Вопрос поиска «редких» композиций авторства любимого исполнителя или группы рано или поздно встаёт почти перед каждым поклонником. Все официальные альбомы уже прослушаны вдоль и поперёк и выучены наизусть, так что можно даже не включать аудиоаппаратуру, достаточно немного напрячь память. Но нового хочется и хорошо если пусть редко, но почитаемый лично вами музыкант всё же дополняет свою дискографию хотя бы синглом. А если нет, и уже вряд ли дополнит? Тогда можно заняться «раскопками». На помощь придут синглы, EP, концертные альбомы, сборники, переиздания и т.д. И в таком случае как повезёт, или придётся всё собирать и искать самому или же музыканты, дабы порадовать верных ценителей сами издадут какой-нибудь сборник раритетов или неизданного.
Pink Floyd во второй половине десятых годов пошли по второму пути и порадовали поклонников как доукомплектованными разного рода бонусами перезданиями альбомов «золотой эпохи» (речь о 1973-1979) так и двумя огромными бокс-сетами, озаглавленными The Early Years (1965-1972) и The Later Years (1987-2019).
О The Early Years я вскользь упоминал в материале о произведениях The Man и The Journey:
Но об этом боксе думаю стоит поговорить отдельно.
О прародителях альбома Animals – треках You Gotta Be Crazy и Raving and Drooling рассказано в материале об альбоме 1977 года:
Здесь же основной упор будет делаться на материал эпохи Дэвида Гилмора, но с небольшим экскурсом в 1974 год, с которого мы и начнём.
После феноменального успеха Dark Side эйфория сменилась закономерным вопросом: а что дальше? Отсутствие сил, возможно и даже желания создавать новую музыку натолкнуло группу на идею вернуться к старому проекта рубежа 60-х и 70-х под условным названием Household Objects.
Замысел был в том чтобы исполнить и записать музыку без использования музыкальных инструментов, которые должны быть заменены предметами домашнего обихода: расчёсками, резинками, бокалами, линейками и т.д.
Для Floyd подобные чудачества не были в новинку, достаточно вспомнить финал композиции Bike, а также произведение Work и Alan’s Psychedelic Breakfast.
В 1971 году за процессом создания Household Objects наблюдал инженер Джон Лекки, а в 1973 группа подключила к делу Алана Парсонса.
Ник Мейсон считает что идея изначально была тупиковой, но музыкантам нужно было как-то оправдаться, в том числе перед собой, за затягивание начала работы над новым альбомом. Уотерс наоборот относился к проекту с энтузиазмом, но вскоре идея альбом о Сиде Барретте перевесила, что очень расстроило Алана Парсонса.
Записи лежали в закромах до 2011 года, пока не вышли переиздания альбомов Dark Side of the Moon и Wish You Were Here, в которые в виде бонусов вошли два трека (в общей сложности 5,5 минут) из нереализованного альбома Household Objects.
The Hard Way исполнена с помощью ладоней и "бас-резинки", за клавишные отвечают винные бокалы, создающие звуки космической меланхолии. Очень даже примечательная вещь, если не знать какими средствами это создано, то вполне сойдёт за полноценное демо.
Wine Glasses. Если вы видели когда-нибудь как исполняют музыку на винных бокалах, то вот вам представитель подобных звуковых поисков. В 1975 «бокальные» наработки вышли в составе сюиты Shine On You Crazy Diamond.
Теперь переместимся в год 1992, когда Pink Floyd окончательно сформировались в формате трио. Да, уже был альбом A Momentary Lapse of Reason, но участие Ричарда Райта в нём ограничилось лишь исполнительской функцией.
В 1992 на экраны Великобритании вышел фильм об автогонках, проходивших в Мексике в начале 50-х годов под названием La Carrera Panamericana.
Казалось бы, ничего особенного, но именно в этом фильме прозвучало целых 6 новых инструментальных композиций группы Pink Floyd, две из которых написаны всем трио: Райт – Мэйсон – Гилмор, остальные единолично Гилмором.
Начнём с Гилмора. Country Theme – фолковая баллада со звонкой акустической гитарой, вполне могла бы вписаться в альбом 1972 года.
Первая ассоциация с Mexico 78 - On the Run только быстрее. Идеальный саундтрек к кадрам с гоночными автомобилями. Вне контекста фильма композиция, на мой взгляд, не воспринимается.
Big Theme – гитарная тема, вполне в духе гилморовских Floyd, вполне могла бы получиться эффектная кода для полноценной композиции. В спайке с ней идёт Small Theme, в которой та же мелодия исполняется на органе.
В Carrera Slow Blues, авторства Гилмора, Райта и Мэйсона, сочетаются нотки фирменного флойдовского томного настроения и блюзового ритма. Главный недостаток – преступно маленький хронометраж. Всего 2:20, из которых большая часть заглушена звуковыми фрагментами из фильма.
И завершается саундтрек композицией Pan am Shuffle, в которой каждый любитель музыки группы услышит реминисценции к прошлому творчеству Флойдов, особенно к композиции One of These Days. Очень энергичная композиция с замечательным дуэтом клавиш Рика и гитары Дэйва, если уж и слушать саундтрек к La Carrera Panamericana, то ради этого финального музыкального взрыва.
Жаль, что саундтрек не вошёл в бокс The Later Years, возможно дело лежит в правовой плоскости, в частности в правах на дистрибуцию.
Имеет ли этот саундтрек какую-то творческую ценность? Да, поскольку он стал ступенью к The Division Bell – одному из лучших альбомов Pink Floyd. Но я бы не стал возлагать на него большие надежды, поскольку можно разочароваться, если вы ждёте что-то уровня того же The Division Bell. La Carrera Panamericana не скрытое сокровище, но интересен как связующая нить между двумя последними студийными работами.
Теперь же давайте перейдём к официальному изданию, а именно к бокс-сету The Later Years, на котором Флойды представили семь композиций под общим названием Unreleased 1994 studio recordings.
Я затрону здесь часть из них, и в первую очередь отмечу великолепную почти семиминутную Slippery Guitar. Здесь конечно узнаётся авторский почерк Гилмора, но та неуловимая, ощущаемая кончиками пальцев нить флойдовской магии чувствуется с первых секунд.
Rick's Theme. Эх Ричард…. Каждый раз когда слушаю музыку его авторства накатывает тоска по невосполнимой утрате, но музыка остаётся в вечности.
David's Blues. Мистер Гилмор отдыхает и наслаждается блюзовыми мотивами напевая «рыбу», которая так и не стала текстом.
Blues 1 в отличие от блюза Дэвида куда «мускулистей» и здесь большую роль играют даже клавиши Рика, паря вокруг ритма задаваемого гитарой и ударными.
Ну и под конец Nervana, в которой флойды уходят прямо в хард. Может не самая выразительна вещь, но точно самая драйвовая из нереализованных студийных записей 1994 года.
Сперва я хотел на этом закончить, но всё же решил добавить в этой подборке два бонус-трека.
Первый это шумовая сюита под названием Soundscape, которую можно было услышать исключительно в варианте альбома Pulse, выпущенном на аудиокассетах. Благо, в мир цифровых технологий этот аудиоартефакт сохранился и дожил до наших дней. Soundscape использовали во время тура в поддержку альбома The Division Bell для поверки аппаратуры. Штука на любителя, поэтому мало кто будет слушать её более одного раза, хотя…возможно ассоциации с альбомом Ummagumma добавят этой записи очков.
А вот второй – саундтрек к телефильму The Colours of Infinity 1995 года. В выходных данных фильма автором музыки указан Дэвид Гилмор. Предположительно и это, как я понимаю, основная версия, помогал Дэвиду с записью Джон Кэрин, а сама запись проходила в 1991 году во время работы над La Carrera Panamericana. Режиссёр фильма Найджел Лесмуар-Гордон в свою очередь хотел чтобы музыку для фильма представили именно Pink Floyd, поэтому существует версия, что этот саундтрек записывался всем трио в 1993 году во время сессий к The Division Bell. Так что Floyd или не Floyd неизвестно. Но….Гилмор там точно есть и музыку он сочинил великолепную.
Спасибо Вам и спасибо Pink Floyd.