабораториях дверь и посередине двери прямоугольное окошко. Уверенна, немцы и прочие точно подумали, что у меня не все дома.
Резюмируя, хочу сказать: в лаборатории нужно делать только то, что запланировано. И всегда убираться за собой, как только закончили работать.
Понравилась статья? Тогда ставьте лайки. Подпишитесь на мой канал.
Другие мои статьи: