"Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит".
"В человеке я люблю свет. Толщина свечи меня не волнует. Пламя скажет мне, хороша ли свеча".
(Антуан де Сент Экзюпери)
Рецензия на «Ампир, кто я?» (Валерий Гудошников)
Рассказ супер !!! Жаль, что в полной мере оценить этот юмор может лишь "хомо сапиенс летавший". Как-то довелось впервые гнать ИЛ-28 с Балтики в Оренбург, и я вошёл в зону "Саксафон-контроль" (Москва). Боже, как меня нач. связи полка Боря Курышев пугал на контроле готовности, что не дай Бог я скажу хоть одно лишнее слово не по "Перечню типовых команд и запросов". Мол, сразу "сектым башка" и отстранение от дальнейшего перелёта. И что же? Только я вошёл в зону, услышал, как "вертушка", которая идёт внизу, просит кого-нибудь, кто наверху, продублировать его доклад, что у него расчётное время прибытия в деревню "Пупкино" такое-то. Какой-то голос это всё передал и вдруг этот же голос спрашивает: "Вальдемар, это ты что ль?"
Тот отвечает: "Я, Миша". Борт, который вверху: "Ну, ты Машку-то уговорил, когда в субботу ходили на ****ки?" Тот отвечает: "Нет, не дала, зараза, хотя в ресторане из-за неё пол получки оставил". И дальше они начали обсуждать эту стерву-Машку, которая лёДчику-вертолётчику посмела не дать. Если бы я не слышал это своими ушами, никогда не поверил бы, что такое возможно в Московской зоне. Кстати, про нач. связи Борю Курышева. По договорённости с зав. столовой нам раз в неделю давали по большой плитке шоколада, а не каждый день по 15 грамм. Все, естественно, несли шоколад в семью, а Боря тут же, надорвав упаковку, начинал жрать. Ему народ: "Боря, как ты можешь, у тебя же дети (три сына)? А Курышев, съедая большую шоколадку (100 грамм) в один присест: "Детям не положено, они не летают"...
Ещё про радиообмен - как-то довелось осенью 1983 года гнать тройку ТУ-16 из Монгохты на Дальнем Востоке на ас Остров Псковской губернии. Первая промежуточная посадка планировалась на аэродроме "Белая" за Иркутском. А меня брат живёт в этом городе. Я ему накануне позвонил, договорились о встрече. Он заранее приехал. И вот прошли Байкал, я запросил Белую на связь, сам уже предвкушаю встречи с брательником, и вдруг Белая мне даёт указивку: "Меня закрыло туманом, Вам на "..." (называет позывной). Я: "А кто это? Я с таким в одном полку не служил, поэтому не знаю" (шутка). Мне отвечают: "Это - Джида". Я: "Штурман, нам на Джиду". А он: "Командир, а где это?" Я ему: "Так это,блин, я тебя должен спросить, Где это?"
Короче, лазим по сборникам и регламентам, что взяли на борт, а с перепугу,
ничего не можем найти. Я доложил: "У нас такого запасного нет, куда лететь, не знаем". Мне с КП команда: "Берите курс 180 градусов и летите так до команды, пока Вас ПВО не заловит". И дальше открытым текстом выдали позывной аэродрома, частоты ДПРМ, БПРМ, размеры ВПП и пр. Единственное - не сказали превышение. И вот выдали мне давление 702 мм.рт.столба, и из-за него у меня экипаж заправляемого лётчика Вити Наумова, который у меня шёл третьим, и был самым опытным, уселся за 200 метров до полосы, потом гордо подпрыгнув метра на полтора, произвёл посадку на ВПП по-нормальному. И мне, чтобы не оформлять предпосылку, пришлось местному командиру полка СУ-24 бутылку коньяка ставить. А учитывая, что это был конец полуторамесячной командировки в Монгохто, я за коньяк отдал последние деньги экипажа. Блин, чего только не сделаешь, дабы престиж Морской авиации соблюсти...
http://proza.ru/2013/05/27/1592
Или ещё примеры насчёт радиообмена - как-то вываливаюсь из облаков перед ДПРМ на высоте 250 метров на ИЛ-28 и вижу метрах 500 от меня ЛИ-2, снижающийся по глиссаде. Тут же выдаю доклад РП: "Вижу впереди борт, маленький заходит на посадку". А руководил полётами тогда командир полка, полковник Дорофей Самнович Ермаков. Он мне тут же, без паузы, выдаёт: "Да, это не он впереди, а ты сзади". Пока я морщу лоб, как эту его фразу воспринимать, звучит команда: "Этот маленький поболе тебя будет. 351, примите правее, вам без снижения на второй круг, и посадка со следующего захода". Я, естественно: "351, выполняю", - но в копилку своей памяти этот эпизод отложил.
Командир ТУ-16 ночью заходит на посадку на запасной аэродром, где в это время идут полёты истребителей-перехватчиков ЯК-28, и связавшись с РП, выдаёт: "Разгони своих мандавошек - корабль сажать буду"...
Ещё пример с ТУ-16. Я был командиром отряда в Быхове в 170 мрап, и был у меня в подчинении командир корабля Володя Погосян, прекрасный лётчик и человек, но немного "горячий" - в силу армянского темперамента. Заходит он однажды ночью на запасной аэродром в Энгельсе. РП выдал ему за 150 км условия подхода, а потом решил уточнить: "542, а Вы у меня большой или маленький?" Погосян горделиво: "Конечно, большой". В свете прожекторов ТУ-16 производит посадку, и РП выдаёт: "Ну, какой же ты большой, ты маленький". Володя заруливает на стоянку, а там ТУ-95-ые стоят.
В нашем 51 мтап служил лётчик Веня Жбанков, кличка "Жбэн", флегматичный до ужаса. Вот пара примеров его перлов: Летят они на полигон Б-46 на ИЛ-28, высота 7200 метров. Штурман: "Командир, влево 5 градусов". Веня: "Постой, постой, а в прошлый раз мы в этом месте не доворачивали?"
Или РП получает от Жбанкова доклад: "Пересекаю 7800, слышали сильный удар в левую плоскость. Наверно, воробышек"...
Что касается явления - схлёстывание винтов на вертолёте КА-26, то отлетав 1,5 года на корабельном пипилаце КА-27, меня всегда умиляло ограничение, записанное в РЛЭ: "Руление при ветре более 10 м/сек ЗАПРЕЩЕНО", но мы его регулярно нарушали... полёты ж не остановишь, если это обнаруживалось после посадки на полосе - ВПП освобождать надо, да и план ЛТП тоже...
С уважением, полковник Чечель.
В Авиации своя специфика, не каждый поймёт
13 января 202413 янв 2024
3156
4 мин
1