Иэн Гиллан уходит из Deep Purple, в Америке зарождается хип-хоп, а The Beatles выпускают два невероятных крутых сборника музыки («Красный» и «Синий»), которые совсем недавно переиздали в расширенном виде с новым синглом «Now and Then».
В 2023 году я не успел отметить 50-летие релизов 1973-го своей традиционной подборкой любимых альбомов, но готов исправиться в новом календарном году. Устраивайтесь поудобнее, дорогие друзья.
Всё будет происходить по вполне стандартной для моего канала схеме: сначала я представлю вам свой ТОП-15 альбомов 1973 года, а затем вы в комментариях поделитесь лично вашими любимыми релизами. На все великие пластинки мест в моём рейтинге, к сожалению, не хватит, но давайте всё-таки приступим!
15 место. Incredible Bongo Band – «Bongo Rock»
Жанр: фанк
Что, если я вам скажу, что можно взять несколько очень знакомых хитов и переиграть в абсолютно неожиданном и бодрящем виде. В середине 70-х годов прошлого века множество жанров переживало настоящий расцвет и один из них – прекрасный фанк. Даже инструментальный.
Краткая история данного проекта такова: жил был в Америке продюсер Майкл Винер. Однажды ему пришла в голову идея собрать группу. Да непростую, а ансамбль, способный играть инструментальные каверы преимущественно на ударных. От того и название: Incredible Bongo Band.
Этот альбом не сказать, чтобы стал огромным хитом, но зато стал одной из важнейших методичек для будущих поколений музыкантов, нарезавших отсюда музыку на сэмплы (привет, Massive Attack, Beastie Boys и Иван Дорн!). Одну только «Apache» изменили до неузнаваемости, задав невероятный ритм.
14. The Rolling Stones – «Goats Head Soup»
Жанр: рок
Не зря говорят, что на «Exile on Main Street» роллинги добились своего пика (хотя это забавно выглядит по отношению к группе, чей новый альбом вышел через 50 лет после обсуждаемого!). Начиная с «Goats Head Soup» ощущалось какое-то незримое нечто, не позволяющее считать их лидерами даже своего жанра.
Может это из-за того, что главным хитом с альбома стала баллада? Но ведь условному «Led Zeppelin IV» это никогда не мешало. Я вот больше всего люблю напевать «Star Star». Уж больно она непристойно замечательная.
А может всё дело в том, что моему любимому гитаристу Мику Тейлору здесь даётся всё меньше внимания, а через год он и вовсе уйдёт из The Rolling Stones. Джаггер с Ричардсом, конечно, стараются, но магии не хватает.
13. Led Zeppelin – «Houses of the Holy»
Жанр: хард-рок
Первые шесть альбомов Led Zeppelin – бессмертная классика рок-музыки. Но так бывает, что среди любимцев часто приходится выбирать наименее любимый. Вот «Houses of the Holy» – как раз таковой альбом. Тем занятнее, что он стал первым, для которого знаменитая четвёрка сочинила всё сама.
Контраст между песнями чересчур бросается в уши. Великие «The Song Remains the Same» и «No Quarter» здесь соседствуют с посредственными «The Crunge» и «Dancing Days». От отличной одноимённой песни тоже избавились, хоть и не навсегда.
В общем, задумку Джимми Пейджа я оценил, но в плотности материала пятый альбом Led Zeppelin всё же уступает предыдущим четырём.
12. Марвин Гэй – «Let's Get It On»
Жанр: соул
Немного отойдя от серьёзных тем, поднятых на предыдущем альбоме «What's Going On» (первое место рейтинга лучших альбомов всех времён по версии Rolling Stone, между прочим), Марвин решил показать слушателям свою чувственную сторону. Так появился другой его влиятельный альбом.
Классическая история того, как чрезмерно опекающая тебя семья постепенно отходит на второй план и ты получаешь нужную свободу в самовыражении. Марвин Гэй-старший вообще в этом плане отличился с огромным знаком минус, сыграв в жизни сына гораздо большую роль, чем должен был.
11. Genesis – «Selling England by the Pound»
Жанр: прогрессивный рок, симфопрог
Являясь по большей части поклонником сольного творчества Питера Гэбриела, я редко возвращаюсь к Genesis даже его периода. Но глупо отрицать величие и красоту «Selling England by the Pound» – одна из тех пластинок, на которых вырос весь симфорок 2000-х.
Да и в заочном противостоянии прог-групп того года Genesis уступили только двум коллективам (для расцвета жанра это сильно). О них будет впереди.
10. Элтон Джон – «Goodbye Yellow Brick Road»
Жанры: пиано-рок, поп-рок
Помимо самого расцвета отдельных жанров, в 70-х была какая-то особая магия у музыкантов, которые то ли по воле вдохновения, то ли из-за долгов перед своими лейблами могли выпускать по две значимых работ за один календарный год. Элтон 1973-й начал с разминки в виде «Don't Shoot Me...», а всего через 10 месяцев представил публике свою, вероятную, самую известную работу.
Как-то даже и неприлично ставить лишь на десятое место альбом, на котором первые четыре трека сами по себе лучше, чем целые дискографии отдельно взятых групп. Ладно, я просто следующие пластинки в списке люблю не меньше.
9. Can – «Future Days»
Жанр: краут-рок
Немецкие новаторы из Can никогда особо не баловали свою публику поп-хитами, но даже по их меркам «Future Days» – уникальная работа. Она соединяет в себе и привычный в Германии краут, и прогрессив (ладно, три группы были круче Genesis в 73-м), и предвосхищает возникновение эмбиента. Очевидно, что Брайан Ино восхищался немецкой сценой.
У этого альбома, на мой скромный взгляд, есть только одна большая проблема: он очень короткий. А вторая заключается в том, что Can далее чересчур увлеклись поисками себя и больше великих альбомов не записывали. Зря Дамо Судзуки ушёл?
8. Black Sabbath – «Sabbath Bloody Sabbath»
Жанры: хэви-метал, хард-рок
Вы наверняка знаете о том, что Black Sabbath времён Оззи Осборна – лучшая тяжёлая группа в истории. Странно, ведь старина Оззи не делал слишком много. Просто убивал организм и терпение коллег.
Больше всего работать приходилось Тони Айомми. Легендарный гитарист не подвёл и принёс в студии рифф титульной песни. А дальше закрутилось–завертелось. Это вы тоже наверняка знаете.
7. King Crimson – «Larks' Tongues in Aspic»
Жанры: прогрессивный рок, авант-прог
В очередной раз за короткий промежуток времени обновив состав King Crimson, талантливый музыкант Роберт Фрипп попал в яблочко. Ещё бы, ведь он завербовал одного из главных басистов Джона Уэттона и, возможно, главного барабанщика жанра Билла Бруфорда, таким образом ослабив другой большой коллектив Yes. «Larks' Tongues in Aspic» в своей изысканной манере демонстрирует всё лучшее у King Crimson со времён их прославленного дебютника.
Главное правило: никаких ограничений, больше импровизации. Кайфуйте, играйте как душа лежит!
6. Steely Dan – «Countdown to Ecstasy»
Жанр: поп-рок
Steely Dan – одна из групп, оказавших большое влияние на музыку, но при этом совершенно проигнорированная умными слушателями из СССР. Что весьма странно, ведь их музыка не представляет собой чего-то замудрённого, а чувство юмора Дональда Фейгена и Уолтера Беккера практически не уступает подходу нашего любимого Фрэнка Заппы.
Догадываюсь, что многим из наших это просто неинтересно, но «Countdown to Ecstasy» входит в большое количество списков лучших работ, наряду с другими признанными альбомами Steely Dan.
5. Дэвид Боуи – «Aladdin Sane»
Жанры: глэм-рок, арт-рок
После выхода альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» Дэвид Боуи заслуженно стал всемирно популярен. «Aladdin Sane» закрепил собой легенду о Зигги Стардасте, да и похоронил её тоже. Эти два альбома вроде как похожи, но в то же самое время текущий позволяет себе намного больше вольностей и показывает всё то, за что любят Боуи. Нет, это не поп-хиты.
Ведь на каждую неплохую «The Jean Genie» найдётся великая «Lady Grinning Soul». И тех же роллингов Дэвид каверит отлично. Вскоре он оставит глэм позади, но пока он ещё принц жанра.
4. Roxy Music – «For Your Pleasure»
Жанры: арт-рок, глэм-рок
Кстати, о Брайане Ино. Страшно представить, как далеко могли зайти в своих изысках Roxy Music, останься он в составе больше, чем на два первых альбома. «For Your Pleasure» – лучший в их истории, даже превосходит всеми любимый «Avalon». Наличие одновремённых соло на синтезаторе, гитаре и саксофоне просто нереально греет уши. Уже на следующей своей пластинке, вышедшей в этом же году, «Stranded», такого качества музыки не будет.
Но Брайан Ферри, конечно, тоже гениален. Ну согласитесь, кто же ещё с таким упоением споёт о любви к резиновой кукле?
3. Pink Floyd – «The Dark Side of the Moon»
Жанр: арт-рок, прогрессивный рок
В 1973 году вышел и самый известный альбом прогрессив-рока, знаменитая «Тёмная сторона Луны». Альбом, о котором на одном только Дзене материалов написали столько, что как будто другой музыки в мире просто и не существовало.
А я просто не буду даже пытаться искать дополнительные интересные факты, а лишь предложу вам переслушать эту магическую работу, если есть желание.
2. Стиви Уандер – «Innervisions»
Жанр: соул
Если бы не существовало «Songs in the Key of Life», именно «Innervisions» признали бы главным наследием Стиви Уандера. С другой стороны, среди недвойных альбомов этому просто нет равных. Плотность треклиста прекрасная. Стиви был слеп, но ощущал музыку на космическом уровне, задавая в 70-х тренды один за другим.
«Higher Ground», «Living for the City», «Visions», «All in Love Is Fair»... Просто перечисляя великие композиции, можно устать. Как же Уандер был гениален. И среди привычных уху альбомов в 1973-м ему нет равных. Но одна работа лично для меня стоит особняком.
1. The Stooges – «Raw Power»
Жанры: прото-панк, гаражный рок, хард-рок
Необузданная мощь – более точной характеристики данному релизу подобрать было бы невозможно. В 1973 году The Stooges (в значительной части их лидер – несравненный Игги Поп) и парень по имени Дэвид Боуи, что называется, перевернули игру. «Raw Power» предвосхитил панк-рок, обновил гаражный рок и даже на других полях добился успеха, хотя естественно на момент релиза не интересовал ровным счётом никого, даже создателей.
До 2023 года у этого альбома даже не было хорошего микса, не бьющего по ушам. Ты понимаешь, что эта музыка божественная, но как будто бы не можешь оценить её в полной мере из-за ограниченных финансовых возможностей того времени. Но вот недавно «Raw Power» переиздали и я категорически рекомендую слушать альбом именно таким образом, в версии 2023 года.
Свирепость тоже может возглавлять чьи-то хит-парады и «Raw Power», при всём уважении к другой безоговорочной классике 1973-го, возглавляет мой.
Вы наверняка зададитесь вопросом «А почему в моём списке вообще нет значимых дебютных альбомов, коих в том году хватало?».
Ответ прост: вы найдёте материал про них отдельно. Ссылка ниже:
А в подборке ниже вас ждут остальные материалы канала по похожей теме:
Мой Телеграм-канал: