Горный Алтай – Плато Укок – Перевал Бугумуюз – Русская Буханка
Исход с плато Укок мы совершили уже через другой его портал – перевал Бугумуюз. В транскрипциях с алтайского, казахского и русского название перевала звучит по-разному. Но в военных картах он называется Бугумуюз, вот и мы решили трактовать этот топоним именно так.
Сразу после знакомства с Бертекской Писаницей мы двинулись на штурм перевала, преодолев по пути брод через Акалаху и зону верховых болот, тянущихся от самого подножия до вершины Бугумуюза. Болота эти чрезвычайно коварны, под тяжестью автомобиля дорога (хотя дорогой это можно назвать с большой натяжкой!) превращается в вязкую жижу, где даже самый подготовленный внедорожник легко может сесть по самый фюзеляж, и выдернуть его из ямы, заполненной грязью, - задача сверхсложная. В дождливую погоду эти болота вообще непреодолимы!
Пока наша Бухана вразвалочку осваивала болотистые ухабы, мне пришло на ум, что боги Укока накануне нашей поездки на Горный Алтай упреждающе уберегли-таки нас от опрометчивого шага, выведя из строя тот Крузак, который мы вознамерились арендовать (напомню, Крузак разбился и не подлежал ремонту, а нам достался лишь манерный Туарег на шоссейной резине). В результате у нас «под седлом» не оказалось полноценного «проходимца», на котором мы планировали самостоятельно передвигаться по Горному Алтаю, в том числе и по Укоку. И хорошо, что не сунулись на плато Укок сами!
Жизнь на практике доказала нам, что идти на Укок даже на очень хорошо подготовленном внедорожнике со сверхпроходимыми характеристиками без знающего проводника да еще и одним экипажем было чистой авантюрой. Ибо в этих мистических пространствах техника решает далеко не все, точнее сказать, почти ничего не решает. Подготовленный рамный внедорожник на плато Укок – это необходимое, но вовсе не достаточное условие!
В этих абсолютно безлюдных местах ключевым становится фактор человеческий, а на первый план выдвигается роль личности штурмана-проводника - его навыки и бесценный опыт, а именно: знание местности буквально вслепую, бродов укокских рек, топографии укокских болот, их состояния в разные климатические сезоны, переменчивой погоды в этих местах (коими в совершенстве и обладал наш уникальный проводник = пилот = от бога штурман - Ахмет!) …
Ибо на Укоке НЕ работает мобильная связь и даже рация, совсем нет навигации и дорог как таковых, а есть одни лишь направления.. В этих необитаемых краях неоткуда ждать помощи, здесь нет никакой цивилизации вообще. В довершении ко всему в этих местах очень суровый климат - Укок по меркам метеорологов по своим климатическим кондициям приравнен к регионам Крайнего Севера (температура в зимние месяцы может достигать -60 С, во время нашего "летнего" (начало августа) похода ночная температура опускалась до 0 С). Заход на плато ограничивается одним, максимум полуторами календарными месяцами – это конец июля – начало сентября. В другое время штурм перевалов, а также перемещение по самому Укоку становятся невозможными.
Пока я размышляла над этим, мы приблизились к подножию перевала и начали штурм верховых болот. Местами это был сущий апокалипсис – месиво вязкой грязи и ухабистые горки вперемешку с валунами разного калибра - все это на фоне набора высоты. Временами экипажу приходилось спешиваться – Буханя расправлялась с лютым бездорожьем налегке..
Некие злопыхатели, адепты всего забугорного, на просторах интернета опрометчиво окрестили родимую Буханку Русским Злобным Тостером… Как бы то ни было, наш Тостер оказался на высоте в буквальном и переносном смыслах – Русская Буханка филигранно демонстрировала все свои проходимые качества, ни разу не фыркнув и даже не поперхнувшись грязью! Почему я отныне буду неустанно петь ей оды)))
В одном особо злокачественном месте нам повстречались беспечные ездоки, преодолевающие топь в один экипаж на Ниссане. Горемыки, понадеявшись, вероятно, на русское авось или уповая на свой супер-пупер внедорожник, пытались штурмовать укокские болота, совершенно не имея представления о месте, где очутились, и завязли в грязи по самые уши..
Пришлось оказывать им вспоможение, выдергивая с помощью троса из болотистой топи.. Что бы они делали, не повстречайся мы им на своем пути, одному богу известно! Но в этих краях действует негласный закон – Помогай Ближнему! Воистину на Укоке спасение утопающих - совсем даже не дело рук самих утопающих)
Наконец, преодолев затяжной и болотистый подъем, наша Бухань вскарабкалась на вершину.
Панорама открывалась космическая! Видимость была неплохой, несмотря на клубившиеся облака и стремительно портящуюся погоду. С одной стороны горизонт прочерчивали снежные шапки Пяти Священных Вершин - Табын Богдо Ола, с другой - абрисы массива Южно-Чуйского хребта с просматриваемыми контурами Белухи. Настоящее Место Силы! Поговаривают, что на вершине перевала останавливаются часы и выходит из строя электроника… Мистика!
Высота перевала Бугумуюз - 2843 метра над уровнем моря. Он на 100 метров ниже перевала Тёплый Ключ, но отважные путешественники предпочитают крутизну и высоту Тёплого Ключа пологому и затяжному Бугумуюзу. Мы же, благодаря нашему Ахмету и его Буханке, штурмовали оба - зашли на Укок через Теплый Ключ, а исход совершили через Бугумуюз. Дорога через Теплый Ключ с короткой остановкой на его вершине заняла у нас 8 часов, Бугумуюз мы преодолели примерно за такое же время.
И картинки с высоты обоих этих перевалов рисуются совершенно разные, но от этого не менее бомбические. Теплый Ключ (Видео Перевал Теплый Ключ) – это крутой крышесносный подъем по краю пропасти по валунам и булыжникам разного калибра, с видами на величественные горные хребты, а Бугумуюз - это пологий подъем в зоне верховых болот вначале и плавный спуск, заканчивающийся в зоне кедровой тайги… Оба по-своему прекрасны и достойны восхищения!
Наконец аццкое бездорожье сменилось достаточно пологим спуском по сносной грунтовке, петляющей среди сопок, и мы въехали в кедровую тайгу.
Каменистый бело-ржаво-графитовый горный пейзаж сменился на лесной, цветовая палитра заиграла всеми оттенками изумрудной зелени – настоящая отрада для глаз! Картина, захватывающая настолько, что несмотря на ухабистость дороги и тряску, мы без устали щелкали затворами своих камер, крутя головами направо и налево. За верхушками вековых кедров просматривались величественные заснеженные вершины горных хребтов – Эх, почему я не художник!?
Однако и здесь бездорожье поспешило обозначить себя, раскатав перед нами необъятную ухабистую вязкую грязюку, лучше всего характеризующуюся простым русским словом Г*вны. Нам вновь пришлось спешиться, с тем, чтобы наша любезная Бухана, кряхтя, смогла расправиться с этим вновь возникшим дорожным квестом. Предварительно Ахмет произвел рекогносцировку на местности, в результате которой им была выбрана оптимальная тактика преодоления Г*вн...
Пока мы наслаждались процессом созерцания этого преодоления, из тайги бодро вынырнула группа баггистов, уже вусмерть перемазанных липкой грязью и весело машущих нам руками – им пока ещё невдомёк, какие Г*вны у них впереди! И похоже всю эту пачкотню на дороге размесили именно они, резвясь на своих четырехколесных монстрах..
Мы тем временем, успешно завершив переправу через грязевые колдобины, выбрались на лесную дорогу и покатили далее, наслаждаясь видами.
Дорога, опоясывающая лесистый холм, вывела нас к краю обрыва и понесла по-над пропастью, внизу которой весело журчала дружественная уже нам речка Джазатор.
Впереди на мосту зоркий глаз Ахмета узрел с пилотско-штурманского кресла своей Буханки какую-то опасность и дал по тормозам. Ого! На дороге лежала свернутая кольцами ядовитая гадюка. Все дружно схватились за камеры… Эти гады представляют собой реальную опасность для местного населения и домашнего скота, поэтому без всякой жалости обнуляются, что и сделал наш Ахмет, пока мы цокали языками.
Проехав по деревянному мосту и бросив назад прощальный взгляд, полный ностальгии по уже завершившейся Укокской Эпопее, мы направились в Джазаторское, в застобленный ранее аил, где нас терпеливо поджидал Альт – наш верный Туарег, остававшийся все это время не при делах, пока мы с Ахметом на его проходимке Буханке ХОДИЛИ НА УКОК…
Авторские Путешествия с Инессой и Александром.
Присоединяйтесь!
Наши Контакты:
e-mail: a-turism@mail.ru
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен!