Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Любовь в подвале, или есть наука виктимология, но есть и бабья дурь!

Виктимология – очень своеобразный раздел криминологии, который изучает жертву преступления, ее роль, поведение, реакцию и последствия, а также факторы, влияющие на становление и развитие жертвы.

Виктимология основывается на предположении, что жертва преступления является активным участником процесса преступления и имеет свою собственную роль в нем.

Но есть и другой подход к виктимологии.

«Вопреки расхожему стереотипу виктимология очень мало внимания уделяет внимания тому, размахивал ли дядя Петя крупными купюрами, покупая пиво в ларьке, так, что их видел стоящий в очереди рецидивист Вася, у которого как раз не хватало денег на опохмел. А вот почему ограбленных людей на улице, где живут Вася и Петя, в два раза больше, чем в других районах города, – это уже вопрос пристального внимания специалистов», – утверждает Е. Попова.

Фильм "Берегись автомобиля" начинался фразой: "Ночь была такой тёмной, что хотелось совершить преступление!" А в таком вот районе немудрено стать хулиганом
Фильм "Берегись автомобиля" начинался фразой: "Ночь была такой тёмной, что хотелось совершить преступление!" А в таком вот районе немудрено стать хулиганом

Хотите пример? Есть очень показательный: после того как лондонский район Стоунбридж был признан криминогенным из-за особенностей ландшафта, его перестроили, посадили высокие деревья (число насильственных преступлений меньше там, где растёт больше высоких деревьев: по мнению экспертов, потенциальный преступник считает, что такой район более ухожен, а, значит, поймать в нём могут с большей вероятностью), удалили полу(совсем не)приличные рисунки и надписи на стенах домов, а жителям выделили деньги для оборудования каждой квартиры системой сигнализации, количество преступлений резко сократилось.

... и количество преступлений сократилось!
... и количество преступлений сократилось!

То есть виктимология не крутится вокруг поведения жертвы – она изучает сложную взаимосвязь между пострадавшими, преступниками, правоохранителями и обществом.

И всё-таки в самой виктимологии как научной дисциплине пока не устоялись представления о роли жертвы, существует термин ««неосмотрительность жертвы», то. Есть поведение, которое привлекает преступников, но другие специалисты неоднократно подвергали его критике как способ приписывания жертве вины за преступление, то есть обвинения самой жертвы.

В нашем обществе такая тенденция существует – обсуждая известное по сообщениям СМИ преступление, публика беспощадно заявляет, что жертва-женщина всегда сама виновата: слишком ярко одета, слишком короткая юбка, слишком глубокий вырез, слишком вызывающе накрашена, слишком громко смеется... Но любая женщина с неустроенной личной жизнью хочет, чтобы ее заметили, выделили, обратили внимание, но это же не значит, что мини-юбка становится вызовом общественным нравам и уж тем более разрешением на насилие.

И в то же время невозможно не признать, что порой поведение женщины становится настолько безответственным, что вызывает не сострадание, а сожаление: где был разум или просто здравый смысл, естественное опасение за свою жизнь?

Стали известны жуткие подробности убийства женщины, чье тело нашли упакованным в мешок на одной из строек Москвы.

Приехала в Москву под Новый год, чтобы «начать жизнь с чистого листа»
Приехала в Москву под Новый год, чтобы «начать жизнь с чистого листа»

– Она была в разных невзгодах, но растила своих дочек правильно, всегда пыталась одарить их теплом и заботой. Могла сама ходить в рваном, но девочки были во всём новом, – рассказала подруга погибшей.

Вскоре женщина познакомилась с мужчиной на сайте знакомств «ДругВокруг».

– Мечтала о простом женском счастье, хранить очаг дома и всем, чем может, помогать своим дочерям! Я не знаю, кто распустил такие слухи, но разгульной жизни она не вела. С этим мужчиной она познакомилась в интернете и перед встречей долго переписывалась. Только потом согласилась на встречу, которая оказалась фатальной, – добавила ЕЁ подруга.

Весь ход свидания ОНА описывала дочери через WhatsApp:

Рассказала, что они с новым знакомым зашли в магазин, где купили вино и продукты, а после этого ОНА отправила дочери сообщение, что мужчина пригласил её в подвал, где можно провести время, и на всякий случай послала дочери геолокацию и рассказала, что они находятся в подвале на свидании.

После этого ОНА перестала выходить на связь, а ее дочь обратилась в полицию с заявлением об исчезновении родного человека. По ее словам, мать приехала к старшей дочери в Москву на новогодние праздники.

– Да, я пыталась ее найти, – рассказала дочь убитой. – Мне и так больно. Она не такая, как о ней пишут. Она хорошая.

А теперь возразите на утверждение: она сама нашла свою судьбу! Да, женщина хотела устроить личную жизнь – дети выросли, она одинока, ей 40 с небольшим лет – всё впереди и всё возможно, кто будет возражать?

И интернет – это способ познакомиться, и на свидание – почему же не пойти?

Но скажите, вот мужчина, с которым вы только переписывались, общались по интернету, но лично не встречались, приглашает вас на свидание – это опасно? Скорее это волнует, беспокоит, каков он, как будет себя вести, как говорит и держит себя – всё это естественно, но когда на первой же встрече мужчина покупает вино и ведёт вас не к себе домой, не в кафе, не в кино или театр, а предлагает очень уютный подвал (!) – одно это вас не насторожит? Не напугает? Вы так очарованы этим человеком, что радостно готовы с бутылкой вина, нарезкой сыра и колбасы пойти в подвал?

Правда, у мужчины был серьёзный довод! Он пообещал, что там будет диван! Вам это показалось таким веским аргументом, таким решающим, что вы сразу же согласились, и только маленький червячок сомнения точил, и вы отправили дочке сообщение о том, где находится этот подвал. А сами отправились с ним, с мужчиной, который знал, где есть подвал и диван!

Вот теперь возразите, что всё происшедшее было коварным планом злодея, а не прозаичной бабьей дурью!

Именно поэтому многие даже специалисты виктимологию продолжают воспринимать как науку, которая выясняет, чем же жертва спровоцировала преступника. Это не тот случай, нет?

Но другие криминалисты утверждают, что виктимология и не пытается учить Машу, как ей не оказаться жертвой преступления. Она занимается тем, что объясняет государству, что нужно сделать, чтобы Маша не пострадала. Жертвы разбиваются на категории не для предъявления им адресных обвинений в опасном поведении, а для выявления виктимных групп и помощи им. Виктимологическая профилактика – это не стенды с наставлением «Какая длина юбки безопасна?», а деятельность государственных и общественных институтов, направленная на нейтрализацию или устранение обстоятельств, формирующих виктимное поведение.

В нашем случае, администрация района должна была иметь в виду, что есть у нас такие люди, которые, узнав, что есть открытый и доступный всем желающим подвал с диваном, охотно пойдут туда с бутылкой и незнакомым мужчиной, поэтому такая администрация обязана была выполнить постановление (давно теперь забытое, ещё времён борьбы с террористами, которые прятали мешки с гексогеном в подвалах и чердаках) о том, что ни один подвал и чердак не может оставаться открытым – замок и ключ в РЭУ!

А теперь сотрудники правоохранительных органов ищут этого убедительного мужчину, знавшего о наличии повала, да ещё и с диваном.

Господи, как немного нужно некоторым для счастья!