Вот подошла очередь и до французского танкостроения. Пылкие французы, в отличии от педантичных англичан, не стали ограничиваться постройкой только одного танка. Но, как ни странно, эти два танка были построены на базе трактора, без каких либо изменений этой самой базы (в отличии от англичан). Рассмотрим по подробнее.
"Шнейдер" СА-1
1 декабря 1915 года полковник Этьен обратился к главнокомандующему с предложением о постройке "сухопутных броненосцев". Полковник заинтересовал инженера-конструктора Э. Брилье который уже 22 декабря представил законченный проект боевой машины. За реализацию разработки в металле отвечала компания "Шнейдер-Крезо".
25 февраля 1916 года завод "Шнейдер" получил заказ сразу на 400 машин. Однако, "на всякий случай", управление автомобильной службы, взявшее дело в свои руки, обратилось и к фирме "Сен-Шамон". "Сен-шамон" представила свой проект 27 апреля, который должен был иметь весомые преимущества перед "Шнейдером". В результате чего эта фирма так же получила заказ на постройку 400 машин.
По габаритам "Шнейдер" был весьма компактен (особенно по сравнению с "Сен-Шамоном"):
- Масса - 13,5 т
- Длина - 6,32 м
- Ширина - 2 м
- Высота - 2,4 м
- Лобовая и бортовая броня - 11,5 мм
- Мощность двигателя - 60 л.с. , что позволяло развивать скорость до 6 км/ч.
Забегая немного вперед, скажу, что корпуса как "Шнейдера", так и "Сен-Шамона" капитально выходили за габариты тракторной базы - отсюда непрактичность и несуразность машин.
Механическая коробка передач управлялась одним человеком, имела всего 4 передачи - 3 скорости вперед и 1 назад. Вооружение состояло из 75-мм короткоствольной пушки и 2 пулеметов. Экипаж состоял из 6 человек. Орудие, кстати, размещалось довольно неудачно - у правого борта на манер корабельного. В итоге все цели слева были в "мертвой зоне", да и пулеметы размещались в шаровых установках исключительно по бортам, без возможности стрельбы непосредственно перед танком.
Для улучшения проходимости танка через рвы танк оснащался стальным хвостом сзади, и резаком (похож на бушприт), для прорыва через проволочные заграждения - спереди.
"Сен-Шамон" - несуразица на гусеницах
В сентябре 1916 года в войска стали поступать первые машины. Да, французы обошли британцев в сроках развертывания производства, но какой ценой. В спешке брали самые первые решения без всякой проработки, но самое главное - в качестве базы служила старая добрая ходовая трактора "Холт", которая практически не претерпела никаких серьезных изменений. На и так довольно непригодную ходовую взгромоздили простую коробку бронекорпуса, выходившую за габариты гусениц.
Данный танк совершенно не годился для передвижения по полю боя. Выдвинутая далеко вперед носовая часть, была совсем не против застрять на первом же препятствии или закопаться в первую же воронку от снаряда. Габариты:
- Масса - 24 т
- Длина - 7,9 м
- Ширина - 2,67 м
- Высота - 2,36 м
- Лобовая броня - 11 мм, бортовая - 8,5 мм
- Мощность двигателя - 90 л. с. , что позволяло развивать скорость до 7 км/ч.
Вооружение состояло из 75-мм пушки и 4 пулеметов. Пушку установили в лобовом листе, более-менее вписав в общую структуру машины. Стрельба производилась в довольно узком секторе перед собой, поэтому в процессе наведения орудия на цель в основном использовался разворот всего танка. Пулеметы располагались по одному стволу с каждой из 4 сторон.
Боевое крещение обоих танков
16 апреля 1917 года, битва под Шмен-де-Дам. В бою участвовали 132 машины обоих типов. Однако, повторить судьбу "марков" им было не суждено: уже через час 76 танков горели, или остались неподвижно стоять на поле боя. Тяжелые потери не разочаровали французов в перспективности новых боевых машин - велись активные работы по разработке новых танков (от тракторной базы таки решили отказаться), а оставшиеся первые машины были переведены в учебные машины. Однако, нескольким "шнейдерам" еще пришлось повоевать - они приняли участие в битве за Мадрид в сентябре 1936 года.
В этой статье я уже написал о первом российском танке, так же ставшим и первым башенным танком. Прошу перейти и так же ознокомиться с этим материалом - он вышел интересным и познавательным.