Найти тему

В чём различие между личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделями обучения детей дошкольного возраста.

В личностно-ориентированной модели: Признание самоценности дошкольного детства, как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования - охрана жизни и здоровья ребёнка. В учебно-дисциплинарной модели: Детство - это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования - подготовка ребёнка к школе.

В личностно-ориентированной модели: Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогов с детьми. Их основная задача - содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. В учебно-дисциплинарной модели: Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников - реализовать образовательную программу

В личностно-ориентированной модели: Ребёнок - главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность. В учебно-дисциплинарной модели: Ребёнок рассматривается, как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине.

В личностно-ориентированной модели: Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. В учебно-дисциплинарной модели: Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого «Делай, как я!»

В личностно-ориентированной модели: Воспитывать - значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного. В учебно-дисциплинарной модели: Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, «внушений».

В личностно-ориентированной модели: Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям. Тактика взаимодействия - сотрудничество. В учебно-дисциплинарной модели: Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека.

В личностно-ориентированной модели: Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

В личностно-ориентированной модели: Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы - индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка. В учебно-дисциплинарной модели: Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию «школьной модели фронтальных занятий». Приоритетные формы работы - фронтальные. Ориентир на «вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками».

В личностно-ориентированной модели: Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития - приобретение им собственного опыта. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых - наиболее ценный способ развития.

В личностно-ориентированной модели: Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания.

В личностно-ориентированной модели: Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам.

В личностно-ориентированной модели: Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

В личностно-ориентированной модели: Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу.

В личностно-ориентированной модели: Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. В учебно-дисциплинарной модели: Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

В личностно-ориентированной модели: Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях. В учебно-дисциплинарной модели: Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросно-ответная форма взаимодействия.

В личностно-ориентированной модели: Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой. В учебно-дисциплинарной модели: Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм).

В личностно-ориентированной модели: Игра в сочетании с необходимыми объяснениями образует специфическую форму обучения детей - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения. В учебно-дисциплинарной модели: Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом, зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное - формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности.

В личностно-ориентированной модели: Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка. В учебно-дисциплинарной модели: В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего» ребёнка.