41 подписчик

Люди,события,эпохи. Прогулки по Москве: улица Мясницкая(ч.I)

Описание маршрута прогулки :

Начало: От сталинской высотки на Красных воротах

Сталинская высотка на Красных воротах
Сталинская высотка на Красных воротах

Окончание: До Чайного дома Перлова С.В. на Мясницкой улице , д.19

Чайный дом Перлова С.В. на Мясницкой улице , д.19 (авторское фото 05,11.2023 г.)
Чайный дом Перлова С.В. на Мясницкой улице , д.19 (авторское фото 05,11.2023 г.)
  • История Мясницкой улицы

Мясницкая была самой деловой, самой буржуазной дореволюционной улицей Москвы. Ее гордостью были были два прославленных художественных училища, знаменитая Чертковская библиотека. Здесь же родилась московская почта.

Библиотека Черткова на Мясницкой улице в 1812 году (фотогалерея www.yandex.ru)
Библиотека Черткова на Мясницкой улице в 1812 году (фотогалерея www.yandex.ru)

Отправляясь по данному Маршруту отметим, что его протяженность составляет 1,6 км и начинается от метро "Красные Ворота" и заканчивается метро "Лубянка". История названия Мясницкой улицы такова. В XVII века название ей было дано по имени Мясницкой слободы, где находилось множество мясных лавок и домов мясников. В XVIII веке Мясницкая становится аристократической улицей, здесь появляются городские усадьбы известных боярских фамилий.

  • Метро Красные ворота

Станция метро "Красные ворота" (выход №1-южный вестибюль) была открыта 15 мая1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Южный вестибюль был построен в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе напоминающего раковину.

Южный наземный вестибюль станции метро  "Красные ворота" ((фотогалерея www.yandex.ru)
Южный наземный вестибюль станции метро "Красные ворота" ((фотогалерея www.yandex.ru)
Мясницкая улица на карте города Москвы (фотогалерея www.yandex.ru)
Мясницкая улица на карте города Москвы (фотогалерея www.yandex.ru)

Выходим из метро, идем по Мясницкому проезду, который выходит на Мясницкую улицу, переходим дорогу и далее идем по направлению к станции метро "Лубянка".

  • Высотное здание на площади Красных Ворот

Выйдя из метро "Красные ворота", взглянув на противоположную сторону садового кольца можно увидеть высотное здание, внутри которого находится северный вестибюль станции метро Красные ворота, который был открыт в
1954 г. На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках.

Строительство сталинской высотки "под градусом"(фотогалерея www.yandex.ru)
Строительство сталинской высотки "под градусом"(фотогалерея www.yandex.ru)

Центральный корпус предназначался для размещения правительственных учреждений, а в боковых были устроены 276 квартир. И по сей можно свободно зайти во двор и сделать парочку фотографий. Калитка для пешеходов всегда открыта.

Дом был построен в 1951 году на пустующем участке, принадлежавшем Министерству путей сообщения (когда-то здесь был старинный квартал). Авторами проекта стали архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев, а также конструктор Виктор Абрамов.

Архитектор Алексей Душкин (фотогалерея www.yandex.ru)
Архитектор Алексей Душкин (фотогалерея www.yandex.ru)
Архитектор Борис Мезенцев  (фотогалерея www.yandex.ru)
Архитектор Борис Мезенцев (фотогалерея www.yandex.ru)

Архитекторы за этот проект получили Сталинские премии. Центральная часть здания (высотой 138 метров), спроектированная по принципу ярусности, включает 24 этажа, а боковые – по 11.

Изначально высотку планировалось разработать в стиле русского и казацкого (украинского) барокко, однако потом было решено спроектировать его в более сдержанном стиле при более спокойном внешнем оформлении, который назвали сталинский ампир. Строили здание на Садовой-Спасской четыре года, а стартовали работы одновременно с началом строительства остальных высоток – в день 800-летия Москвы. Говорят, выбирая дату строительства «небоскребов», Сталин советовался с астрологами. А курировал строительство высоток Берия, который, в юности учился на архитектора.

  • Историческая справка:
7 сентября 1947 года ровно в 13:00 в честь 800-летия Москвы, одновременно были заложены 8 «сталинских» высоток. В этот день по всей стране запретили не только закладку каких-либо сооружений, но и в принципе строительство. По первоначальному проекту высотных зданий должно было быть именно 8, но проект высотки в Зарядье так никогда и не был реализован. Впрочем, как и Дворец Советов, который наравне с высотками должен был стать новой доминантой города. Какие же проекты были реализованы читайте ниже:
  1. Главное здание МГУ : Годы постройки 1949-1953. Стиль - Сталинский ампир. Адрес: Ленинские горы, д.1. Ближайшие станция метро "Ломоносовский проспект", "Университет". Архитектор: Л.В. Руднев. Назначение постройки- Учебное заведение.
  2. Здание МИДа : Годы постройки 1948—1953. Стиль - Сталинский ампир. Адрес: Смоленская-Сенная пл., дом 32-34/57/2, строение 2. Ближайшие станция метро "Смоленская (Арбатско-Покровская линия). Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус. Назначение постройки - Административное здание.
  3. Гостиница «RADISSON COLLECTION»: Годы постройки 1950-1956. Стиль-Сталинский ампир. Адрес: Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1. Ближайшие станция метро "Киевская" (кольцевая).Архитекторы: А.Г. Мордвинов, Г.К. Олтаржевский, П.А. Красильников, В.Г. Кашин. Назначение постройки - Общественное учреждение.
  4. Высотка на Кудринской площади: Годы постройки 1948—1954. Стиль - Сталинский ампир. Адрес: Кудринская пл., дом 1. Ближайшие станция метро: Краснопресненская, Баррикадная. Архитекторы: М.В. Посохин, А.А. Мндоянц. Назначение постройки - Жилой дом.
  5. Гостиница Ленинградская : Годы постройки 1949-1952. Стиль - Сталинский ампир, Ардеко. Адрес: Ул. Каланчевская, д. 21/40. Ближайшие станция метро Комсомольская (кольцевая), Комсомольская (радиальная). Назначение постройки - Общественное учреждение.
  6. Высотка возле Красных ворот: Годы постройки 1947—1953. Стиль - Сталинский ампир. Адрес: ул. Садовая-Спасская, 21. Ближайшие станция метро Красные ворота. Архитекторы: А.Н. Душкин, Б. Мезенцев. Назначение постройки - Общественное здание, жилой дом.
  7. Высотка на Котельнической набережной: Годы постройки 1938—1952. Стиль - Сталинский ампир. Адрес: Котельническая наб., дом 1/15, корпус Б. Ближайшие станция метро Таганская (кольцевая), Таганская (радиальная). Архитектор Д.Н. Чечулин. Назначение постройки - Жилой дом.

Специально для строительства высоток, возводить которые решили из монолитного железобетона, были построены заводы в подмосковных Люберцах и Кучине. Конструкторами был разработан особый тип башенного крана, способный поднимать до 15 тонн груза. Кроме того, такие краны могли самостоятельно поэтапно подниматься с этажа на этаж по мере возведения здания. Также были разработаны специальные кирпичи и пустотелые керамические камни, для чего в Подмосковье также был специально построен завод. А еще при возведении этой высотки советские инженеры впервые использовали технику заморозки плывунных грунтов (а земля в этих местах непростая – супеси, суглинки, пески).

Вид на сталинскую высотку на Красных воротах и башенный кран специальной конструкции, способный поднимать до 15 т груза (фотогалерея www.yandex.ru)
Вид на сталинскую высотку на Красных воротах и башенный кран специальной конструкции, способный поднимать до 15 т груза (фотогалерея www.yandex.ru)

Как известно, в цокольной части дома расположен один из входов в метро, и работы по строительству подземки и небоскреба на Красных Воротах шли одновременно. Метод заморозки применили с целью сделать максимально широкий котлован для станции подземки. Рабочие вырыли более двух сотен скважин глубиной по 27 метров и еще 110 – для строительства эскалаторного тоннеля. В них поместили трубы, в которых компрессоры гоняли охлажденный раствор хлористого кальция. А чтобы здание не просело после того, как строительство завершится и грунт оттает и просядет, высотку начали возводить с небольшим (16 см) градусом, но заметным уклоном ("под градусом").

Идея казалась рискованной, однако расчёты инженеров Якова Дормана и Виктора Абрамова оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х.

Центральная часть здания изначально проектировалась для правительственных учреждений (в частности, там разместилось Министерство транспортного строительства) и только в боковых крыльях предусматривались жилые квартиры (в каждой – от двух комнат и больше). Причем эти квартиры предназначались явно не для простых смертных.

Согласно постановлению Совмина СССР, при проектировании зданий высоток архитекторы и инженеры должны были изначально предусмотреть оснащение их самыми современными техническими средствами, включая лифты, водопровод, дневное освещение, телефонизацию, отопление, систему кондиционирования воздуха и пылеудаления. У каждого подъезда дома у Красных Ворот было оборудовано свое бомбоубежище. Ходили слухи , что якобы из бомбоубежищ этого здания есть потайные подземные ходы к неким секретным правительственным объектам.

В пятикомнатных квартирах, словно в дореволюционных богатых доходных домах, рядом с каждой кухней была предусмотрена комнатушка для домработницы. Кроме того, в кухнях уже изначально имелись холодильники и встроенная мебель. Под домом размещался гараж, рассчитанный на три десятка автомобилей. В одном из жилых корпусов высотки работал детский садик.

Президент АН СССР Мстислав Келдыш (фотогалерея www.yandex.ru)
Президент АН СССР Мстислав Келдыш (фотогалерея www.yandex.ru)
Актер Борис Чирков . Фильм Юность Максима (фотогалерея www.yandex.ru)
Актер Борис Чирков . Фильм Юность Максима (фотогалерея www.yandex.ru)

Основную часть жильцов составляли сотрудники Министерства путей сообщения и прочих ведомств, а также заслуженные деятели образования и медицины. В пятикомнатные квартиры селили в основном министров и их замов. Среди наиболее известных жильцов дома на Садовой-Спасской были президент АН СССР Мстислав Келдыш, актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков.
Источник информации:
https://kulturologia.ru/blogs/290120/45323/

  • Дом усадьба Александра Ивановича Лобанова-Ростовского

Дом усадьба Александра Ивановича Лобанова-Ростовского расположена по адресу Мясницкая ул. , д.43. Основное здание усадьбы было построено в 1790 -е г., а пристройка — XIX веке, архитектором Францем Ивановичем (Франческо) Кампорези.

Дом усадьба Александра Ивановича Лобанова-Ростовского в Москве (фотогалерея www.yandex.ru)
Дом усадьба Александра Ивановича Лобанова-Ростовского в Москве (фотогалерея www.yandex.ru)

Мы видим протяженный фасад нежно-розового цвета двухэтажной городской усадьбы. В 1791 году, его владельцем был князь Александр Иванович Лобанов- Ростовский. При нем здание приобрело современный вид.

Александр Иванович Лобанов-Ростовский (фотогалерея www.yandex.ru)
Александр Иванович Лобанов-Ростовский (фотогалерея www.yandex.ru)

Историческая справка:

Лобанов — возможно, Князь Яков (возможно Александор) Иванович Лобанов-Ростовский (25 марта 1760 — 18 января 1831) — русский государственный деятель; брат князей Александра и Дмитрия. В 1794 году, благодаря солидным связям с графом П. И. Паниным (двоюродный дед) и князем Н. В. Репниным (дядя), он получил назначение обер-прокурора 5-го департамента Сената. Затем был назначен в Москву наблюдать за делами в Московских департаментах Сената и присутственных местах губернии, а также управлять театрами. При Александре I получил должность сенатора и члена Московского опекунского совета. В 1808 году он был назначен малороссийским генерал-губернатором и в 1810 году получил чин действительного тайного советника за труды по заготовке продовольствия для Молдавской армии.

Источник информации: ttps://blog.konstantintroitsky.ru

В 1826 году особняк приобретает управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел Алексей Федорович Малиновский (1762-1840 г.г.).

Алексей Федорович Малиновский (фотогалерея www.yandex.ru)
Алексей Федорович Малиновский (фотогалерея www.yandex.ru)

Алексей Федорович Малиновский известен как историк, археограф, архивист, переводчик, литератор, тайный советник. Брат первого директора Царскосельского лицея – Василия Федоровича Малиновского, родился в Москве в 1762 году и окончил Московский университет. В качестве переводчика сотрудничал с газетой «Московские ведомости».

В 1780 году определен на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Надзирал за строительством Шереметевского странноприимного дома в Москве. в 1803–1826 годах состоял его главным смотрителем.

Шереметевский странноприимный дом (фотогалерея www.yandex.ru)
Шереметевский странноприимный дом (фотогалерея www.yandex.ru)

Историческая справка:

Шереметевский странноприимный дом в настоящее время известен как НИИ Скорой помощи Н.В. Склифосовского. Архитектурный стиль - Классицизим. Ближайшая станция метро Сухаревская. Годы постройки 1803-1810. Архитекторы Назаров Е.С., Аргунов П.И., Дикушин Г.Е., Миронов А.Ф., Кваренги Д.А.

Во время Отечественной войны 1812 года вместе с Бантыш-Каменским Н.Н. организовал эвакуацию архивных документов во Владимир, затем в Нижний Новгород. По возвращении в Москву руководил восстановлением здания архива и его последующей реэвакуацией. Член Румянцевского кружка, помогал графу Румянцеву Н.П. в собирании рукописей для его коллекции. Связанный с Карамзиным Н.М. многолетней дружбой, Малиновский посылал ему для «Истории государства Российского» копии летописей, исторических актов.

Александр Пушкин и Наталья Гончарова: счастливый брак (фотогалерея www.yandex.ru)
Александр Пушкин и Наталья Гончарова: счастливый брак (фотогалерея www.yandex.ru)

Пушкин Александр Сергеевич — частый гость сенатора Малиновского. Его супруга Александра Петровна буквально выхлопотала брак Пушкина и Гончаровой, ведя сложные переговоры с будущей тещей Александра Сергеевича-Натальей Кирилловной Загряжской.

Наталья Кирилловна Загряжская ,мать Гончаровой Н., будущая теща Пушкина А.С. (фотогалерея www.yandex.ru)
Наталья Кирилловна Загряжская ,мать Гончаровой Н., будущая теща Пушкина А.С. (фотогалерея www.yandex.ru)

Малиновский Содействовал архивным разысканиям Александра Сергеевича Пушкина при написании им «Истории Петра» и «Истории Пугачева». Составил родословные Шереметевых и Пушкиных. Перевел на современный русский язык и прокомментировал «Слово о полку Игореве». Автор первой фундаментальной работы об Оружейной палате Московского Кремля.

Под руководством Валуева П.С. написал исследование «Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извлечённые о селе Коломенском» (М., 1809). Составил биографические очерки о князе Дмитрии Пожарском, боярине Ордыне-Нащокине А.Л., боярине Матвееве М.С., князе Голицыне В.В. Написал первую биографию княгини Дашковой Е.Р. Исследовал и собирал материалы по истории российского театра. Переводил для Московского публичного театра драмы. Возглавил издание пьес фон Коцебу А.Ф.

С 1823 года состоял почетным членом Общества любителей российской словесности, с 1834 года – членом Российской академии. Умер в Москве 26 ноября (8 декабря) 1840 года.

Источник информации : Малиновский Алексей Федорович https://kolomenskoe.museum-online.moscow/entity/PERSON/496627?index=43

  • Усадьба Н.Ф. фон Мекк

Дом усадьба Надежды Филаретовны фон Мекк расположена по адресу Мясницкая ул. , д.44/1. Здание усадьбы было в последний раз перестроено в 1895 году, архитектором Бугровским М.Ф.

Особняк на Мясницкой, принадлежащий в 1880 г. Н.Ф. фон Мекк (фотогалерея www.yandex.ru)
Особняк на Мясницкой, принадлежащий в 1880 г. Н.Ф. фон Мекк (фотогалерея www.yandex.ru)

Перед нами светло зеленый особняк, который москвичи называют негласно «дом трёх композиторов». В 1826 г. дом принадлежал Арсеньевой Н.М. Частым гостем четы Арсеньевых был венгерский композитор Ференц Лист. Бывал и А.С. Пушкин.

Портрет Ференца Листа (фотогалерея www.yandex.ru)
Портрет Ференца Листа (фотогалерея www.yandex.ru)

С 1880 г. домом начинает владеть баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк. Надежда Филаретовна фон Мекк (в девичестве Фраловская) родилась в селе Знаменском Ельнинского уезда Смоленской губернии 29 января 1831 года. Родители ее были небогатые помещики. Главой семьи была мать, Анастасия Дмитриевна (в девичестве Потемкина), женщина энергичная, деловая. Отец Филарет Васильевич Фраловский, страстный любитель музыки, большую часть времени он отдавал игре на скрипке.

Выйдя замуж в 17 лет за инженера путей сообщения государственной службы Карла Федоровича фон Мекка, который был на 10 лет ее старше, она тем не менее оказалась вполне готовой к трудностям практической жизни. Любящая жена и мать одиннадцати детей, она сумела стать настоящим помощником, советчиком, другом мужа и благодетельницей семьи.

Карл Федорович фон Мекк занимался строительством железных дорог. Однако в возрасте 54 лет умер от сильного сердечного приступа, оставив жене приличное состояние. После смерти мужа Надежда Филаретовна попала в полосу глубокого внутреннего одиночества. Она отказалась от всякой светской жизни , не присутствовала на бракосочетаниях своих детей и не встречалась со своими новыми родственниками.

Возможно, причиной этого было одно обстоятельство - семейная тайна, которую приоткрывает в своих воспоминаниях ее внучка Галина Николаевна фон Мекк. В душе Надежды Филаретовны под внешней замкнутостью и сдержанностью жили еще не остывшие чувства. В сорок лет в ее жизнь неожиданно ворвалась любовь – глубокое чувство к инженеру Александру Иолшину, который был на несколько лет моложе ее. Чувство было взаимным. Младшая дочь Надежды Филаретовны, Людмила, согласно свидетельству Галины Николаевны фон Мекк, была внебрачным ребенком. Надежда Филаретовна сумела преодолеть ставшую гибельной для нее страсть и прекратить дальнейшие отношения с Иолшиным, женившимся впоследствии на ее старшей дочери, Елизавете, «тихой и доброй девушке». Но она скрыла свою тайну от мужа, опасаясь, что это известие может его убить . Судя по воспоминаниям Галины Николаевны фон Мекк, тайна эта неожиданно стала известной Карлу Федоровичу и, возможно, послужила причиной сердечного приступа, приведшего его к смерти. Эти события тяжело сказались и на характере Надежды Филаретовны, наложили отпечаток на всю ее последующую жизнь. Теперь, после смерти мужа, у нее оставались заботы о подрастающих детях. Из одиннадцати детей семь находились при ней, а остальные жили отдельно своими семьями.

Богатая вдова-миллионерша оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, покровительствовала молодым музыкантам. При этом, при ее твердом, независимом характере, не обходилось без конфликтов с директором консерватории Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который недолюбливал ее, но не мог не считаться с ней, так как ее помощь была действительно важной.

Портрет Надежда Филаретовна фон Мекк (фотогалерея www.yandex.ru)
Портрет Надежда Филаретовна фон Мекк (фотогалерея www.yandex.ru)

Одно время в семье фон Мекк домашним пианистом и преподавателем музыки для детей был молодой французский музыкант Клод Дебюсси, ставший впоследствии знаменитым композитором.

Портрет Клода Дебюссии (1862-1918 г.г.) (фотогалерея www.yandex.ru)
Портрет Клода Дебюссии (1862-1918 г.г.) (фотогалерея www.yandex.ru)

В течение двух лет Дебюсси периодически занимался с детьми фон Мекк. Это знакомство, несомненно, продолжилось бы, если бы не одно обстоятельство: Дебюсси влюбился в одну из дочерей фон Мекк, Соню, и решился просить ее руки, но получил от Надежды Филаретовны отказ и предложение немедленно уехать.

Портрет Софьи Карловны фон Мекк (фотогалерея www.yandex.ru)
Портрет Софьи Карловны фон Мекк (фотогалерея www.yandex.ru)

Находясь после смерти мужа в Москве, Надежда Филаретовна обратилась к Николаю Григорьевичу Рубинштейну с просьбой рекомендовать ей скрипача, который бы мог вместе с ней играть с листа сочинения для скрипки с фортепьяно. Николай Григорьевич порекомендовал скрипача Котека, который был большим поклонником творчества Петра Ильича Чайковского, своего профессора. От Котека ей стали известны многие подробности жизни Чайковского, его характер и привычки. Она узнала о его затруднительном материальном положении, его стремлении освободиться от консерваторских обязанностей. Постепенно и у нее созрело твердое решение освободить Чайковского от материальных забот, чтобы он смог в полную силу отдаться творчеству. Осуществить это решение надо было таким образом, чтобы не ранить самолюбие композитора.

Портрет Петра Ильича Чайковского (фотогалерея www.yandex.ru)
Портрет Петра Ильича Чайковского (фотогалерея www.yandex.ru)

Через Котека Надежда Филаретовна обратилась к Чайковскому с просьбой сделать для нее несколько переложений его сочинений для скрипки и фортепьяно за большое вознаграждение. Когда эта просьба была исполнена, последовала другая через посредство того же Котека. Так начались «странные, но имевшие громадные последствия, отношения Петра Ильича и Надежды Филаретовны». О значении этой помощи для Чайковского, может быть, лучше всех сказал писатель Юрий Нагибин: «В самую трудную пору его жизни к нему протянулась рука вовсе незнакомого ему человека – вдовы железнодорожного магната фон Мекка – Надежды Филаретовны. Покоренная музыкой Чайковского, она предложила ему щедрую бескорыстную помощь, решившую все его жизненные проблемы. Петр Ильич получал ежемесячный высокий пансион, позволивший заниматься творчеством, а лето проводить в любимой Италии. Заслуга Надежды Филаретовны перед русской культурой велика».

Отношения между П. И. Чайковским и Н. Ф. фон Мекк носили очень необычный характер. Они условились не встречаться и не видеть друг друга, поэтому их взаимоотношения назвали «романом невидимок». Эта переписка, которая охватывает длительный период в 13 лет, сохранилась почти вся целиком. Она уникальна по своей значимости и отражает суть удивительных отношений этих двух незаурядных личностей.

Через некоторое время в трудной для Чайковского ситуации, после его разрыва с женой и отъезда за границу, когда он находился в глубоком душевном кризисе, Н. Ф. фон Мекк посылает ему 6 тыс. рублей и решает взять на себя постоянную заботу о его материальном благосостоянии, прося Чайковского «принять 6 тыс. рублей в год до того времени, когда он будет в состоянии приняться за профессуру в Москве».

В знак благодарности и уважения к Н. Ф. фон Мекк композитор посвятил ей Четвертую симфонию. На первой странице партитуры он оставил надпись: «Симфония № 4. Посвящается моему лучшему другу».

Взаимоотношения между Н. Ф. фон Мекк и П. И. Чайковским, длившиеся более 13 лет, закончились трагично для них обоих. Переписка была неожиданно прервана Надеждой Филаретовной в конце сентября 1890 года. Одновременно прекратились и денежные выплаты. К этому времени общая сумма их приближалась к 85 тыс. рублей. Причины разрыва объясняются по-разному. Биографы сходятся лишь в том, что меценатка вынуждена была пойти на этот шаг под давлением родных, раздраженных длительной и чрезмерно высокой, по их мнению, денежной помощью композитору, а также странными, вызывающими разговоры в обществе отношениями между ними. Но можно с уверенностью говорить о том, что разрыв этот был причиной тяжелых душевных страданий обоих.

Чайковский чрезвычайно болезненно воспринял его. Как замечает много писавший об отношениях Н. Ф. фон Мекк и Чайковского Юрий Нагибин, Надежда Филаретовна дорого заплатила за «свой жестокий поступок». Приступы черной меланхолии, случавшиеся у нее и прежде, стремительно перешли в неизлечимую душевную болезнь. Н. Ф. фон Мекк скончалась в Ницце 14 января 1894 года.

Существуют и другие свидетельства, прежде всего со стороны ближайших родственников Надежды Филаретовны, по иному освещающие картину последних месяцев ее взаимоотношений с композитором, а также мотивы их прекращения. Одно из них принадлежит ее сыну, известному железнодорожному деятелю Николаю Карловичу фон Мекку. Через 10 лет после смерти Чайковского он объясняет причины прекращения взаимоотношений между своей матерью и Петром Ильичем в письме от 3 февраля 1903 года к музыкальному критику Н. Д. Кашкину (в прошлом близкому другу П. И. Чайковского): «сильнейший упадок сил» у его матери «после перенесенного в зиму 1889–1890 годов воспаления легких» и «смертельная болезнь» его старшего брата Владимира.

Галина Николаевна фон Мекк, внучка Надежды Филаретовны, в опубликованных недавно воспоминаниях полагает, что Чайковскому удалось в 1893 году, незадолго до своей смерти, передать письмо Надежде Филаретовне в Ниццу (через племянницу свою, жену Николая Карловича), объясниться и помириться с ней.

В 1895 году здание перестроили уже по проекту архитектора Михаила Бугровского для нового владельца, миллионера-купца Николая Дмитриевича Стахеева, который приходился племянником художнику Ивану Шишкину, был успешным золотопромышленником и меценатом, коллекционером и любителем живописи. В этот период главный вход в особняк был перенесён в Малый Харитоньевский переулок, где он так и остался до сих пор.

 Портрет миллионера-купца Николая Дмитриевича Стахеева (фотогалерея www.yandex.ru)
Портрет миллионера-купца Николая Дмитриевича Стахеева (фотогалерея www.yandex.ru)

Стахеев подошел к новому владению с присущей купцам расчётливостью и занялся активным расширением полезной жилой площади усадьбы, он пристроил к главному дому дополнительные строения со стороны двора и организовал в них доходный дом. Последним владельцем дома в 1910 году усадьба стал потомственный почетный гражданин К.Ф. Тахтамиров.

После революции в этом доме, как и во многих других жилых домах на Мясницкой улице, организовали коммуналки. В 1970-х годах жильцов расселили, и здание отдали под конторские службы Бауманского райсовета. В 1995-1997 годах была проведена комплексная реставрация усадьбы, во время которой дому вернули первоначальный барочный облик.

Источник информации:

htts://www.limba.ru "фон Мекк".

https://galik-123.livejournal.com/350974.html

Продолжение следует ....

Будем очень рады если Вы оставите свой отклик и поддержите канал лайками и подпиской !