Светлана Васильевна Жарникова обратила наши внимательные взоры на Русский Север, начиная с изучение с северно-русских орнаментов, в которых в глаза бросились явные свастические формы древнерусских вышивок, идентичные символам ариев. То есть, по ее словам в интервью на «Достояние Планеты», она увидела «странную закономерность, что в северно-русском орнаменте сохраняются только те блоки, которые связаны в эпоху Бронзы с подвижками арийских народов, то есть индоиранские орнаменты, и никаких других». Сравнив орнаменты русского севера с финно-угорскими, убедилась, что там этого нет. Но если там жили финно-угры то – это их должны были бы быть их орнаменты? Но финно-угры никогда ариями не были.
Обратившись к лингвистике, она выяснила, что в русском языке также нет ничего финно-угорского, никаких их «привнесений». Встал вопрос о топонимии севера, и выяснилось, что и здесь в названиях водных рек и озер нет ничего финского, если не считать некоторых поздних финских дополнений к древним названиям – ярви, йоки, лампи (Рама-ярви, Рама-йоки, Шива-лампи и другие).
К тому же, академик А. И. Соболевский еще в двадцатые годы прошлого века писал, что
«подавляющее большинство названий происходит из какого-то индоевропейского языка, который я пока для подыскания более подходящего термина именую скифским».
Естественно, сегодня уже понятно, что скифы к этим названиям имели только то отношение, что предки самих скифов, время которых, начинается от 700-800 лет до н. э. и до 5 в.н.э., были поздними ариями.
Но кто-то ведь там все эти «санскритизмы» с самой глубокой древности на Русской равнины оставил. И странным образом эти, скажем прямо, древнеарийские гидронимы, которые исчисляются здесь сотнями, сохранили до наших времен люди, испокон веков непрерывно проживающие здесь. Они почитали эти названия как сакральную память о своих древних предках, давших современникам и имя русы, и язык – руси (руський).
Отмечала С. Жарникова также названия полуострова Скандинавия и станы Свитьод. Здесь интересно то, что Сканда /skanda/ – это имя бога войны, сына Шивы, нава /nava/ – это новый. Что касается названия страны Свитьод (Шввеции), то это слово является прямым прочтение на языке русов - Свет + удел: «Удел света». Так названа территория Швеции на карте скандинавского автора XII в сочинении «Какие земли лежат в мире».
К слову, в эпосе Махабхарата на северо-западе Белого моря упоминается Шветадвита. /śvetadvina/ или «Светлый остров», на котором совершал свои подвиги Сканда. Получается, что влияние древних ариев имело место и там, где ныне расположилась новообразованная в 17 веке страна Швеция. Отмечалось уже неоднократно присутствие на русском севере водных названий с корнем Инд (Индус, Индера, Индель, Индига, Индоманка). Жарникова указала и на реку в Швеции под название Индальсэльф – Индийская река, а также реку Винганг, точно с таким же название есть река в Индии, в штате Антхрапрадеш. Впрочем, пришельцы в Скандинавии могли и переименовать придя на чуждые им территории многие гидронимы на свой лад. Сейчас у них осталось только название поселения Vingäng.
Если же говорить о территории Русской равнины, там, куда ни брось взгляд, всюду достаточно любопытные названия водоемов, которые вполне подтверждают предположения об их древнеарийском происхождении. Названия рек и речушек, а также озер, остались, а перевод их находим в санскрите. При этом, причем полное соответствие русских и древнеарийских окончаний этих названий на «-а», не может не впечатлить. Можно предположить, что окончание «-а» самое архаичное в русском языке, сохранившееся в языке еще со времен древней общеарийской общности.
Вот несколько примеров:
Река Идав Костромской области. Имеется река Ида и в Чехии. Что не удивительно
На санскрите /iḍā/ – земля; мать Пурураваса.
Пуруравас – в индийской мифологии является первым царем Лунной династии. К слову, Индус – физическая Луна, а Сома – духовная. Оба этих названия Луны сохранились в гидронимах Русской равнины. Обожествление же древними ариями Луны не случайно. Их Риши (ṛṣi), семь мудрецов, олицетворяющих семь звёзд Большой Медведицы.
Последующие поколения рассматривали их как патриархальных мудрецов или святых, которые составляли особый класс существ в ранней мифической системе, отличный от богов, людей, асуров. Семь Риши еще звали Питри или Лунные Предки, которых считали либо сынами богов, либо сынами Брамы.
И отголоском самых архаичных представлений людей обитавших на русской равнине остались подобные названия.
Имеется также названия реки Сома в Кировской области и с десяток озер и рек Индус как на Русской равнине, так и в Сибири.
Река Ира. Их три – в Тамбовской Тверской областях и в Краснодарском крае.
На санскрите /irā/ - 1. освежающий напиток, вода; 2. Апсара, дочь Дакши и его супруги Кашьяпы; 3. богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия Сарасвати.
Река Сара.Их три в Вологодской области, по одной в Ярославской, Ленинградской областях.
Sarā (санскр.) – вода, ручей, жидкость
Река Пара. Протекает в Рязанской области. Para (санскр.) - далёкая, крайняя, граница.
Река Ока.Oka (санскр.) – убежище.
Река Нара(г. Наро-Фоминск). В 1100 км. от нее река Нара в Карелия.
Nāra (санскр.) - герой, мужчина.
Река Кара. В Ямало- Ненецкий АО. Karā (санскр.) - луч света, хвалебная песнь.
Река Сима. Река в Вологодская обл., река Сим в Башкирии.
Sīmā (санскр.) - граница, веха.
Река Суна. По одной реке Суна в Карелия и в Кировской областях
Sūna (санскр.) - рождённый, расцветший, распустившийся, бутон; цветок.
Река Уна. Протекает в Архангельсокой обл. и в Башкирия.
Ūna (санскр.) – меньшая, малая
И так далее…. И это только выборочный список.
Так что, сомнений относительно присутствия в древности носителей арийского языка, ставшего корневым и для русов, не позволяют допустить обширная арийская же топонимика Русской равнины. Уделяю здесь больше внимания именно северной ее части. Об индоарийской топонимике Причерноморья и всего юга нашей равнины подробно рассказал О. Н. Трубачев («Индоарика Северного Причерноморья»).
Еще в 70-х годах прошлого века А. Бешем в книге «Чудо, которым была Индия» вполне обоснованно показал, что арии явились в Индию как боги с территории Русской равнины, на которой затем раскинулась Русь. Там же он рисует картину расселения ариев по миру, которая во многом соответствовала исторической реальности.
«Около 2000 г. до н.э. обширные степные территории, простирающиеся от Польши до Средней Азии, населяли полукочевые … племена; это были высокие, довольно светлокожие люди…. (R1a-Z645) Они приручали лошадей и впрягали их в легкие повозки на колесах со спицами. – Колесницы превосходили быстроходностью влекомые ослами неуклюжие телеги с четырьмя сплошными колесами – лучшее средство, известное Шумеру той эпохи. В начале II тысячелетия до н.э.… эти народы (R1a-Z645-Z93) пришли в движение. Они мигрировали группами в западном, южном и восточном направлении, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку…. Некоторые племена переместились на территорию Европы (R1a-Z645-Z280), и от них произошли греки, латиняне и тевтоны. Другие пришли в Анатолию, и в результате их смешения с местными жителями возникла великая империя хеттов. Некоторые – предки современных балтийских и славянских народов - остались на своей прародине (R1a-Z280) . Некоторые двинулись на юг, к Кавказу и Иранскому плоскогорью, откуда совершали многочисленные набеги на цивилизации Ближнего Востока. Касситами, завоевавшими Вавилон, предводительствовали люди этого племени. В XIV в. до н.э. в Северо-Восточной Сирии появился народ, называвшийся митанни, цари которого носили индоиранские имена (R1a-Z93). Имена некоторых их богов узнает всякий, кто изучал индийскую религию: Индара, Урувана (ведийский бог Варуна), Митра, Нашатия. Как и митанни, вожди других племён, проникшие на территорию Сирии и Палестины, носили индоиранские имена». (Чудо, которым была Индия. М.: Наука. 1977, с.37).
Так, взгляд на эту проблему С. Жарниковой, всестороннее привлечение ею данных орнаментов и вышивок, показанное ею топонимическое соответствие гидронимов Русского севера санскритским, подтвержденное информацией Бэшема о бытии ариев в Восточной Европе, всё будто дожидалось окончательной точки в этом вопросе.
Речь о неожиданно ворвавшейся на арену истории ДНК-генеалогии. И всё то, что происходило в истории с ариями, она подтверждает.
И стало ясно, что обширные территории по данным ДНК–генеалогии, видимо, все-таки уже примерно 5000 лет назад «от Польши до Средней Азии населяли высокие, довольно светлокожие люди» рода (гаплогруппы) R1a-Z645. «Все-таки» - потому, что общий предок гаплогруппы R1a-Z645 жил 5400 тысяч лет назад. И это была гаплогруппа древних ариев.
По данным ДНК-генеалогии затем образовались две ветви R1a-Z645-Z93 и R1a-Z645-Z280. И 4-4,5 тысячелетия назад носители R1a пришли в движение. И мигрировали носители Z645 в западном, а носители Z93 «в южном и восточном направлении, покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку».
«Предки современных балтийских и славянских народов гаплогруппы - R1a-Z280 - остались на своей прародине». Что вполне согласуется с современным преобладанием носителей субкладов R1a - Z280 и М458 у этих народов.
3400 лет назад «в Северо-Восточной Сирии появился народ, называвшийся Митанни, цари которого носили индоиранские имена». 3500 лет назад арии пришли в Индию. Все они являлись носителями гаплогруппы R1a-Z93 и нижестоящих субкладов.
Так или иначе получается, что выйдя из единого языка, отмеченного на карте такими странными по выражению С. Жарниковой «санскритизмами», арийский язык унесенный далеко на юг и восток, испытав на себе многочисленные инородные влияния, тем не менее основные черты праязыка сохранил. Но предки предков русов, таких потрясений языка в отсутствие миграций не испытывали, и в наибольшей чистоте сохранили и древнюю его лексику, и архаичные согласные, и грамматический флективный строй древнего арийского языка, и более того древнюю гидронимию. Что может указывать на большую близость языка наших предков русов к истокам праязыка и на определенное его совершенство по сравнению со всеми современными индоевропейскими языками.
Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!
Б. Новицкий