Найти в Дзене

Рецензия на сериал "Слово пацана"

Прошел уже месяц с момента выхода данного сериала. Страсти немного улеглись, молодежь стала меньше слушать Шатунова и называть друг друга «чушпанами», и, пожалуй, настало лучшее время для спокойного просмотра и анализа. Исторический фон Подростковая преступность зародилась в 70-е и зацвела буйным цветом в 80-е годы, многочисленные подростковые объединения стали кузницей кадров для полноценных ОПГ уже другой страны в 90-е. На мой взгляд, предпосылкой стала начавшаяся эрозия Советского Союза. В сериале действие происходит в 1988 году, когда страна представляла собой панельную пятиэтажку со сгнившими деревянными перекрытиями и затопленным подвалом, которую маляры экстренно перекрасили и кое-где перестеклили. Снаружи выглядит сносно, но на капремонт не хватило ни воли, ни времени, ни денег. Запал марксисткой идеологии, посылавшей комсомольцев на целину и «Стройку века», окончательно испарился вместе с ожиданием коммунизма в 1980/2000/∞ году. Кстати, сами комсомольцы под прикрытием речей и
Оглавление

Прошел уже месяц с момента выхода данного сериала. Страсти немного улеглись, молодежь стала меньше слушать Шатунова и называть друг друга «чушпанами», и, пожалуй, настало лучшее время для спокойного просмотра и анализа.

Исторический фон

Подростковая преступность зародилась в 70-е и зацвела буйным цветом в 80-е годы, многочисленные подростковые объединения стали кузницей кадров для полноценных ОПГ уже другой страны в 90-е. На мой взгляд, предпосылкой стала начавшаяся эрозия Советского Союза. В сериале действие происходит в 1988 году, когда страна представляла собой панельную пятиэтажку со сгнившими деревянными перекрытиями и затопленным подвалом, которую маляры экстренно перекрасили и кое-где перестеклили. Снаружи выглядит сносно, но на капремонт не хватило ни воли, ни времени, ни денег. Запал марксисткой идеологии, посылавшей комсомольцев на целину и «Стройку века», окончательно испарился вместе с ожиданием коммунизма в 1980/2000/∞ году. Кстати, сами комсомольцы под прикрытием речей и красных галстуков вовсю развернули теневой бизнес (кажется, Марата, примкнувшего к комсомолу, вместо смерти на разборке может ждать безбедное будущее днепровского комсомольца Коломойского или московского Прохорова).

Марат вступает в комсомол - кадр из сериала
Марат вступает в комсомол - кадр из сериала

Выхода нет

Дети, конечно, подсознательно чувствуют пустоту и фальшь коммунистической декорации, но ведь во что-то надо верить, надо чем-то заниматься? Итак, возьмем исторический фон малой перспективности, подпольные спортзалы, крепких отслуживших или отсидевших парней с налетом уголовных понятий и романтики и тотальное разделение на своих и чужих. Думаю, Крыжовникову хорошо удалось показать, что никакой другой карьерной лестницы для школьника, желающего сохранить или повысить свой социальный статус просто нет. Добавим сюда беспринципный комсомол, безвольную стареющую номенклатуру, эстетику красивой жизни общества потребления на Западе, просочившуюся сквозь занавес, беспомощных учителей и простых, наивных родителей, которые не знают, как им жить в новом мире и еще немало хлебнут горя от разного рода братков, пирамид и так далее.

При просмотре меня не покидала мастерски созданная атмосфера тотальной безвыходности. Каждый персонаж - заложник своего положения. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но выхода из этого Ада Данте, Города Зеро нет. Некоторые это, судя по диалогам, вполне осознают. Как ни трепыхайся - путь один - на сковородку, точнее в группировку/окно/больницу…

Образ милиции

Положительных персонажей в сериале всего несколько. Последний рубеж на пути в 90-е - советская милиция - представлена случайно попавшим в органы педагогом младшим лейтенантом Ириной и прожженым майором Ильдаром (в перспективе отличным УБОПовцем, если не уволится и не сопьется). Они двое - до конца сериала однозначно положительные персонажи. К ним в равной степени относится все вышенаписанное про безвыходность, но они на своем месте делают все от них зависящее. Сценаристы и режиссер не стали очернять милицию и очень четко расставили моральные акценты. Не стало страны, не стало таких кадров - путь в бездну открыт.

Эпилог

Возможно ли повторение тех событий в день сегодняшний? Ведь, при желании, параллелей с серединой 80-х годов сейчас можно найти ой как немало. Безотцовщина, отсутствие внятных моральных ориентиров и карьерных лестниц, нищета, невнятная пропаганда и СВО* на фоне. Я думаю, нет. За моей уверенностью стоит вереница фамилий - от Пажитного и Воложа до Джобса и Гейтса. Подростки окончательно ушли с улицы в онлайн, а вместо забива скроллят ленту и смотрят сериалы. Благодарить за это надо не молодежную политику государства, а конкретных людей.