Пришлось потормошить мне домашние старенькие фотоальбомы. С детства я их не брала, и они спокойно пылились в антресолях. Решили устроить семейный просмотр. Как оказалось, не все фото мне в детстве показывали, самые старенькие с царских времен берегли от меня. Знакомьтесь, моя семья в далекие годы, по маминой линии. Девочка слева-мама моей прабабушки. А рядом сестра с братом, и мама.
Сколько помню себя в детстве, то сплошные прабабушкины истории о наших родственниках из прошлого. Добрую половину рассказов ей самой передавали по наследству бабушка и мама.
Знахарей и ведунов в те времена было очень много, именно настоящих, кто и в травах и заговорах разбирался. Да так, что любого человека могло волчком закрутить или столбняком застолбить прямо на месте, пока ведун не повелит рассеяться чарам. Прабабушку мою звали Лукерья Филипповна, сокращенно Луша.
Лечила она людей, с помощью молитв, шепотков, да трав лекарственных. Когда я еще не родилась и все жили в бараке, многоквартирные дома только начинали строить, многим она помогла, успешно избавив от недугов. Но с возрастом принимала все меньше народу. Лекарственные растения в то время прямо везде можно было рвать, не было такой загрязненной атмосферы, как теперь. И по сей день мне рассказывают про нее местные жители, кому грудницу заговорила, а кого и от коклюша спасла.
Насколько я помню из ее рассказов, дар ей достался от деда. Тот был знатный колдун и даже занимался "чернухой", а еще мог оборачиваться животным. Был ли он на самом деле оборотнем, я уж точно не знаю, может бабуля мне для острастки приукрасила свои истории. Но на фото он явно напоминает вампира и чернокнижника.
Говорила, раз к нему знатный помещик обратился, с просьбой извести жену нелюбимую. Род его обнищал, и пришлось жениться тому господину на страшной и злой женщине, усатой к тому же. И было у нее богатое приданое, да поместье свое. Предок мой запросил с него большой откуп, в виде фамильных драгоценностей и векселей. И все у них срослось и получилось. Зачахла она от недуга неизвестного. Не стало супруги, и помещик все добро ее к рукам прибрал. Знахарь-предок мой, тоже поднялся за счет него, семьей большой обзавелся, домом большим. Правда, недолго длилась сытая жизнь. Женоненавистника раскулачили, а после расстреляли. А сам предок сгинул на болотах в лесу, оставив после себя большое потомство. В деньгах мои родственники не нуждались в те времена, бедампришла откуда не ждали: в роду начали погибать мальчишки, не доживши и до 30 лет.
Тема эта печальная, был у меня и дядя родной, мамин брат. Погиб в 27 лет в автокатастрофе. А брата моего, родного-убили, ему на тот момент всего 28 годков было. Прабабушкины сыновья тоже не дожили до среднего возраста...
Вот так последующее поколение отрабатывает карму за предыдущие грехи.
Вообще, у нас в семье от прабабушки и до меня-все знали основные заговоры от сглаза, порчи и недоброго слова людского. В те времена, можете быть уверены, их каждый второй в деревнях знал, шепотки заветные. Молитвы, как минимум три, я уже в четыре года знала. А уж какую травку заварить от простуды, или для желудка, это мне доверили лет в восемь, рассказали и показали. Девочка я была "припевочка".
Чудила знатно, всегда убегала, стоило родителям отвернуться, а меня и след простыл. Пряталась в лесу, могла убежать к реке Оке, бродить часами. Иногда уводила местную детвору смотреть птенцов в гнездах, заставляя ребят лезть на деревья, и даже пересчитывать потомство, пока над головой кружила птица-мама, готовая выклевать глаза нам.
Я поэтому всего и не помню, чему прабабушка учила и рассказывала. В одно ухо влетало...
Но многое знали моя мама и бабушка, правда были они не настолько сильны, как Лукерья Филипповна, ну и Я. И потом мне дорассказывали то, чего я недослышала.
Кстати, это моя бабушка Лидия Яковлевна, с моей мамой на руках, на фото внизу.
Красивое и доброе лицо, такое открытое. Никак не ассоциируется с магией. Да и не занималась она ни чем, хоть и ведала многое. Не хотела.
А как вкусно готовили мои бабули. Тогда уже, мы жили в большой четырехкомнатной квартире. Раньше жилье выдавали бесплатно, просто, за труды и работу, в Союзе. Пироги, котлеты, борщец, мммм... Травы молотые добавляли, коренья, даже макушки цветков полевых, не помню каких, в супе плавали. Так и не знаю какие, пробовала эксперементировать-все не то.
Помню, приду с горки вечером, вся в снегу, одежда мокрая, заледенелая, на ленолиуме катались, а меня бабули обе встречают. Одна самогоном разотрет, и под одеялко укутает, вторая отварчик несет, от простуды. Эх, не жизнь была у меня, а сказка. Прямо вернуться в детство захотелось.
Мама моя работала тогда, каждый день. А тоже, характерная дама она, и за себя постоит, и пошлет куда надо, если доймут. А вот и она на фото, Надежда Алексеевна.
Мы с ней совсем не похожи внешне, я в отца пошла. Правда папа у меня был рыженький, четкий огненный цвет волос. Мне, к сожалению, досталась блондинистая шевелюра. Но после немного потемнела, и волосы стали русыми.
Жаль, что не всё и не всегда можно вылечить нетрадиционной медициной. Даже великолепные доктора, про которых говорят "врач от Бога", не всесильны.
На все воля Божья. Вот и просим мы в храмах прощения за грехи усопших, а они, в свою очередь, просят лучшей доли для нас, на небесах...