Найти тему

ХОЖДЕНИЕ НА УКОК – 5. Перевал Бугумуюз. Исход.

Горный Алтай – Плато Укок – Перевал Бугумуюз – Русская Буханка

» смотреть начало

-2

Исход с плато Укок мы совершили уже через другой его портал – перевал Бугумуюз. В транскрипциях с алтайского, казахского и русского название перевала звучит по-разному. Но в военных картах он называется Бугумуюз, вот и мы решили трактовать этот топоним именно так.

-3

Сразу после знакомства с Бертекской Писаницей мы двинулись на штурм перевала, преодолев по пути брод через Акалаху и зону верховых болот, тянущихся от самого подножия до вершины Бугумуюза. Болота эти чрезвычайно коварны, под тяжестью автомобиля дорога (хотя дорогой это можно назвать с большой натяжкой!) превращается в вязкую жижу, где даже самый подготовленный внедорожник легко может сесть по самый фюзеляж, и выдернуть его из ямы, заполненной грязью, - задача сверхсложная. В дождливую погоду эти болота вообще непреодолимы!

Бродим речки на пути к Бугумуюзу
Бродим речки на пути к Бугумуюзу

Подбираемся к подножию перевала..
Подбираемся к подножию перевала..

Пока наша Бухана вразвалочку осваивала болотистые ухабы, мне пришло на ум, что боги Укока накануне нашей поездки на Горный Алтай упреждающе уберегли-таки нас от опрометчивого шага, выведя из строя тот Крузак, который мы вознамерились арендовать (напомню, Крузак разбился и не подлежал ремонту, а нам достался лишь манерный Туарег на шоссейной резине). В результате у нас «под седлом» не оказалось полноценного «проходимца», на котором мы планировали самостоятельно передвигаться по Горному Алтаю, в том числе и по Укоку. И хорошо, что не сунулись на плато Укок сами!

Табын Богдо Ола - Пять Священных Вершин. Вид с верховых болот на подъеме  к Бугумуюзу
Табын Богдо Ола - Пять Священных Вершин. Вид с верховых болот на подъеме к Бугумуюзу

Приблизились к подножию перевала Бугумуюз. Дальше - болота.
Приблизились к подножию перевала Бугумуюз. Дальше - болота.

Жизнь на практике доказала нам, что идти на Укок даже на очень хорошо подготовленном внедорожнике со сверхпроходимыми характеристиками без знающего проводника да еще и одним экипажем было чистой авантюрой. Ибо в этих мистических пространствах техника решает далеко не все, точнее сказать, почти ничего не решает. Подготовленный рамный внедорожник на плато Укок – это необходимое, но вовсе не достаточное условие!

Спасенный нами из плена верховых болот непроходимец - японец..
Спасенный нами из плена верховых болот непроходимец - японец..

В этих абсолютно безлюдных местах ключевым становится фактор человеческий, а на первый план выдвигается роль личности штурмана-проводника - его навыки и бесценный опыт, а именно: знание местности буквально вслепую, бродов укокских рек, топографии укокских болот, их состояния в разные климатические сезоны, переменчивой погоды в этих местах (коими в совершенстве и обладал наш уникальный проводник = пилот = от бога штурман - Ахмет!) …

Вид на плато Укок с подножия перевала Бугумуюз
Вид на плато Укок с подножия перевала Бугумуюз

Ибо на Укоке НЕ работает мобильная связь и даже рация, совсем нет навигации и дорог как таковых, а есть одни лишь направления.. В этих необитаемых краях неоткуда ждать помощи, здесь нет никакой цивилизации вообще. В довершении ко всему в этих местах очень суровый климат - Укок по меркам метеорологов по своим климатическим кондициям приравнен к регионам Крайнего Севера (температура в зимние месяцы может достигать -60 С, во время нашего "летнего" (начало августа) похода ночная температура опускалась до 0 С). Заход на плато ограничивается одним, максимум полуторами календарными месяцами – это конец июля – начало сентября. В другое время штурм перевалов, а также перемещение по самому Укоку становятся невозможными.

Приближаемся к вершине
Приближаемся к вершине
Начало спуска с перевала Бугумуюз
Начало спуска с перевала Бугумуюз

Пока я размышляла над этим, мы приблизились к подножию перевала и начали штурм верховых болот. Местами это был сущий апокалипсис – месиво вязкой грязи и ухабистые горки вперемешку с валунами разного калибра - все это на фоне набора высоты. Временами экипажу приходилось спешиваться – Буханя расправлялась с лютым бездорожьем налегке..

В реальности все выглядело гораздо жутче!
В реальности все выглядело гораздо жутче!

Успешный выезд из болот
Успешный выезд из болот

Некие злопыхатели, адепты всего забугорного, на просторах интернета опрометчиво окрестили родимую Буханку Русским Злобным Тостером… Как бы то ни было, наш Тостер оказался на высоте в буквальном и переносном смыслах – Русская Буханка филигранно демонстрировала все свои проходимые качества, ни разу не фыркнув и даже не поперхнувшись грязью! Почему я отныне буду неустанно петь ей оды)))

Даже практически не выпачкалась!
Даже практически не выпачкалась!

В одном особо злокачественном месте нам повстречались беспечные ездоки, преодолевающие топь в один экипаж на Ниссане. Горемыки, понадеявшись, вероятно, на русское авось или уповая на свой супер-пупер внедорожник, пытались штурмовать укокские болота, совершенно не имея представления о месте, где очутились, и завязли в грязи по самые уши..

Благодарность горе-ездоков после выдергивания японца из ямы.
Благодарность горе-ездоков после выдергивания японца из ямы.

Пришлось оказывать им вспоможение, выдергивая с помощью троса из болотистой топи.. Что бы они делали, не повстречайся мы им на своем пути, одному богу известно! Но в этих краях действует негласный закон – Помогай Ближнему! Воистину на Укоке спасение утопающих - совсем даже не дело рук самих утопающих)

Красивые цветочки в суровом контексте
Красивые цветочки в суровом контексте

Наконец, преодолев затяжной и болотистый подъем, наша Бухань вскарабкалась на вершину.

Мы на вершине перевала Бугумуюз
Мы на вершине перевала Бугумуюз

Панорама открывалась космическая! Видимость была неплохой, несмотря на клубившиеся облака и стремительно портящуюся погоду. С одной стороны горизонт прочерчивали снежные шапки Пяти Священных Вершин - Табын Богдо Ола, с другой - абрисы массива Южно-Чуйского хребта с просматриваемыми контурами Белухи. Настоящее Место Силы! Поговаривают, что на вершине перевала останавливаются часы и выходит из строя электроника… Мистика!

Вид с перевала на плато Укок и хребет Табын Богдо Ола - Пять Священных Вершин
Вид с перевала на плато Укок и хребет Табын Богдо Ола - Пять Священных Вершин
Вид с перевала на Южно- Чуйский хребет
Вид с перевала на Южно- Чуйский хребет

Высота перевала Бугумуюз - 2843 метра над уровнем моря. Он на 100 метров ниже перевала Тёплый Ключ, но отважные путешественники предпочитают крутизну и высоту Тёплого Ключа пологому и затяжному Бугумуюзу. Мы же, благодаря нашему Ахмету и его Буханке, штурмовали оба - зашли на Укок через Теплый Ключ, а исход совершили через Бугумуюз. Дорога через Теплый Ключ с короткой остановкой на его вершине заняла у нас 8 часов, Бугумуюз мы преодолели примерно за такое же время.

Отроги Южно-Чуйского хребта
Отроги Южно-Чуйского хребта

И картинки с высоты обоих этих перевалов рисуются совершенно разные, но от этого не менее бомбические. Теплый Ключ (Видео Перевал Теплый Ключ) – это крутой крышесносный подъем по краю пропасти по валунам и булыжникам разного калибра, с видами на величественные горные хребты, а Бугумуюз - это пологий подъем в зоне верховых болот вначале и плавный спуск, заканчивающийся в зоне кедровой тайги… Оба по-своему прекрасны и достойны восхищения!

Начало спуска с перевала Бугумуюз
Начало спуска с перевала Бугумуюз
Спуск с перевала Бугумуюз. Дорога уже вполне сносная, болота остались позади.
Спуск с перевала Бугумуюз. Дорога уже вполне сносная, болота остались позади.

Наконец аццкое бездорожье сменилось достаточно пологим спуском по сносной грунтовке, петляющей среди сопок, и мы въехали в кедровую тайгу.

Завершение спуска с перевала Бугумуюз. Впереди тайга!
Завершение спуска с перевала Бугумуюз. Впереди тайга!

Заросли иван-чая кругом
Заросли иван-чая кругом
-25
-26
Въезд в кедровую тайгу
Въезд в кедровую тайгу

Каменистый бело-ржаво-графитовый горный пейзаж сменился на лесной, цветовая палитра заиграла всеми оттенками изумрудной зелени – настоящая отрада для глаз! Картина, захватывающая настолько, что несмотря на ухабистость дороги и тряску, мы без устали щелкали затворами своих камер, крутя головами направо и налево. За верхушками вековых кедров просматривались величественные заснеженные вершины горных хребтов – Эх, почему я не художник!?

Вдали просматриваются вершины Южно-Чуйского хребта
Вдали просматриваются вершины Южно-Чуйского хребта
-29
-30

Однако и здесь бездорожье поспешило обозначить себя, раскатав перед нами необъятную ухабистую вязкую грязюку, лучше всего характеризующуюся простым русским словом Г*вны. Нам вновь пришлось спешиться, с тем, чтобы наша любезная Бухана, кряхтя, смогла расправиться с этим вновь возникшим дорожным квестом. Предварительно Ахмет произвел рекогносцировку на местности, в результате которой им была выбрана оптимальная тактика преодоления Г*вн...

Пока мы наслаждались процессом созерцания этого преодоления, из тайги бодро вынырнула группа баггистов, уже вусмерть перемазанных липкой грязью и весело машущих нам руками – им пока ещё невдомёк, какие Г*вны у них впереди! И похоже всю эту пачкотню на дороге размесили именно они, резвясь на своих четырехколесных монстрах..

Рекогносцировка на местности. Разведка боем спешившись. Выбор оптимальной тактики  преодоления Г*вн
Рекогносцировка на местности. Разведка боем спешившись. Выбор оптимальной тактики преодоления Г*вн
Бухана терпеливо ожидает результатов разведки....
Бухана терпеливо ожидает результатов разведки....

Г*вны во всей своей живописной красе!
Г*вны во всей своей живописной красе!

Мы тем временем, успешно завершив переправу через грязевые колдобины, выбрались на лесную дорогу и покатили далее, наслаждаясь видами.

-34
-35

Дорога, опоясывающая лесистый холм, вывела нас к краю обрыва и понесла по-над пропастью, внизу которой весело журчала дружественная уже нам речка Джазатор.

-36

Впереди на мосту зоркий глаз Ахмета узрел с пилотско-штурманского кресла своей Буханки какую-то опасность и дал по тормозам. Ого! На дороге лежала свернутая кольцами ядовитая гадюка. Все дружно схватились за камеры… Эти гады представляют собой реальную опасность для местного населения и домашнего скота, поэтому без всякой жалости обнуляются, что и сделал наш Ахмет, пока мы цокали языками.

-37
Новый мост через р Джазатор
Новый мост через р Джазатор

Проехав по деревянному мосту и бросив назад прощальный взгляд, полный ностальгии по уже завершившейся Укокской Эпопее, мы направились в Джазаторское, в застобленный ранее аил, где нас терпеливо поджидал Альт – наш верный Туарег, остававшийся все это время не при делах, пока мы с Ахметом на его проходимке Буханке ХОДИЛИ НА УКОК…

-39

Авторские Путешествия с Инессой и Александром.

-40

Присоединяйтесь!

Наши Контакты:

e-mail: a-turism@mail.ru

Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен!

-41