Игорь Соломонов рассказывает о своей первой курсантской заграничной практике во время обучения в Мореходном училище.
Поздней осенью 1979 года нас второкурсников-судоводителей Новороссийской вышки отправили на плавпрактику. 65 курсантов погрузили на морском вокзале на учебно-производственное судно "Горизонт", которое принадлежало Одесской высшей мореходке.
Несколько ребят, которым не открыли визу по разным причинам, например, срочная служба в армии и на флоте на должностях с допуском к гостайне, проходили практику в портофлоте. Одному парню не открыли визу, так как он был крымским татарином (по его словам). Про крымских татар и их депортацию в те годы я и не слышал. В Крыму до 1989 года их не прописывали, у нас в Новороссийске их было довольно много, но после развала Союза почти все переехали на свою историческую Родину.
УПС "Горизонт" было моим ровесником - 1961 года постройки в Германской демократической республике в городе Росток на судоверфи Нептун. Я тоже родился в 1961 году в ГДР в городе Галле.
Разместили нас в тесных кубриках с двухъярусными кроватями с высокими бортиками, чтобы не выпасть при сильной качке.
Первый переход в Одессу. Ранним утром в морозной полутьме увидели огни Воронцовского маяка, было очень красиво, запомнилось на всю жизнь!
Короткая стоянка на морском вокзале и переход в Салоники на выгрузку хлопка. Чёрное море зимой очень неспокойно, штормило прилично, все курсанты с непривычки в лежку. Ночью все скрипит, кажется, что судно развалится.
На приём пищи восемьдесят процентов курсантов не ходили, но были ребята, у которых просыпался волчий аппетит, ели за пятерых! От укачивания лучшее средство - работа на палубе под чутким руководством боцмана! Прошло трое суток и все втянулись и на качку особо не обращали внимания.
Первый мой иностранный порт Салоники, увольнение в город, ходили в увольнение в курсантской форме.
А в это время наши войска были введены в Афганистан для выполнения интернационального долга и оказания помощи братскому афганскому народу. Греки очень агрессивно относились к нам, кричали, свистели, выгоняли из магазинов и кафе. А тут еще в местной газетенке вышла большая статья с фотографиями наших курсантов, которых незаметно сфотографировали в городе. И ребят подобрали колоритных, под фото надпись: "Вот такие же оккупанты топчут землю Афганистана!"
Увольнение в город во избежания провокаций в курсантской форме нам запретили, у помполита работы прибавилось. Новый год встретили в порту. Нас собрали в столовой, чаепитие без спиртного, в 23 часа отбой.
Мне выпала удача стоять в это время вахтенным матросом у трапа, смотреть на пустые причалы порта, бегающих огромных крыс, и слышать весёлые радостные тосты судовой команды.
При отходе из порта нас собрал помполит. Хитрый одессит устроил торжественное сожжение отнятых у курсантов лейблов на джинсы! Все это действо сопровождалось шаманскими возгласами: "Чувствуете, как тлетворно воняют западные флаги стран Нато!" Никогда бы не поверил, что такое возможно было увидеть в конце двадцатого века, но сам был свидетелем.
В одну из ночей весь "Горизонт" проснулся от мощного звука судового наутофона (средство подачи звукового сигнала в тумане). На мостик в одних трусах выскочил капитан. Оказалось, что наш курсант утомился на вахте и для удобства облокотился на неизвестный прибор, который издал страшный вой.
Целую неделю нарушитель докладывал наизусть статьи Устава ММФ СССР вахтенный службе судна. (Это курсант и сейчас бороздит просторы Мирового океана в должности капитана).
Под Алжиром попали в сильнейший туман: руку высовываешь из рулевой рубки и пальцев на ней не видишь. Волосы покрывались инеем, и ты в 18 лет становился совершенно седым. Пришлось становиться на банку (мель в открытом море, глубина которой значительно меньше окружающих), и наутофон работал от души. Любители рыбной ловли начали одну за одной вытаскивать рыбу-саблю. Уже и туман прошёл, а почти вся команда вошла в раж и продолжала ловлю. Настроение перебил катер алжирской пограничной охраны, давший по радиосвязи команду продолжить движение прежним курсом!
Прошли все Средиземноморье и для пополнения продуктов и запасов пресной воды прибыли в небольшой испанский городок Альхесирас, что находится рядом со скалой Гибралтар, принадлежащей Британии. Напротив через Гибралтарский пролив через 18 миль уже Африка - порт Сеута.
Альхесирас понравился, городок, как в романах Сервантеса, только грязноватый, много мусора.
Очень колоритно смотрелись военные в пилотках с кисточками и красивой форме.
На борту нашего судна находилась небольшая группа сотрудников НИИ, которые измеряли магнитное поле в различных районах. Мы таскали огромные кабели под бортом судна по их команде.
Конечная точка нашего рейса была недалеко от острова Святая Елена, место смерти Наполеона.
Нас постоянно облетали и фотографировали натовские Орионы, особенно по пути из Гибралтара. Ребята в этот момент мыли палубу, и один из нас, как из пулемёта шваброй имитировал стрельбу по самолету, тот развернулся и на бреющем полете изобразил атаку на судно и бросил пустую банку из под кока-колы!
После Канарских островов стало гораздо теплее. Судно ни разу не пересекало экватор, а нам соплякам повезло! Наступил судовой праздник День Нептуна.
Капитан "Горизонта" смуглый усатый красавец-настоящий Антонио Бандерас, одетый в белоснежную форму докладывал о прибытии судна Нептуну на экватор. Свита чертей и русалок ловила курсантов, волокла через большой брезентовый рукав с маслом, краской, а потом окунала в деревянный бассейн, не забыв поставить на за@днице печать Нептуна. Особенно доставалось буфетчицам, судовой врач откупился от обряда крещения двумя бутылками водки, в которых была вода. Но ушлые черти сразу раскусили обман и с особым старанием поиздевались над доктором. Даже грозный боцман, проплававший более 28 лет, экватор не пересекал!
Вылез я из купели, включил пожарный гидрант и долго отмывался забортной водой. За борт на экваторе полетели мои курсантские до колен труселя! А вечером в столовой состоялся концерт, посвящённый дню Нептуна. Готовились заранее, ребята играли на гитарах и пели курсантские песни на битловскую музыку. Разные юмористические сценки, вспомнили свое участие в училищных юморинах. Концерт всем понравился!
Каждому курсанту вручили именной диплом о пересечении экватора. Мой диплом в красивой рамке занял почётное место в кабинете.
До конечной точки экспедиции дошли и повернули на обратный курс.Лас - Пальмас де Гран Канария. Судовая пища стала надоедать, особенно мясо из кролика, которое ели каждый день, и, мягко говоря, оно уже было староватым, не спасало обильное количество приправ и специй.
Наконец-то на горизонте показались солнечные Канары! Нас быстро поставили к причалу, в порту было немало наших советских рыболовецких судов. Помполит по прозвищу Голуба (постоянная его любимая присказка), инструктирует под подпись о правилах пребывания советского моряка в иностранном порту и выдает на руки загранпаспорт. Подходит к борту судна автобус, и нас везут в магазин "Совиспан". Даётся 2,5 часа на разграбление, часа 1,5 поглазеть в городе и все, на судно. Там уже ожидает вторая смена увольняемых в город.
На свои курсантские пессеты я купил свои первые джинсы марки U.S. TOP, очки, майку, и даже осталось на подарки родителям и брату. Прошлись и по индусским и польским магазинам. Судовая команда набрала ковров, потом прятали по ночам в машинном отделении. Наши же покупки очень тщательно проверяли помполит с руководителем практики.
Закончились тёплые денечки, возвращались в Средиземку на Сицилию.
Маленький уютный порт Рипосто, где мы грузились лимонами. Мы кричали портовым грузчикам: "Синьер! Уно лимоно!", а они закидывали нам в иллюминатор лимоны целыми ящиками. Молодому растущему организму не хватало витаминов, лимоны нарезались в банку с сахаром, а потом у судового сатуратора делали лимонад! Очень вкусно!
Итальянцы относились к советским морякам очень доброжелательно, целыми классами приходили на экскурсии на "Горизонт". Курсанты, неплохо знающие английский язык, водили группы экскурсантов по судну, рассказывали его устройство.
Опять нас долго инструктировал помполит Голуба о запрете контактов, особенно с итальянками, пугал закрытием визы.
Как-то я стоял у трапа судна на вахте. Подходят ко мне два молодых итальянца со словами: "Капрал (у меня было две лычки - второй курс), мы видели на борту красивую блондинку, познакомь, любые деньги дадим!" У нас молодых красивых блондинок не было, о чем я и сказал горячим итальянским парням. Но они упрямо заверяли меня, что видели прекрасную блондинку. В этот момент мимо них с ведром и тряпкой прошла наша уборщица Валентина Владимировна блондинка пенсионного возраста. Мачо погрустнели, поняли, что зрение их обмануло.
Под погрузкой стояли неделю, несколько раз ходили в город. На большом автобусе нас повезли на вулкан Этна. Чем выше мы поднимались по серпантину, тем быстрее изменялась окружающая природа. Почва и камни были почти чёрного цвета, чувствовалась близость спящего вулкана. А почти на вершине, были проложены лыжные трассы, подъёмники, очень красиво.
Ездили на электричке в Катанию, тоже очень красивый старинный городок. Можно было представить сцены из книги "Крестный отец".
В один из вечеров на судно приехала группа активистов Советско-Итальянского общества дружбы с большими подносами пирожных, был юбилей этого общества. Мы пошли к Голубе с просьбой открыть курсантскую столовую и угостить гостей чаем, но был категорический отказ и угрозы! А уж о предложении девчонок поехать с ними на Этну на их машинах, мы и говорить не стали, пришьют антисоветскую статью. Так на верхней палубе мы и поели эти пирожные под дождём!
Закончился итальянский поход, пора возвращаться на Родину. Прошли мы мыс Мапатан, потом Дарданеллы, Босфор, и в марте прибыли в родной Новороссийск.
Поставили нас рано утром на морвокзал, ожидаем власти, а по причалу ходит наш старшина группы. Увидел нас загорелых, заросших, и как закричит: "Пацаны, не вижу жвачки!" Снял шапку и ждёт. Накидали мы ему полную шапку баблгума.
Закончился пограничный и таможенный контроль, завершилась наша четырёхмесячная практика благополучно! Рейс: Новороссийск - Одесса - Салоники - Альхисирас - Лас - Пальмас де Гран Канария - остров Вознесения - Санта - Крус де Тенерифе - Рипосто - Новороссийск. По итогам практики получили удостоверение матроса 2 класса (летом я уже был в штате на танкере в этой должности и опять рейс продолжительностью четыре месяца). За период обучения в Училище необходимо было заработать плавательского ценза 15 месяцев для получения рабочего диплома "Штурман малого плавания".
Игорь Соломонов, г. Новороссийск 2024 г. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте здесь.
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно!
======================================================
--