Найти тему

Выставка “Фарфор Парижа”. История красоты и красивые истории.

Где: Усадьба Кусково

Адрес: улица Юности, 2

До: 24 марта 2024

Предметы из сервиза с росписью на сюжет романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"
Предметы из сервиза с росписью на сюжет романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

Выставка «Фарфор Парижа» занимает один небольшой зал и состоит из нескольких витрин, но каких!!! Вы получите эстетическое удовольствие и узнаете много нового. Экспозиция знакомит нас с произведениями частных мануфактур конца XVIII — середины XIX века. И, конечно, фарфор в интерьерах шикарного шереметьевского дворца смотрится органично и оставляет очень сильное впечатление.

Столовая Дворца в усадьбе Кусково
Столовая Дворца в усадьбе Кусково

Монополистом в производстве французского фарфора была Королевская мануфактура в Севре, никто больше не имел права выпускать предметы с золотым фоном, картины на фарфоре, а также вазы и скульптуры выше 46 сантиметров. Ограничения сняли в 1770-е гг. Накануне Великой французской революции 1789 г. кризис мануфактуры в Севре привел к тому, что ассортимент продукции практически перестал обновляться. Частные предприятия Парижа, напротив, предлагали новые оригинальные идеи. Таким образом к началу XIX века в Париже и его окрестностях сформировалось около 30 частных фарфоровых мануфактур.

Вазы парные с полихромным изображениемцветочных гирлянд и букетов. Конец XVIII - начало XIX в. Ваза с полихромным изображением цветочных букетов. 1820-е гг. Мануфактура Локре
Вазы парные с полихромным изображениемцветочных гирлянд и букетов. Конец XVIII - начало XIX в. Ваза с полихромным изображением цветочных букетов. 1820-е гг. Мануфактура Локре
Скульптурная группа "Венера с зеркалом". Мануфактура Локре. 1780-е гг. Бисквит, лепка.
Скульптурная группа "Венера с зеркалом". Мануфактура Локре. 1780-е гг. Бисквит, лепка.

Одной из первых стала мануфактура Локре.

Ваза "Подношение Амуру". Мануфактура Фёйе. Первая четверть XIX в.
Ваза "Подношение Амуру". Мануфактура Фёйе. Первая четверть XIX в.
Чашка в форме ритона с головой кабана. Мануфактура Фёйе. Первая четверть XIX в.
Чашка в форме ритона с головой кабана. Мануфактура Фёйе. Первая четверть XIX в.

Изделия мануфактуры Фёйе демонстрируют нам типичные черты стиля ампир. Высокие ручки вазы и чашки, подражание античности, синий фон и позолота, сочетание помпезных завитков, растительных картушей и повторяющихся геометрических узоров. В переводе с французского «empire» - «империя», стиль провозглашающий величие императора, его могущество и власть. Франция – родина ампира, Наполеон - главный идейный вдохновитель.

Дежене (сервиз для завтрака) тет-а-тет с изображением играющих детей. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.
Дежене (сервиз для завтрака) тет-а-тет с изображением играющих детей. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.

Мануфактура Даготи создана потомственными граверами. Незадолго до коронации Наполеона Пьер Даготи прислал Жозефине эскизы посуды с ее императорским гербом. Работа ей так понравилась, что с 1804 по 1814 год марка предприятия имела определение «мануфактура императрицы».

Предметы из сервиза с изображением знаменитых женщин Франции. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.
Предметы из сервиза с изображением знаменитых женщин Франции. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.

Рассмотрим внимательнее сервиз мануфактуры Даготи с портретами знаменитых женщин Франции. На чайнике изображена маркиза де Севинье. А.Дюма в “Трех мушкетерах” пишет так: “…в этом сражении погиб барон де Шанталь; барон оставил после себя маленькую сиротку девочку, которой тогда было полтора года. Эта девочка стала впоследствии г-жой де Севинье.” Дальше Дюма ничего не объясняет, т.е. всем французам эта женщина, жившая в XVII в. была прекрасно известна. Она прославилась своими письмами (их было больше 1000), в основном они адресованы дочери, которая рано вышла замуж и переехала в Прованс. Письма опубликованы и на русском языке. В России в 1820—1830-х годах была популярна женская причёска с длинными локонами по сторонам и гладко на пробор причёсанными волосами на темени, которая в честь писательницы называлась «севиньё».

На сахарнице изображен портрет Нинон де Ланкло, самой знаменитой куртизанки Парижа XVII в. Кардинал Ришелье предложил де Ланкло за одну ночь 50 тыс. франков (баснословные деньги по тем временам), но она отказала, сказав, что «отдаётся, но не продаётся». Примерно в возрасте 50-60 лет, Нинон отошла от жизни куртизанки и всерьез занялась литературой. Из-под ее пера вышло несколько книг, в которых она защищала эпикурейский образ жизни. Написала Нинон и свою автобиографию, не упомянув в ней ни об одном из своих романов. О своей автобиографии она говорила так: «Это мой портрет, но лишь по пояс». Ее дом стал литературным салоном, который посещали Расин, Ларошфуко, Лафонтен, Шарль Перро. Красоту Нинон сохранила до глубокой старости, а прожила она 89 лет. Дуэли из-за нее утраивали даже когда ей было 70. В своем завещании де Ланкло оставила около 2000 франков на книги девятилетнему сыну своего счетовода. Когда мальчик вырос и стал писателем, он взял псевдоним Вольтер.

Вернемся к сервизу: на молочнике изображена Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон.

Молочник. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.
Молочник. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.

В юности она вышла замуж за поэта Поля Скаррона, он был на 25 лет старше, болел ревматизмом, был скручен параличом. Тем не менее Франсуаза вспоминала годы брака как «самое лучшее время жизни». С ее помощью дом Скаррона превратился в модный литературный салон, где собирались поэты, писатели, драматурги и вольнодумцы.

После смерти мужа Франсуаза осталась без средств к существованию и приняла приглашение мадам де Монтеспан заняться воспитанием ее детей от Людовика XIV. Сочетание религиозности и интеллекта Франсуазы импонировали Людовику XIV. Король возвёл её в маркизы де Ментенон и подарил имение близ Шартра. Маркиза рекомендовала королю прекратить связь с мадам де Монтеспан. Есть даже легенда, что перед смертью королева Мария Терезия подозвала к себе госпожу де Ментенон и вручила ей своё обручальное кольцо. Действительно после того как “король-солнце” овдовел, он тайно женился на маркизе де Ментенон.

Чайник в виде головы вепря. Мануфактура Даготи. 1790-1800 гг.
Чайник в виде головы вепря. Мануфактура Даготи. 1790-1800 гг.

Век Просвещения отразился и на фарфоре, мы видим анималистическую тему, интерес к естествознанию.

Еще одна черта эпохи Просвещения - изображения представителей тех или иных народов в национальных костюмах, в связи с тем, что путешественники публиковали свои рассказы о культуре разных стран. Перед вами сервиз мануфактуры Денюэль.

Предметы из сервиза с изображением народов мира в национальных костюмах. Мануфактура Денюэль. 1820-е гг.
Предметы из сервиза с изображением народов мира в национальных костюмах. Мануфактура Денюэль. 1820-е гг.

Художник и владелец мануфактуры Жакоб Пети на промышленной выставке 1834 года получил почетный приз жюри за смелость исполнения. Он зарегистрировал множество патентов: например, на новые составы фарфоровой массы, экономичное применение золота, литейные формы, производство кукольных головок.

Чашка с блюдцем и крышкой и флакон с изображением цветов и птиц. Мануфактура Жакоба Пети. Вторая четверть XIX в.
Чашка с блюдцем и крышкой и флакон с изображением цветов и птиц. Мануфактура Жакоба Пети. Вторая четверть XIX в.

Бартоломео Депре работал на Севрской фарфоровой мануфактуре, где изобрел материал для изготовления камей. Он тайно продавал сырье и камеи, за что был уволен, но в защиту Депре выступили рабочие — в петиции говорилось, что «не существует скульптора, который обладал бы столь обширными знаниями». Мастера восстановили в должности, позже Депре основал мануфактуру по производству камей.

Блюдцем с портретом Евгении Дезире Клер. Мастерская Депре. 1810-е гг. Фарфор, подглазурная и надглазурная роспись, позолота, цировка; дно - стекло, кристалло-керамика
Блюдцем с портретом Евгении Дезире Клер. Мастерская Депре. 1810-е гг. Фарфор, подглазурная и надглазурная роспись, позолота, цировка; дно - стекло, кристалло-керамика

В начале XIX в. производители фаянса Стон и Кокерель при участии Франсуа Антуана Легро д’Анизи, первооткрывателя метода печати по фарфору, основали свою мануфактуру. На изделия наносили гравюрный оттиск с помощью специально приготовленной мастики и особой смеси, после предмет обжигали в муфельной печи. Легро этот метод запатентовал.

Предметы из сервиза с изображением французских рабочих. Мануфактура Легро, д'Анизи, Стоуна и Кокереля. 1809-1818 гг.
Предметы из сервиза с изображением французских рабочих. Мануфактура Легро, д'Анизи, Стоуна и Кокереля. 1809-1818 гг.

Изделия мануфактуры Марка Шельшера на промышленной выставке в Париже 1819 г. были удостоены серебряной медали с формулировкой, что фарфор “такой же красивый, как севрский”.

Ваза с видом на ворота в лесу Сен-Жермен с одной стороны и вида на церковь в Порт-Марли - с другой. Мануфактура Шельшера. Около 1820 г.
Ваза с видом на ворота в лесу Сен-Жермен с одной стороны и вида на церковь в Порт-Марли - с другой. Мануфактура Шельшера. Около 1820 г.

Трое братьев Дарт из Бельгии основали свою мануфактуру в 1795 г. Эту фабрику отличали интересная форма предметов, красивый декор, высокое качество фарфора и обширный ассортимент.

Предметы из чайного сервиза с изображением видов Парижа. Мануфактура братьев Дарт. Первая четверть XIX в.
Предметы из чайного сервиза с изображением видов Парижа. Мануфактура братьев Дарт. Первая четверть XIX в.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#усадьбаКусково #ФарфорПарижа #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #фарфор #усадьбыМосквы