Найти тему
Журнал МУЗилка

7 хитов из репертуара Алексея Глызина. К 70-летию певца.

«Веселые ребята» - советский вокально-инструментальный ансамбль, из которого вышло немало прославленных музыкантов, певцов, сделавших успешные сольные карьеры. В один период с Александром Буйновым и Александром Барыкиным в коллективе под руководством Павла Слободкина работал и наш сегодняшний герой, и именно в «Веселых ребятах» он ярко заявил о себе. В конце 2023 года обладатель звания заслуженного артиста России одержал победу в популярном телевизионном шоу «Суперстар.Возвращение», концепция которого строится на том, чтобы вернуть слушателям и раскрыть с новой стороны подзабытых и ушедших в тень звезд прошлых лет. Участие Алексея Глызина в этом шоу показалось удивительным, уж кто-то, а он-то, точно, никуда не пропадал. Все годы он оставался на виду, регулярно появляясь на телевидении, в различных телепроектах, сборных концертах. Начало нового 2024 года ознаменовано для Алексея Сергеевича крупным юбилеем. 13 января певцу исполнилось 70. По этому случаю вспомним некоторые песни из его сольного репертуара, с которыми исполнитель неразрывно ассоциируется.

Часть детства Алексея Глызина прошла в интернате, но к сиротству этот факт его биографии не имеет никакого отношения. Уроженец подмосковных Мытищ рос хоть и в неполной, но хорошей и достаточно успешной семье. Оба его родителя были служащими. Отец – Сергей Васильевич оставил семью и в дальнейшем практически не интересовался судьбой сына. Матери, заслуженному железнодорожнику, сотруднице Министерства путей и сообщений, приходилась много работать, поэтому она приняла решение на некоторое время определить Лешу в образовательное учреждение интернатного типа, предназначенное для детей министерских работников.

В 12 лет Алексей научился играть на гитаре. Музыкальную школу окончил по классу фортепиано. В общеобразовательной школе он отучился 8 классов и отправился получать техническую специальность в радиоаппаратостроительном техникуме. На такой выбор повлияла страсть к музыке, ведь музыканту нужно уметь обращаться с аудио-аппаратурой, и очень желательно хорошо в ней разбираться. Отучившись три года, Глызин бросил колледж, стал играть в Мытищинском ансамбле. Далее в его образовательной траектории были Тамбовское культпросветучилище, московский институт культуры, который он закончил уже известным музыкантом.

После срочной службы в армии на Дальнем Востоке Глызин начал карьеру в советских ВИА разной степени узнаваемости: в его послужном списке «Верность» Чечено-Ингушской филармонии, «Добры молодцы», «Самоцветы», «От сердца к серду», «Ритм» Аллы Пугачевой.

К «Веселым ребятам» Глызин присоединился в 1980-м, в этом коллективе он принял участие в записи целой вереницы популярных хитов. Мало людей, не знающих строки «Не волнуйтесь тетя, дядя на работе, а не с кем-нибудь в кино» или «Автомобили, автомобили, буквально всё заполонили», «Бологое - это где-то между Ленинградом и Москвой» и другие.

В 1988 году музыкант покидает ВИА «Веселые ребята», отправляется в сольное плавание, создает группу «Ура», которая в конце 80-х – начале 90-х, по сути, была аккомпанирующим составом артиста Глызина. Работая в «Веселых ребятах», Алексей сдружился с игравшим на позиции барабанщика Виктором Сигалом. Таково настоящее имя музыканта, более известного под псевдонимом Виктор Чайка, автора хитов многих эстрадных звезд. Он подключается к сольному проекту друга, пишет для него материал. Композитор Чайка плодотворно сотрудничал с поэтом-песенником Симоном Абрамовичем Осиашвили. Так сформировалось творческое и дружеское трио. Чайка и Осиашвили - основные авторы раннего репертуара Алексея Глызина, в общей сложности написали для репертуара певца около 20 песен, многие из которых стали хитами. Подборку песен Алексея Глызина можно было бы составить только из произведений этого авторского тандема, в материале их творения занимают больше половины.

Композитор Виктор Чайка (Сегал, Виктор Григорьевич). Поэт Осиашвили, Симон Абрамович - авторы первых 4-х песен в подборке.
Композитор Виктор Чайка (Сегал, Виктор Григорьевич). Поэт Осиашвили, Симон Абрамович - авторы первых 4-х песен в подборке.

«Зимний сад»

Дебютный сольный альбом под вывеской «Алексей Глызин и группа «Ура» выпущен на виниле фирмой «Мелодия» в 1990 году. Пластинка называлась «Зимний сад» и имела подзаголовок «Песни Виктора Чайки на стихи Симона Осиашвили».

-3

Заглавная композиция стала хитом годом ранее.

«Зимний сад, зимний сад, белым сном деревья спят»,

- запел Алексей со сцены фестиваля «Песня-89». Эту композицию смело можно назвать первым большим сольным хитом артиста, в дальнейшем закрепившимся за ним как «визитная карточка».

«Ты не ангел»

На той же пластинке был издан большой хит, с которым Алексей Глызин прочно ассоциируется у многих слушателей.

В. Чайка, А. Глызин и С. Осиашвили   в молодые годы. Фото с конверта пластинки "Зимний сад".
В. Чайка, А. Глызин и С. Осиашвили в молодые годы. Фото с конверта пластинки "Зимний сад".

«Ты не ангел, но для меня, но для меня ты стала святой», - эти строки Симон Осиашвили писал уже на готовую мелодию. Музыку, ставшую песней «Ты не ангел», Виктор Чайка написал ещё в бытность барабанщиком «Арсенала» - джазового ансамбля под управлением Алексея Козлова. Это была инструментальная пьеса, посвящение итальянскому пианисту. Песня на основе этой мелодии родилась спонтанно.

Когда друзья музыканты Глызин и Чайка начали совместную творческую деятельность, они задались целью пробиться на новогодний «Голубой огонек». Над страной уже звучал «Зимний сад», и участие в программе исполнителя супер-хита казалось вполне логичным, но для «Огонька» нужна была новая композиция. Режиссеру было предложено несколько произведений, но он их не утвердил. Тогда-то Чайка и вспомнил о своей пьесе и решил показать её Глызину.

«Классная, хорошая, играй, играй». Вот эта мне нравится»,

- отреагировал певец. Дело было буквально за сутки до съемок «Голубого огонька». Сразу же позвонили Симону Осиашвили, наиграли мелодию, и он написал текст «Ты не ангел». На утро песня была готова, её повезли в «Останкино».

«Режиссёр сказал: "Это лучшее, что мне попадалось! Вечером съёмки!" Тут же был поставлен балет»,

рассказывал Виктор Чайка.

Прозвучав на «Голубом огоньке» песня сразу обратила на себя внимание аудитории, существенно увеличив популярность певца Алексея Глызина и армию его поклонниц.

«Пепел любви»

В начале сольной карьеры из уст Алексея Глызина один за другим звучали хиты Виктора Чайки и Симона Осиашвили. Спустя год после «Зимнего сада» певец вновь появился на главном телевизионном песенном фестивале страны. Лауреатом «Песни-90» стала композиция «Пепел любви».

Эта песня закрывала трек-лист дебютной пластинки «Зимний сад» и дала название второму полноформатному сольному альбому исполнителя, который вышел уже в 1994 году и включал как свежие песни, так и уже хорошо известные хиты, представляя своего рода «свод сольного творчества» артиста. Альбом «Пепел любви» был выпущен в формате СD лейблом RDM.

«То ли воля, то ли неволя»

«Кажется воля неволей»,

- философские строки Симона Осиашвили. Рассуждения о «воле и неволе» на фоне личных переживаний лирического героя Алексей Глызин запел в переломном 1991 году. Дилемма, обозначенная в названии, отражала историческую реальность. Тему хита Глызин считает вечно актуальной для нашей страны, о чем часто говорит на концертах, объявляя песню.

«Тема воли и неволи описана классиками ещё задолго до нас, о непростой судьбе людей, живущих в России»,

- говорил Глызин в интервью программе «Песня с историей».

Песня появилась в тот период, когда артист находился на пике популярности, обретя звездный статус. Эстетический облик этой песни сформировался не сразу, путем экспериментов, работа над ней велась достаточно долго.

«Она претерпела множество изменений, мы пытались сделать её в разных стилях, там было чуть ли не регги, пытались подложить тяжелые гитары роковые, меняли темп, хотелось сделать что-то брутальное»,

- рассказывал исполнитель.

«Любовь-беда»

Муз. И. Крутой, ст. Р. Казакова

В середине 90-х в репертуаре Алексея Глызина появилось несколько заметных произведений композитора Игоря Крутого. Например, достаточно известна была композиция «Любовь - беда» на стихи Риммы Казаковой. 1993-м годом датирован магнитоальбом Алексея Глызина с таким названием. "Любовь-беда" - хит-лауреат фестиваля "Песня-93". Композиция издана на третьем сольном альбоме «Это неправда».

«Письма издалека»

Муз. И. Крутой, ст. И. Николаев

Много заметных хитов Игорь Крутой написал в соавторстве со своим другом и тезкой и коллегой – Игорем Николаевым. Популярный исполнитель, композитор, сочиняющий и музыку, и стихи, в тандеме с Крутым выступает в роли поэта-песенника. К их совместному наследию принадлежат такие хиты как «Третье сентября» М. Шуфутинского, «Я люблю тебя до слез» А. Серова, «Ангел-хранитель мой» и многие другие. Заметная композиция авторства двух Игорей есть и у Алексея Глызина – грустная композиция «Письма издалека» часто упоминается во всевозможных списках и перечнях лучших хитов исполнителя, снискала любовь аудитории. Песня входит в альбом «Пепел любви» 1994 года.

«Поздний вечер в Сорренто»

Муз. В. Бородин, ст. А. Бережной

На рубеже веков репертуар исполнителя и перечень его визитных карточек пополнила колоритная и очень красивая песня с «итальянскими мотивами».

«Поздний вечер в Сорренто нас погодой не балует, вот и кончилось лето, до свидания, Италия» - написал эти строки поэт Александр Бережной. Музыку – Владимир Бородин. А «крестной мамой» этого хита можно считать известную певицу и композитора Марину Хлебникову, именно она предложила своему другу и коллеге Алексею Глызину исполнить это произведение, посчитав, что оно хорошо ему подойдет. Так и получилось. Прислушавшись к совету, Алексей заинтересовался потенциальным хитом, связался с автором музыки.

«Мы встретились с Вовой, я послушал эту песню, мне очень понравились и припев, и запев, запевная, с достаточно обычной гармонией, но она была полетная, там можно было что-то такое спеть, показать себя любимого»,

- так Глызин характеризовал песню в одном из интервью.

Казалось бы, конец 90-х - время, когда как таковой цензуры уже не было, и к текстам особо не придирались, упоминание зарубежных мотивов, названий в текстах песен не то, чтобы никого не смущало, а было в порядке вещей и даже модным веянием. , тем не менее, с этой песней случилась забавная история. На студии «Союз», где Глызин собирался выпустить эту композицию, придрались как раз к тому, что в ней поётся про Сорренто, и не хотели брать песню с текстом Бережного, аргументация была такова: простым слушателям не понятно, что такое Сорренто.

«А что Вы предлагаете, поздний вечер в Тамбове или в Рязани»,

- парировал Глызин.

На эту же мелодию Владимира Бородина были написаны «исправленные» варианты текста с заменой названия иноземного города, но Глызину они не понравились, и, в конце концов, решили оставить первоначальный текст Бережного. Запись «Позднего вечера» была сделана в студии на Дубровке. Песня открывает пластинку «Запоздалый экспресс» 1999 года.

«Легендарные песни» - такое громкое название получил сборник хитов Алексея Глызина, выпущенный в 2018 году, куда вошли все представленные в этом кратком обзоре песни. Всего издание включает 17 композиций, а список любимых хитов исполнителя у каждого меломана – свой.

Узнаваемый голос и манера исполнения, мужская энергетика и соответствующий органике репертуар позволили экс-солисту «Веселых ребят» вознестись на эстрадный Олимп, зарекомендовав себя как большого артиста. В свои 70 лет Алексей Сергеевич находится в прекрасной вокальной форме, что продолжает демонстрировать слушателям. С Юбилеем!

Материал носит обзорный, развлекательный характер. Написан на базе информации открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и исполнителей и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.