Железнодорожная станция Девяткино была открыта на уже действующем Приозерском направлении от Санкт-Петербурга в 1917 году. В 1978 году открыли пересадочную на нее станцию метро Комсомольская, конечную на Кировско-Выборгской линии.
Комсомольская сразу стала уникальной по нескольким причинам:
- Единственная в то время не только в Ленинграде, но и во всем Союзе станция метро, находящаяся за городской чертой, на территории области
- Статус единственной загородной станции на просторах бывшего СССР она сохранила аж до 2009 года, кода в Московском метрополитене была открыта станция Мякинино
- Самая северная станция метро в СССР/России до 2006 года
- Находящаяся практически в "чистом поле", в округе только одноэтажная частная застройка деревни Мурино, эта обстановка была актуальна до 2010-х годов
- Единственный полноценный кроссплатформенный пересадочный узел метро-ЖД в Питере (а может и не только в нем)
Смысл последнего свойства заключается в том, что для пересадки с метро на пригородную электричку и наоборот не надо никуда спускаться или подниматься, переходить с тяжёлыми баулами по многочисленным лабиринтам. Просто вышел из вагона метро на конечной, прошел пару метров через стеклянные двери до железнодорожной платформы и ждёшь электричку на Токсово или Кузнечное. При желании необходимости можно купить билеты - пригородные кассы там же на платформе.
На фото выше пригородные кассы на платформе в сторону Приозерска, сразу за ними левее метро, правее посадочная платформа на электрички, выход через турникеты, везде огорожено забором, зайцем пройти на посадку не то чтобы невозможно, но лучше не надо.
Так это упрощённо выглядит на схеме из приложения pMetro:
Да, и разумеется обратно, по приезде из области тоже одноуровневый переход электричка-метро через двери и турникеты, если не надо покупать билет и мало людей путь меньше одной минуты из одного вагона ЖД в вагон метрополитена.
На более ранней наземной станции Купчино, открытой в 1972 году, заморачиваться не стали, там переход на ЖД только через тоннель, пути метро и витебского направления разделены.
То же самое и на Рыбацком
Правда, если надо в город (район Мурино, деревня, автостанция), то спускаться в тоннель придется, иначе никак.
Удобство одноуровневой кроссплатформенной пересадки Девяткино потребовало усложнения строительства этого узла. Со стороны Гражданского проспекта, расположенного аж на глубине 64 метра пути до Девяткино поднимаются на поверхность, проходят между четными/нечетными путями Приозерского направления. Это как раз для удобного одноуровневого перехода, как бы сказали сейчас: безбарьерная среда.
Но далее поездам метро надо двигаться до метродепо ТЧ-4 "Северное", а оно расположено к западу от Приозерской железной дороги. Поэтому пути метрополитена "заныривают" опять под землю на мелкое заложение, проходят под ЖД направлением на Приозерск и выходят к северо-востоку от станции через портал на депо "Северное".
На предыдущем фото видно, как после наземного участка пути метро углубляются под землю и снова выходят на поверхность уже за железной дорогой прямо на территорию ТЧ-4 Северное.
Теперь можно посмотреть и на поверхности это интересное место. Сначала подъем путей из глубокого заложения со стороны Гражданского проспекта:
Как раз под этим бугром прямо подо мной двигаются поезда со стороны Гражданского проспекта. Теперь повернемся назад:
Вид от предыдущей точки в противоположном направлении . Над путями метро в здании неприхотливой архитектуры 70-х годов расположены служебные помещения станции Девяткино.
Теперь можно пройти и в другую сторону станции, там где пути метро снова ныряют под землю и выходят на территории электродепо.
Бугор, под которым пути метро заглубляются изрядно зарос.
Бетонная стенка над бурьяном - это потолок тоннеля метро.
Ах да, станция Девяткино ещё примечательна тем, что здесь останавливается поезд дальнего следования. Причем остановка не служебная, а самая полноценная, можно приобрести билет:
Но только в направлении из Костомукши в Санкт-Петербург, обратно здесь не останавливается. Особенно с нынешним закрытием Ладожского вокзала весьма актуально, вечером выехал из Карелии, а утром удобно сел на метро, без лишних пересадок.
Теперь конечно из-за строительства в округе огромных бетонных многоэтажек станция Девяткино во многом утратила свой шарм. В 1992 году ещё будучи ребенком побывал здесь, и меня поразила сельская идиллия: выходишь из метро и только тихая деревушка да стальные пути железной магистрали. Сейчас, конечно, есть подобные недавно построенные станции метрополитена в "чистом поле", например, Шушары, Прокшино, Филатов Луг, но это скорее всего ненадолго.