Найти в Дзене
Земля Отцов

Свет золотой хохломы

Говорят, что первыми стали писать хохлому старообрядцы, переселившиеся в заволжские леса после реформы патриарха Никона. Среди них было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры, которые работали по старинным образцам, делая списки с древних икон и рукописных книг. Местные мастера, занимавшиеся художественной обработкой дерева, позаимствовали у них манеру письма и главный секрет — технику золочения, сохранившуюся по сей день. Как в стародавние времена, вышедшая из рук резчика деревянная посуда — миска, ложка, плошка — покрывается специальным грунтом красно-коричневого цвета и становится похожим на глиняное. Затем ее пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком, отчего она становится матово-блестящей, будто серебряной. Затем художники наносят орнамент, два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов, после чего изделие приобретает золотой блеск. Отсюда и название — Золотая хохлома. Кстати, слово хохлома — не что иное
Этот симпатичный старичок встречает вас у входа в музей "Золотая Хохлома" в Семенове
Этот симпатичный старичок встречает вас у входа в музей "Золотая Хохлома" в Семенове

Говорят, что первыми стали писать хохлому старообрядцы, переселившиеся в заволжские леса после реформы патриарха Никона. Среди них было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры, которые работали по старинным образцам, делая списки с древних икон и рукописных книг.

Местные мастера, занимавшиеся художественной обработкой дерева, позаимствовали у них манеру письма и главный секрет — технику золочения, сохранившуюся по сей день.

Мастера за работой
Мастера за работой

Как в стародавние времена, вышедшая из рук резчика деревянная посуда — миска, ложка, плошка — покрывается специальным грунтом красно-коричневого цвета и становится похожим на глиняное. Затем ее пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком, отчего она становится матово-блестящей, будто серебряной. Затем художники наносят орнамент, два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов, после чего изделие приобретает золотой блеск. Отсюда и название — Золотая хохлома. Кстати, слово хохлома — не что иное, как название большого торгового села ХОхлома (с ударением на первом слоге) в Нижегородской губернии, куда из окрестных деревень свозили на продажу свои изделия местные умельцы — ложкари, бочары (они же бондари), гончары… Привозили сюда посуду и мастера из Семенова. Купцы, съезжавшиеся для оптовых закупок, и назвали яркую деревянную посуду «хохломой» — по имени села, где закупали оптом продукцию семеновских мастеров.

Ладья, расписанная хохломскими умельцами
Ладья, расписанная хохломскими умельцами

И сейчас из-под кисти хохломского художника появляются ромашки и колокольчики, листья винограда и земляники, ягоды смородины, крыжовника и клюквы. Цвета традиционны — черный, красный и, конечно же, золотой. Однако бывают исключения. Например, по заказу великой русской певицы Людмилы Зыкиной хохломские мастера расписали сервиз «Ландыши», включив в орнамент белый и зеленый цвета.

Копия сервиза "Ландыши", расписанного хохломскими мастерами по заказу великой русской певицы Людмилы Зыкиной.
Копия сервиза "Ландыши", расписанного хохломскими мастерами по заказу великой русской певицы Людмилы Зыкиной.

Так появилась зеленая хохлома — удивительное сочетание изумрудного, золотого, белого и салатового цветов. Копию этого удивительного набора расписной посуды можно увидеть в музее фабрики «Золотая хохлома» — крупнейшего в России предприятия народных промыслов. Экспонаты этого музея рассказывают об истории промысла, о династиях художников, связанных с ним, о том, как развивается он в наши дни.

Ежегодно в Семенове проходит всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», собирающий мастеров из разных регионов страны. В это время можно побывать на предприятии «Хохломская роспись», познакомиться с художниками, принять участие в мастер-классе и, конечно же, увезти на память приглянувшуюся безделицу, расписанную семеновским мастером и хранящую тепло его ладоней и частичку души.

-5