Найти тему
Денис Николаев

Феномен психоделического рока

Обложка дебютного альбома The Mother of Invention - Freak Out
Обложка дебютного альбома The Mother of Invention - Freak Out

Друзья! Весь сентябрь 23-го года я исследовал психоделический рок. Первого числа написал вступительную статью, а последнего - заключительную. Между этими статьями я каждый день рассказывал и разбирал по одному альбому малоизвестных психодел рок-коллективов. Все 30 обзоров на альбомы также со временем перекочуют в этот канал. А пока две статьи: начало и конец исследования.

1.Предпосылки, география, история, условия

Для начала хотелось бы немного прояснить что такое психоделический рок, а, вернее, посмотреть на это явление не с самого стандартного угла. Определимся во временных характеристиках. Для тех, кто "в теме" психоделический рок возник в промежуток между "Rubber soul" и "Revolver" битлов, последний, кстати, стал знаковым, эталонным альбомом по психоделическому звучанию, который задал дальнейший вектор развития для остальных коллективов. Если говорить проще, то это промежуток между 1965 и 1966 годами.

На Rubber soul формируются первые зачатки психоделии, но, в известной мере, он ещё слишком мягкий, чтобы считаться психоделическим роком. Альбом краток, хорошо аранжирован, понятен, мелодичен, я бы сказал, он вылизан. В нём понятные, красивые гармонии, барочная многоголосица, обилие инструментов, но, тем не менее, он ещё слишком мягкий, как я уже сказал. Что впрочем не даёт нам отнести этот альбом ни к психоделическому року, ни к классическому блюз-року или рок-н-роллу начала шестидесятых. В результате мы имеем интересную ситуацию, или интересный момент перехода, когда время как таковой психоделии ещё не наступило, а время блюз-рока уже прошло. Подобного рода вещи я называю мягкой психоделией. Эту мягкую барочную, многоголосую психоделию с беззаботными текстами про девочек как раз-таки и играют большинство групп, так называемого "Британского вторжения".

Этот период длился, полагаю лет 5, начиная с 1964-65 года, затем пошёл на спад. Здесь можно вспомнить таких ярких представителей мягкой психоделии, как например, The Beach Boys, The Mamas and the Papas, те же более ранние битлы. Но речь пойдёт не об этой теме, хотя она безусловно тоже заслуживает отдельного внимания. Период мягкой психоделии можно назвать прото психоделическим периодом, или предпсиходелическим. Главное открытие, сделанное музыкантами этого направление является использование голоса, как самостоятельного инструмента аранжировки, также это нестандартное использование бэк-вокала, в принципе работа с вокальными партиями, когда 3-4 голоса разбиваются на отдельные мелодии и вся композиция звучит, как сладкий слоённый пирог. Хочу отметить, что в моей подборке будут представители этого предпсиходелического периода.

Итак, вернёмся к психоделическому року. Время мы обозначили: где-то 1965 год. Полагаю, что именно в 1965 начинает формироваться психоделический рок, как таковой, и это за год до Револвера битлов. Судить о том, кто родоначальник, я не буду, да и не имеет это особого значения. Но, полагаю, психодел придумали точно не битлы, хотя они, безусловно, на него повлияли. Вообще я не сторонник рассматривать узко, в рамках одной конкретной группы такие масштабные культурные явления, как например психоделический рок.

Психоделия - это ведь целая парадигма мысли. Задаваться вопросом, кто придумал психоделический рок это примерно тоже самое, что задаваться вопросом, кто придумал романтизм в литературе. Шлегель, Гёте, может Шекспир? Такие рассуждения приведут нас к тому, что психоделический рок придумал Бадди Холли, Бо Диддли или чернокожие времён диксиленда. К чему я это всё. К тому, что культурный феномен психоделического рока гораздо шире культурного феномена битлов, или роллингов, или кого ещё угодно. Психоделия - это сумма, парадигма, а всякая сумма формируется множеством, включённых в неё слагаемых.

Конечно, Джордж Харрисон молодец, что впервые (а впервые ли?) сыграл на ситаре в 1965 году на альбоме Rubber soul, но это совсем не означает, что битлы придумали психоделический рок. Психоделический рок придумал народ. Да, народ, живший в середине шестидесятых. Как например, форму баллады или плача, форму лирической песни и раёшного стиха придумал также народ, а не Уильям Шекспир.

Что насчёт территории. Традиционно это США и Великобритания, но это лишь на поверхности, давайте заглянем поглубже. Психоделическая сцена в США сформировалась в Сан-Франциско, это западное побережье США, штат Калифорния, тихоокеанский солнечный рай. Что мы видим дальше. Сан-Хосе, Монтерей, вплоть до Сан-Диего на юг, и Портленд, Сиэтл - на север. В Сиэтле дебютировал Хендрикс и Курт Кобейн. В общем, можно сделать вывод, что родина психоделического рока это почти всё западное побережье США.

Давайте заглянем в Англию. Beatles, Rollig Stones, Cream, Yardbirds, Kinks, Small Faces, The Who - это всё один город - Лондон. Отдельные более малые вспышки наблюдались в Манчестере, Кембридже, Ливерпуле, Бирмингеме, целая сцена существовала в Шотландии, правда это другой, более мудрёный рок, Кентерберийский. Если отбросить нюансы, то мы получаем довольно простую схему: Ливерпуль - Лондон, и, соответственно, реки Мерси и Темза. Здесь мне вспоминается аналогия с энтогенезом. Цивилизации формировались на берегах великих рек: Нил, Евфрат, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Огромные культурные вспышки возникали всегда рядом с водой: древняя Греция: Эгейское, Ионическое, Средиземное море, Рим: Адриатическое, Тирренское моря, Месопотамия: Тигр, Евфрат, Персидский залив, Египет: Нил, Средиземное, Красное море.

Так интересно сложилось, что культура прямым образом взаимосвязана с логистикой. Отсюда, чем налаженнее торговые связи, тем быстрее распространяется культура, тем быстрее формируется и передаётся культурный диалог в разные регионы, и тем быстрее вообще возникают идеи и в большем количестве. Исходя из этой предпосылки, можно предположить, что психоделический рок формировался в принципе в крупных городах, расположенных у воды. Например, можно вспомнить совершенно чудесный, ни на что не похожий латинский психоделический рок, представленный в Бразилии и Аргентине, например, коллектив Os Mutantes, греческий психодел - Aphrodites Child, совершенно отдельная немецкая психоделическая сцена - это немецкий краут рок, например, Can, в ЮАРе существует своя психодел сцена до сих пор, Австралия, что не удивительно, омытая со всех сторон водой, находится, кстати, говоря не так далеко от Сан-Франциско.

Австралия вообще попадает под все параметры благоприятного климата для развития психодел-рок культуры, поэтому её всерьёз стоило бы рассмотреть, как возможную колыбель психоделического рока, ведь масса именитых музыкантов прославившихся в штатах - австралийцы, также в Голландии существовала замечательная команда - Shocking Blue, психоделическая музыка существовала даже в Индии. Что интересно, психодел рок не возник, например, на Кубе или в Ямайке, зато там родилось регги.

Островные культуры совершенно другие, как и северные, и тем уникальны. На островах жизнь будто останавливается, замедляется, поэтому и музыка у них такая замедленная. Тогда почему всё, что попадает в наше поле зрения из всего многообразия психоделической рок музыки останавливается на Англии и штатах. Ответ очевиден. Крупные промышленные рекламные медиа центры: Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сан-Франциско, куда там до захолустного Кейптауна.

Психоделическая музыка сформировалась под влиянием наркотиков, а точнее, под влиянием политики запада в сфере наркотиков. В 1943 Альберт Хофман открывает ЛСД. В то время ещё не понимали, что это за вещество, и, что с его помощью возможно управлять людьми. Известно, что на Западе в 60-ых резко увеличился оборот наркотиков и это не случайно. Существует мнение, что наркотики специально распространялись в рок среде, чтобы успокоить людей, сделать их менее агрессивными на фоне нарастающих внутренних и внешних противоречий, например, войны во Вьетнаме. В то же время, наркотики, о действиях которых было мало изучено в то время, работали в обратную сторону, расширяя сознание людей, а не сужая его. Собственно, потом этот эксперимент прикрыли. Но, если отбросить все политические подоплёки, то в любом случае произошёл тесный контакт человека с наркотиками. Отсюда, ещё одно вполне очевидное условия для формирования психоделической рок музыки.

Таким образом мы имеем, что для возникновения очага психоделического рока необходимы несколько факторов: наличие воды (реки, залива, океана, моря), то есть хорошая логистика, блюз-роковая основа, то есть пройденный этап блюз-роковой культуры, на базе которой будет надстраивается будущая психоделия и, собственно, наркотики. Все эти три фактора идеально сложились в Англии и США, в результате чего, мы имеем подавляющее большинство психоделического рока именно из этих регионов.

2.Особенности жанра

Теперь про сам психоделический рок и его особенности. Главная, ключевая особенность, на мой взгляд, в этой музыке иррациональное перевешивает рациональное, если угодно, это музыка на грани безумия. И дело совсем не в наркотиках или в индийской философии, как утверждает большинство, хотя, конечно, и наркотики и индийская философия это часть психодела. Дело в том, что впервые, возможно, за всю историю музыки, музыкальное начинает вытесняться антимузыкальным и это становится популярным.

Такой переход невозможен сам по себе, а означает только то, что и человек сам по себе стал более сложен и иррационален, чем прежде. Поэтому я придаю такое значение феномену психоделического рока, потому что он сам является парадигмой, фундаментом, но этот фундамент как бы включен в ещё более крупную парадигму, в парадигму человеческой мысли, вообще развития человека.

Абсолютно понятный квадратный блюз сменяется на совершенно ломанные, не умещающиеся в голове психоделические доли, тоновая музыка сменяется на полутоновую, в психоделическом роке преобладают полутона, дальше эта полутоновость развивается на Кентерберийской сцене, в прогрессив роке и индастриале, когда вся музыка построена на какофонии. Большая роль солирующих инструментов.

Впервые в психодел роке появляется соло, как таковое, не на несколько десятков секунд, а, измеряемое минутами, и не только на гитарах, а ещё и на органе, синтезаторе, ксилофоне, барабанах, саксофоне, скрипке, на чём угодно.

Количество инструментов на порядок растёт. К привычной гитаре, бас-гитаре, барабанам добавляется флейта, часто орган, перкуссия, могут добавляться целые оркестровые вставки, например, как у Moody Blues, тогда получается подвид психодел рока, именуемый симфо-роком.

Большая роль уделена импровизации, различным джемам. Психоделический рок звучит очень свободно, за счёт длинных соло и импровизаций. Сказывается развитие звукотехники, создание различных педалей, эффектов, синтов, которые активно применяются в психоделическом роке.

Вообще психодел рок 60-ых - это полигон, на котором испытывали только что поступившее вооружение. Поскольку всё было новым и необычным хотелось максимально с этим экспериментировать. Подобные эксперименты дальше выльются в прогрессив рок. Это также, кстати, эксперименты в различных ритмах, сменах темпа и их сочетаниях.

Как я уже написал, иррациональное в психоделическом роке перевешивает рациональное. В этом смысле Revolver битлов очень показателен. Этот альбом безумен и именно это делает его психоделическим, в то время, как Rubber Soul остаётся вылизанным, рациональным и в некоторой степени слащавым альбомом, не в укор ему.

Безумие раскрывается в драйве. Психодел это драйв, это живая энергия, которую ты можешь буквально потрогать. Слушая хороший психоделический рок, хочется орать во всю глотку или хотя бы что-то разбить. Если мягкая психоделия это предпсиходел, то сам психодел считается предтечей панка. Я бы сказал по-другому: панк это и есть определённая часть психоделического рока, потому что, как культурное явление, психоделический рок гораздо обширнее.

Психоделический рок это определённо пред прогрессив рок, это, возможно, даже пред фанк и пред металл. Психодел - жанрообразующий. Если раньше, до психоделического рока, музыка была более камерная, понятная, спокойная, то психодел же вскрывает как бы всех внутренних монстров в сознании, которые всё это время до него спали. Большую роль здесь играют наркотики. Наркотики как бы и помогают вскрыть это безумие и выпрыснуть его наружу, надеть на него музыку. Одновременно с этой трансцендентной энергией психоделическая музыка стремится к гармонии, поэтому часто она даже очень успокаивает и погружает в состояние транса. Таким образом, я делаю вывод, что психоделический рок, это музыка безумия, это музыка отрицания обыденности, и здесь, хочется сравнить её с романтизмом. Романтизм это тоже почти всегда бегство от обыденности, это вскрытие тьмы, это создание своего собственного мира, это жизнь на грани безумия.
__________________________________________________________________________________________

Вот и закончился мой психоделический марафон, друзья! Пора подвести итоги и поставить точку на всём сказанном. Помимо итога, я бы хотел выделить некоторые малоизвестные команды, которые остались в стороне в силу ограниченности календарного месяца, но которые в равной степени могли оказаться на этой стене. Итоговые тезисы:

1) Психоделический рок сформировался на рубеже 1965-66-ого годов.
2) Психоделический рок сформировался, как усложнённая модификация блюза, питающаяся корнями от фолковой народной музыки, ветвящаяся своей кроной в совершенно разных направлениях: спейс-рок, прогрессив-рок, дажз-рок, фьжн, панк-рок, металл, эйсид-рок, электронная музыка, симфо-рок и новая волна.
3) Психоделический рок - это огромный полигон\котёл, время радикальных экспериментов, расцвет новаторства и в целом значимый культурный прорыв.
4) Психоделический рок сформировался под влиянием психоделической философии и наркотических средств.
5) В п.р. иррациональное превалирует над рациональным и выдвигается на первый план. Основа п.р. - это безумие, его ядро.
6) П.р. - это одно из следствий позитивного познания мира, это реакция на веру в некоторый идеальный, лучший мир. В этом смысле психоделик-рок полностью идеалистичный, ещё не отравленный философией постмодерна.
7) П.р. придумал народ.
8) Одно из фундаментальных условий для возникновения аутентичной психоделии - наличие воды. Культура воды = культура изобилия, хорошего урожая и налаженной логистики = вера в рай.
9) С помощью расширения сознания можно постичь всю полноту мира, вера в познание непознаваемого, вскрытие иррационального внутри и вовне.
10) Часто п.р. это джемовая музыка, музыка импровизации, музыка момента. Иррациональное едва уловимо - мышление моментами - рождение спонтанности и импровизации - появление сложных размеров, контрапунктов и пауз.
11) Звучание п.р. стремится выразить скрытое иррациональное = эта музыка часто трансгрессивна = антимузыкальность.
12) П.р., как вспышка пассионарности, родившая отдельные культурные толчки, которые ненадолго скрылись в подземелье, как хтонические звери, чтобы потом вылезти наружу во всей своей полноте. В этом смысле большинство музыкальных жанров это тени, отголоски той невероятной культурной вспышки 60-ых.
13) П.р. - жанрообразующий. П.р. сформировал большинство известных музыкальных жанров. Например, п.р. эпатажен (эпатаж = отрицание обыденности = инструмент вскрытия иррационального) - отсюда глэм-рок; п.р. симфоничен (время экспериментов = использование всех возможных музыкальных инструментов = многоканальные записи) - отсюда симфо-рок; п.р. гаражен (гараж = грязь + самобытность = безумие = инструмент вскрытия иррационального) - отсюда панк-рок; п.р тяжёл (тяжесть = трансгрессия, антимузыкальность = опять-таки инструменты вскрытия иррационального) - отсюда и стонер, и все разновидности металла, эйсид-рок, и хард-рок, и даже нойз, и так далее. По этой незамысловатой схеме можно проследить ветви к большинству жанров музыки, идущие именно от психоделии.
14) Чтобы в полной мере понять психоделию нужно в какой-то степени понять фолк музыку.
15) Шестидесятые - время развития звукозаписывающих технологий. Квадрофонические записи, создание синтов, семплеров, преампов, педалей, усилителей, различной аппаратуры. Технологический прогресс родил культурный.
16) П.р. рождает феномен деконструкции и конструкции. Зачатки постмодерна.
17) П.р. разбивает старые каноны, тяготеет к свободным формам (фри-джаз, фьюжн, прогрессив-рок). П.р. - время колоссальных новаторств, помноженных на талант.
18) П.р., несмотря на новаторства и свободу, традиционен. Жанровая и историческая преемственность, культурный диалог с блюзом, фолком, рок-н-роллом, этнической музыкой, в меньшей мере с классической музыкой.
19) П.р. вбирает в себя разные культуры, феномен поликультурности. Отсюда, налёт испанской, греческой, африканской, восточной, островной средневековой культуры в п.р.
20) Феномен андеграундности, скрытости.
21) П.р. - возвратное и циклическое культурное явление. Уходя в спячку, оно вскоре возрождается, переосмысливая себя. Об этом можно судить по сегодняшнему феномену неопсиходелии и разрастающемуся интересу вокруг 60-ых.
22) Последняя мысль - п.р. - это музыка праздника. Музыка, накаляющая хаос и, конституирующая его = первопраздник = аграрный цикл, отсюда, наверное, фолковые корни.

Признаться, я не владею каким-то серьёзным аналитическим, культурологическим аппаратом, поэтому я не претендую на глубину своего анализа, однако это те мысли, те выводы, к которым я пришёл в ходе данного психоделического марафона.

Я считаю, что феномен психоделического рока на сегодняшний день изучен не в полной мере и, что нам ещё не один десяток лет предстоит осмысливать то, что было сделано 60-ых. Одно ясно совершенно точно, психоделический рок - явление, выходящее за рамки одной только музыки.

Психоделический рок - это пассионарный культурный толчок, который нужно исследовать. В своём марафоне я пришёл ещё к такой, казалось бы, очевидной вещи: у нас есть две определяющие парадигмы - философская справа и научная слева, научная определяет технологическое развитие, философская - развитие искусства и культуры, в свою очередь технологическое развитие определяет развитие культуры, а развитие культуры определяет развитие и музыки, и живописи, и литературы, и архитектуры и вообще всякого искусства. Исходя из этого, я понял, что культурный анализ должен идти в совокупности с анализом философии, научного познания, уровня технологического развития и анализами нескольких видов искусств за один период в одном регионе. Только тогда сложится наиболее полная и реалистичная картина. А пока мой анализ не такой совершенный, более приземлённый, я же всё равно предлагаю вам ознакомиться с ним и пуститься в увлекательное психоделическое путешествие по следам моего осеннего марафона!

Кого бы я ещё выделил. Итак, путём анализа, вычислим, сколько вообще могло существовать психодел-рок коллективов в период с 1965-1970-ый. У нас есть около 30-ти групп первого эшелона, всемирно известных, таких как The Beatles или The Rolling Stones, есть обширный пласт периферийного психодел-рока, который я представил в своём марафоне, если собрать со всех углов, выйдет около 50-ти команд, но также есть ещё целый неведомый мне пласт андеграундного психодел-рока, а помимо него есть ещё более узкая категория самиздата и любительских групп, которые составляют невидимое дно этого огромного айсберга. У нас есть последовательность 30-50, стало быть коэффициент прогрессии от самого известного до самого неизвестного составляет около 1.6. Перемножаем по формуле геометрической прогрессии и получаем примерную цифру: андеграундный психодел - около 128 команд (округляем до 130), самиздат и любительские группы - около 532 (округляем = 530); складываем и получаем общее число в 740 команд. 740, из которых, мы, в лучшем случаем, знаем 100. И это только на территории США и Великобритании. Понятно, что цифры далеко не точные, но они хотя бы обозначают порядок. Это я и имею в виду, когда говорю, что психоделический рок мало изучен.
Тем не менее, кого бы я выделил ещё из психодела периферии:

1) Uriel - Arzachel - 1969
2) Caravan - Caravan - 1968
3) Vanilla Fudge - Vanilla Fudge - 1967
4) The Left Banke - Walk Away Renée/Pretty Ballerina - 1967
5) Sweet Smoke - Just a Poke - 1970
6) Pussy - Pussy Plays -1969
7) The West Coast Pop Art Experimental Band - Volume 3: A Child's Guide to Good and Evil - 1968
8) Spooky Tooth - It’s All About - 1968

Некоторые пластинки этих групп я уже кидал себе на стену, поэтому не стал выкладывать по второму разу. Здесь также могли быть и Заппа, и целый ряд пред прогрессив групп, и кентерберийский рок, но всё-таки очень разнится эстетика.

За время марафона я осознал, что, прикреплённые мной психоделические пластинки далеко не все являются в полной мере психоделическими. Всё-таки есть некоторая жанровая путаница. Например, в случае с Hermans Hermit или с Эриком Бёрдоном, это сугубо мои вкусовые допущения, за что я заранее извиняюсь. Всё-таки можно было выделить более целостную и чёткую подборку.

В остальном проделанной работой я очень доволен! Весь этот месяц мне было безумно интересно исследовать психоделическую музыку, правда, должен сказать, что это оказалось очень время-затратно и последние посты я дописывал с опозданием в пару дней. Спасибо всем, кто читал меня и, кому было действительно интересно. И до новых встреч!