Здравствуйте, дорогие читатели! С вами Сабина Гордон, писательница, поэтесса и блогер.
Как человек, который уже семь лет занимается текстами (причём совершенно разных стилей, как вы могли понять: от художественной литературы до научных исследований), я часто сталкиваюсь с таким явлением как нечитабельность. Довольно часто это происходит от неопытности автора, и в принципе можно всё списать именно на неё. Но я считаю, что некоторых ошибок, в том числе такого типа, можно избежать, если знать, каким именно образом. Поэтому сегодня поговорим и подумаем, как можно сделать ваш текст понятным для всех.
На основе своего опыта я могу вывести несколько советов, касаемых того, как улучшить текст (причём как в визуальном, так и содержательном плане). Думаю, многие вещи, о которых я скажу, довольно очевидны, но новичкам бывает тяжело с ними разобраться, поэтому имеет смысл их упомянуть.
Деление текста на абзацы
Казалось бы, простая штука, которая всё равно портит жизнь и читателям, и писателям. В визуальном плане текст, который не разделён на абзацы, очень тяжело читать. В содержательном — его сложно понять. Но не всё так страшно, и самое главное, что нужно усвоить: один абзац = одна мысль. Не две, не половина, а одна завершённая мысль. Не переживайте, если пока у вас не очень хорошо получается определить, когда стоит начать новый абзац: даже у опытных авторов с этим бывают проблемы. Здесь важна и тренировка, и насмотренность, которую можно выработать чтением.
Канцеляризмы
В своём телеграм-канале я уже рассуждала о том, почему не надо использовать канцеляризмы, так что можете почитать подробный пост об этом. Но, если кратко, при использовании канцеляризмов в художественной литературе вы смешиваете два разных стиля речи, что, конечно, затрудняет понимание текста.
Обилие знаков препинания внутри предложения
Хороши те предложения, которые легко понять. Безусловно, нужно чередовать короткие и длинные предложения, но те, в которых получается слишком много запятых или других знаков препинания, стоит разбить на несколько по двум причинам: а) чтобы не допустить множество ошибок, б) чтобы читатели не запутались. Есть авторы, которые умеют составлять длинные предложения так, что они не воспринимаются как перегруженные информацией, но в большинстве случаев их всё равно сложно понять. Поэтому, если боитесь ошибиться, сделайте из одного предложения два.
Единый стиль работы
Думаю, все хотя бы примерно представляют, что такое авторский слог (или авторский голос). Почему мы понимаем, что этот текст написал Пушкин, а этот — Достоевский? Стиль как раз об этом. Не нужно тащить в свою работу все слова, которые вам понравились: они ведь могут просто не подойти ни по стилю, ни элементарно по времени действия вашей истории. Не смешивайте высокопарную лексику с разговорными выражениями, особенно в предложениях от лица автора (от лица героев — тоже, можно, конечно, но нужно знать меру).
Огромное количество средств выразительности
Её каштаново-ореховые волосы аккуратно лежали на острых плечах, покрытых пальто кофейного цвета, и чудесно отливали коричневым золотом, заманчиво переливаясь всеми цветами радуги в ярких лучах летнего заходящего солнца.
Если вам тоже стало дурно, то вы поняли, о чём я. Чтобы нарисовать в воображении читателя определённую картинку, пары метких фраз вполне достаточно. Средства выразительности придают тексту окраску и, в то же время, служат для расстановки акцентов: если автор хочет выделить что-то важное или красивое и обратить на это внимание читателя, то использует какое-либо средство выразительности. Обилие эпитетов, метафор и всего прочего размывает акценты и превращает текст в полотно ничего не значащих красивых слов (а иногда ещё и не очень красивых).
Такие базовые ошибки существенно портят качество текста и делают его сложным для восприятия. Наверняка я не упомянула что-то ещё, поэтому буду рада любым дополнениям в комментариях, как и вашему мнению!