Народное искусство резьбы по кости зародилось на севере России более четырехсот лет назад. Самым известным центром косторезного промысла стал городок, расположенный недалеко от Архангельска – Холмогоры. Сырьем для промысла были кости тюленей, рыб, моржей. Использовали и обыкновенную трубчатую коровью кость – цевку, облагораживая ее специальной обработкой и тонированием. В XIX веке резчики использовали и дорогую импортную слоновую кость для важных заказов.
Холмогорские мастера создавали удивительные шкатулки, ларцы, табакерки, миниатюрные секретеры, декоративные кубки, пластины с портретами, браслеты и наборы для туалетных принадлежностей, украшая их гравировкой, тонированием и ажурной резьбой, напоминающей кружево или морозные узоры.
Деревянная шкатулка, облицованная костяными белыми и зелеными пластинками с глазковым узором, частично позолоченным, Холмогоры, около 1730 г., из собрания Государственного Эрмитажа.
В ранних работах костяные пластины украшали гравировкой в виде глазкового орнамента, который был распространен у северных народов с глубокой древности. Орнамент представлял собой кружок с точкой в центре. Иногда гравированный глазковый орнамент протирался бронзовым порошком. Со временем узоры усложнялись, вбирая в себя природные и геометрические формы. Часто орнамент создавал фон, на котором изображали небольшие сюжетные композиции. Основой для больших изделий, таких как ларцы или иконы служили деревянные заготовки, на которые крепили резные панели из кости. Иногда, если узор был сквозным, ажурным, под костяную панель подкладывали фольгу или тонировали дерево в темный цвет, чтобы лучше выделить узор.
Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости с изображением собак, птиц и зайцев на фольгированном фоне, длина 24,7 см, Холмогоры, конец XVIII века.
Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости, длина 64 см, Холмогоры, конец XVIII века.
Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости с изображением сцены охоты на зеленом окрашенном фоне, длина 21,5 см, Холмогоры, около 1800 г.
Шкатулка из слоновой кости со сценой приезда купцов на фольгированном фоне, Холмогоры, 1828 г.
Деревянная шкатулка, облицованная разноцветными панелями из моржовой кости с изображением львов, птиц, собак, цветов и узоров, длина 28 см, Холмогоры, середина XIX века.
Деревянная шкатулка, облицованная панелями из моржовой кости с изображением петушков, Холмогоры, XVIII век.
Шкатулка для рукоделия из моржовой кости, длина 26 см, Холмогоры, XVIII-XIX век.
Верхнее отделение для швейных принадлежностей закрывается ажурной решеткой, в нижнем отделении лежат катушки для ниток и пряжи из слоновой кости.
Деревянная шкатулка для украшений в виде секретера, облицованная разноцветными панелями из моржовой кости с изображением животных, Холмогоры, середина XVIII века.
Кубок из слоновой кости с тремя овальными портретами: Екатерины Великой, цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Федоровны, высота 26 см, Холмогоры, XVIII век.
Холмогорские мастера освоили портретное искусство, создавая изображения царственных особ и полководцев в рельефной технике с искусной проработкой деталей. Часто резными портретами украшали небольшие предметы: табакерки, медальоны, кружки.
Набор шахмат «Рыцари против турок» в шкатулке из моржовой кости, высота 26 см, Холмогоры, XVIII век.
Шкатулка для настольных игр из моржовой кости, длина 23 см, Холмогоры.
Икона со скульптурным рельефом святых Петра и Павла из моржовой и слоновой кости, Холмогоры, XVIII век.
Панно с изображением церкви святых Петра и Павла, моржовая кость, Холмогоры, XVIII век.
Икона с изображением Воскресения Христова в окружении двенадцати клейм жития, резная слоновая кость на подложке из медной фольги, вероятно, Холмогоры, XIX век.
Имена большинства холмогорских резчиков XVIII-XIX веков, создававших утилитарные изделия, украшавшие быт наших предков, как правило, не известны. Но есть и высокохудожественные предметы с установленным авторством, выполненные по заказам императорского двора для дипломатических подарков. Некоторые такие работы сейчас находятся в собрании Эрмитажа. Одним из самых известных мастеров-косторезов XVII века был Осип Христофорович Дудин (1714-после 1785), выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, в последствии работавший в Петербурге.
Кружка с портретами русских князей и царей, кость, рог, серебро, высота 24 см, Дудин О. Х., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.
Кружку украшают 58 портретов русских правителей от Рюрика до Екатерины II. Дипломатические подарки, как правило, включали государственную символику и портреты царствующих особ, скопированные с официальных медалей и картин.
Портрет великой княгини Марии Федоровны, кость, высота 10,5 см, Дудин О. Х., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.
Выдающийся мастер-косторез следующего поколения, Николай Степанович Верещагин (1770-1813), всю свою жизнь прослужил на таможне Архангельска, а резьбой занимался в свободное время. Известно, что в 1801 году он на месяц ездил в Петербург, а в 1803 году Александр I наградил его драгоценным именным перстнем за его косторезные работы.
Ажурная ваза яйцевидной формы с аллегориями времен года: сцена жатвы, сбора фруктов, бракосочетания и сцена у костра; кость, высота 31 см, Верещагин Н. С., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.
Фигурная группа, изображающая Александра Македонского, побеждающего врага; кость, дерево, высота 21 см, Верещагин Н. С., XVIII век, из собрания Государственного Эрмитажа.
Пара подсвечников из моржовой кости с бисерными гирляндами, авторство которых приписывают Верещагину Н. С., конец XVIII века.
Пара ваз из слоновой кости с портретными медальонами, авторство которых приписывают Верещагину Н. С., высота 44 см, конец XVIII века.