Созерцать картины означает не просто смотреть, но видеть. Подмечать детали, уметь схватить главное. Понять замысел художника, не упустив его отсылки, цитаты и шутки. Однако стоит ли такого напряженного труда наблюдение натюрмортов? Определенно! Отличным примером того, сколь много деталей может скрывать в себе полотно этого жанра, служит картина Клары Петерс «Натюрморт с сырами, миндалем и крендельками».
Клара Петерс и сама по себе необычная художница. Она родилась в конце XVI века, в Южных Нидерландах (современная Бельгия). В те времена для женщин получить художественное образование, вступить в гильдию и найти заказчиков было крайне сложной задачей. Однако Клара успешно преодолела все препятствия, став одной из немногих профессиональных художниц своего времени и известным мастером натюрморта.
Клара Петерс принадлежит к числу «забытых мастеров» XVII века. Она была замужем и иммигрировала в Голландию, в остальном мы мало что знаем об ее личной жизни и практически ничего о том, где и у кого она училась живописи.
Одно из ее полотен, прекрасный образец голландского натюрморта, мы сегодня и рассмотрим. «Натюрморт с сырами, миндалем и крендельками» был написан Кларой Петерс около 1615 года, масляными красками на деревянной панели. Картина изображает типичный для нее сюжет: вкусная и дорогая еда, роскошная посуда. Подобная разновидность голландского натюрморта XVII века называется «банкет» (banketjes).
На картине Петерс мы видим большое блюдо с сырами различных сортов (Эдам, овечий сыр), «стружки» масла на блюдечке, чищеный миндаль, сушеный инжир и изюм на сине-белой тарелке. На столе, на переднем плане, лежат крендельки необычной формы и нож с гравированной рукояткой. На заднем плане расположились булочка, кувшин и стеклянный кубок с крышечкой.
Обратите внимание на посуду – она изысканная и дорогая. Тарелка с миндалем и инжиром – элегантный китайский фарфор эпохи Ваньли, из белой глины с синей росписью. Кубок изготовлен из знаменитого венецианского стекла, с декорированием и золочением. Даже кувшин не абы какой, а так называемый кувшин Бартмана (Беллармин) – керамический сосуд с соляной глазурью и характерной декоративной деталью в виде бородатой маски на горловине. Представляет интерес и нож, на искусно гравированной рукояти которого можно различить две женские фигуры. Вероятно, это так называемый «нож невесты» (bruidmessen) – популярный свадебный подарок, дело рук серебряных дел мастеров Антверпена, родного города художницы.
Тот факт, что на своих картинах Клара Петерс изображала ценную посуду (фарфор, венецианское стекло) и дорогую еду (выдержанные сыры, устрицы, выпечка, апельсины) позволяет сделать вывод, что она происходила из обеспеченной семьи и, возможно, писала натюрморты для богатых коллекционеров.
Но этим замечательные особенности картины не исчерпываются. Ведь художница оставила на полотне свои автографы, которые может заметить только внимательный глаз. Во-первых, на боковую грань рукояти ножа нанесена гравировка «CLARA PEETERS» – ее имя. Во-вторых, и это самое интересное, Клара Петерс спрятала на картине автопортрет! Он совсем крошечный и представляет собой отражение лица художницы на крышке кувшина.
Натюрморт Петерс – ценный источник сведений о быте далекой эпохи. При этом картина поражает своим реализмом: каждая мельчайшая деталь тщательно выписана, свет натуралистично отражается в стекле и металле, кажется, что нож на краю стола может упасть в любой момент. Об этом произведении можно рассказывать еще очень долго, но прибережем некоторые интересные моменты для следующих статей.
|Справка| Полное название картины – «Натюрморт с сырами, миндалем и крендельками» (Stilleven met kazen, amandelen en krakelingen). Автор – Клара Петерс (Clara Peeters). Жанр – натюрморт, «банкет». Стиль – голландский реализм. Дата создания – ок. 1615 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 35 x 50 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!