Рассмотрев в предыдущей статье понятие истеблишмент, хочу сейчас сказать коротко и о селебрити. Это словечко тоже часто мелькает в прессе, и не все ясно понимают, что оно означает, хотя примерно себе представляют. Кое-кто думает, что истеблишмент и селебрити — один черт, фактически одно и то же, но это не так. Есть различия, хотя есть и сходство, ведь и те, и те являются известными в обществе людьми. Но, если суть истеблишмента в наличии влияния, то для селебрити основное — известность и узнаваемость как таковые. Это люди, по меткому определению культуролога Даниэля Бурстина, знаменитые тем, что они знамениты. На чем основана их известность, совершенно неважно.
Сам термин происходит от латинского celebre — популярный, знаменитый.
Подписывайтесь на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях" и еще Это просто поэзия, а также на канал моего мужа "Александр имхо
Собственно, Бурстин и ввел в обиход понятие селебрити, использовав его в своей книге "Имидж: Путеводитель по американским псевдособытиям", вышедшей аж в 1961 году в США. В этой книге он писал о господстве медиа в современном мире, что привело к такому явлению, как слава, никак не связанная с величием. СМИ могут кого угодно сделать знаменитостью, притом для этого не нужно обладать чем-то действительно значимым. Достаточно, например, быть красивой женщиной с потрясающей фигурой и привлекать к себе внимание только этим фактом. Отслеживая ее жизнь, СМИ способны сделать из нее знаменитость, а потом известность уже сама работает на нее.
Ярким примером такого рода селебрити является Ким Кардашян. Ее известность началась с участия в реалити-шоу, а потом все пошло само. Известность принесла ей богатство и заставила ее искать разные виды деятельности.
Через реалити-шоу и Ольга Бузова (если говорить о России) стала селебрити. Сейчас такие возможности дает не только телевидение, но и интернет, где любому человеку дается шанс стать селебрити, лишь обладая привлекательной или оригинальной внешностью и умея ее преподносить так, как нравится публике. Но все-таки это очень эфемерный шанс. Гораздо проще тем, кто по своему роду деятельности торгует лицом — прежде всего, это актеры, телеведущие и другие люди, часто мелькающие на различных экранах, например, спортсмены. Скажем, Дэвид Бекхэм прославился сперва как футболист, но потом, особенно после женитьбы на поп-звезде из Спайс гёрлз, стал чистой воды селебрити. То есть, известность играла на него, что бы он ни делал вне футбола.
Существование селебрити тесно связано с псевдособытиями (термин Бурстина), когда создается шумиха вокруг чего-то совершенно пустякового в смысле общественной значимости, но важное для чьей-то конкретной выгоды. Например, женитьба известных людей. Об этом должны все знать, об этом должны трубить СМИ, а чтобы привлечь внимание, на свадьбу селебрити приглашаются другие селебрити. Это и есть их суть — они монетизируют свою известность, участвуя в подобных акциях, снимаясь в рекламе, создавая поводы для псевдоновостей.