Объясню выбор такого фильма. Недавно мелькал во всех соцсетях и новостных порталах сериал «Слово пацана». Сразу пишу, что сериал не смотрел. Но отдельные сцены из него видел.
В один момент, огромное количество людей в интернете стали обсуждать «Слово пацана». Высказывались разнонаправленные мнения: шедевр, мерзость, правда жизни, российское общество в опасности и т.д. После спада интереса к сериалу, мне вдруг пришёл на ум фильм «Бойцовский клуб». Ведь его тоже обсуждают. Фильм из 90-х, но до сих пор люди разных возрастов дискутируют на счёт наследия оставленного кинокартиной. Я попробую высказать своё видение идеи фильма.
- Первый раз, когда я посмотрел «Бойцовский клуб» мне было неинтересно. Море странных суждений главных героев, треш, пафос. Я подумал, что фильм не для меня. Хотя знакомые утверждали, что мужской фильм, трансформация личности, духовной и физический рост небывалых размеров.
- Второй раз, я смотрел фильм повзрослев. Небольшое понимание жизни, работа, семья, изменили меня. Но фильм не заиграл новыми красками. Он показался ещё более нелепым. Хотя какие-то сатирические моменты в кино я стал узнавать.
- И вот на днях, я просмотрел фильм с большим углублением в сюжет. Результат таков- есть что обсудить и подметить.
Главный герой работает в офисе. Кругом вертятся коллеги, шумит офисная техника. После работы ждёт одиночество и покупка мебели. Герой обставляет квартиру разной «всячиной». Рутина повторяется изо дня в день. Человек обычный потребитель, живущий в расписанном мире.
Но герой не может нормально спать. Для успокоения душевной боли из-за скучной жизни, главный герой ходит в различные группы поддержки. Первая группа remaining men together- что переводится как оставшиеся мужчины сообща(вместе). Здесь собрались мужчины болеющие раком яичек. Цель группы- психологическая помощь. Мужчины собираются и плачут, проговаривая свои неудачи и трудности.
Раком яичек- это прямой намёк, что общество уничтожает мужское начало. Мужчины вымирают в таких группах. Государство не занимается лечением, а лишь даёт временную помощь, снимая таким образом часть психологической нагрузки. Вообще за весь фильм, нет ни одной сцены занятий спортом или занятий, связанных с физкультурой.
И вот главный герой, который представился Корнелиусом, попадает в пару к Бобу. Боб сначала плачет, обнимая Корнелиуса, а затем всё наоборот. Сцена в кино пугающая. Так, как только в этой группе люди находят эмоции. Ведь до этого Корнелиус, как и все приходящие в группу, трудятся на работе выполняя, по сути роль программы (повторение действий и опять). Дома их никто не ждёт- вокруг одиночки, которые нужны только здесь. После занятия снова принятый алгоритм действий.
Главный герой страдает от бессонницы, депрессии, одиночества. Также Корнелиус не уверен в себе. Он посещает группы разной направленности. Герой пытается найти внимание и заботу. Он питается энергией больных людей. На некоторое время Корнелиус оживает. Но следующий рабочий день является перезапуском отчуждения жизни.
Хотя главный герой живет в приличной квартире. У него есть деньги, работа, но смысла в жизни нет. Раз за разом Корнелиус подсознательно думает, что новая группа или новые лица помогут в нахождении ценности собственной жизни.
При очередной медитации, главный герой, находясь в состоянии просветления видит, что его «кредо по жизни» это пингвин. Авторы фильма ещё раз намекают зритель, что это якобы человек. Хотя он по жизни ни о чём толковом не рассуждает. Маршрут жизни идёт по правилам. Любые изменения отрицаются.
Главный герой представляет в группах по разному. Он врёт. Затем в группах поддержки герой замечает женщину под именем Марла. Он видит перед собой отражение себя (придуманный диагноз, питание эмоциями больных людей, уход от одиночества). Главный герой опять теряет сон и спокойствие.
В одной из групп есть женщина по имени Хлои. Она приняла мысль о смерти. Хлои больна. Но крик души Хлои вырывается и говорит о том, что нет интимной близости. Мысли женщины, на пороге у которой стоит смертельный поворот, устремлены на похоть. Она ничего не хочет, только удовлетворить напоследок «животный инстинкт». Это ещё один портрет умирающего общества. Женское начало также уничтожено государственной политикой. Ни детей, ни мужа, ни творчества.
После Марла и главный герой беседуют. Они оба хотят присутствовать на таком «ШОУ». Марла так и говорит: «Это дешевле кино и дают кофе». У Марлы нет работы, она паразит на «теле» общества. Только вот, главный герой такой же. Просто он ходит на работу.
По ходу беседы выясняется, что только когда человек скажет, что он умирает, то его слушают. Если разговор обыденный (просто поговорить о насущном), то люди ждут очереди заговорить. Социум боится друг друга. Потому что это нарушение личных границ. Ведь уже простое «привет» или «как дела», могут быть поняты как неуважение. Между людьми ставятся огромные «стены».
Сцена ухода Марлы после того как главный герой написал свой телефон. Марла стоит посреди проезжей части, где проезжают машины. Люди привыкли к такого рода поведению. Здесь мы видим потерянную личность. Марла (отражение главного героя) находится в обществе потребления- вывески, световые эффекты и бренды.
Далее по фильму, главный герой летает на самолёте в различные точки страны. Гостиницы, где он останавливается наполнены продукцией всяких брендов. Одноразовые попутчики и одиночество. Такое продолжение жизни.
В одной из поездок главный герой находит собеседника. Собеседник торгует мылом. Торговец мылом отличается броским видом одежды и уверенной манерой ведения разговора. Главный герой видит в собеседнике другой подход к жизни. Успех, уверенность, свобода подкупают главного героя. Собеседника зовут Тайлер Дердер. Дердер оставляет контакты для связи герою.
По прибытию домой основной герой видит пожарных около места проживания. Выясняется, что в квартире произошёл пожар. Всё что он смог накопить исчезло. Жить теперь негде. Главный персонаж звонит Тайлеру Дердеру. Тот приглашает главного героя в бар.
В баре Дердер рассказывает, что герой потерял которые ему не нужны. Поясняет за потребительский образ жизни современного человека. Герой разделяет новые познания от Тайлера. Тайлер начинает делать из главного героя мужчину.
Дердер подрабатывает в кинотеатре. Вклеивает пошлые сцены в семейные фильмы. Эту сцену я понял как вставку клипа в сознание людей. Имеется ввиду клиповое сознание. Ведь после просмотра фильма эту сцену они запомнят надолго.
Тайлер также работал официантом. Здесь человек ведёт себя не как взрослый, а как ребёнок. Портит пищу для публики. Малолетний активист против потребителей. Так видят его сценаристы.
Позже главный герой поселяется у Тайлера в доме. Дом предназначен для сноса. Он слабо пригоден для жилья. Тайлер полный антипод главного персонажа. Дердер ненавидит роскошь и потребление. Затем главный герой и Дердер образуют бойцовский клуб. Встречи, где мужчины бьют друг друга.
Дальше по ходу фильма. Главный персонаж учиться драться. Приходит на работу с разбитым лицом. Босс на работе не придаёт этому серьёзного значения. Количество участников бойцовского клуба увеличивается. Герой обретает знаменитость и уверенность.
Тайлер знакомиться с Марлой и между ними появляется связь. Тайлер говорит, что Марла опасная, хоть и кажется безобидной. Тайлер поясняет для главного героя, что её нужно опасаться. Авторы в данном разговоре оставили послание для зрителя. Состоит оно в том, что Марла как-то потом повлияет на главного героя. Запомним это.
По мере развития сюжета, главный герой пытается побороть своего начальника. Начальник- это прошлое поколение. Герой- представитель нового. Раньше у них были отношения начальника и подчинённого, а теперь главный герой изменился. Главный персонаж перестал контролировать себя- грязная одежда, курение на рабочем месте. Затем герой путём избиения себя самого получает дистанционную работу и деньги. Финансы помогают развивать бойцовский клуб. Дердер очень рад такому развитию событий.
Но в чём не прав был начальник героя? Начальник пытался не замечать трансформацию сотрудника. Конфликт поколений есть всегда. Стабильность против новых тенденций. Ведь начальник не поговорил с сотрудником. Не связался с полицией, не направил его к врачу. Пропустил взросление сотрудника и возможно разочарование в работе, которую тот выполнял.
А путь взросления главного героя прокладывает Тайлер. Потому что отец главного героя бросил семью. Пример для подражания может быть найден где угодно. Тайлер подобрал брошенного мальчика.
Затем мы узнаём откуда Дердер берёт материал для изготовления мыла. Это клиника липосакции. Лишний жир- часть человека. Переработанный жир продают в магазины. Где товар покупают разные люди. Здесь говориться об отработанных идеях в обществе. Потом идеи переупаковывают и продают. А ещё из жира производят взрывчатое вещество. Таким образом взрывчатка- это люди. Они являются материалом для разрушений.
Спустя несколько сцен фильма, звучит знаменитая речь о наступившей эпохе потребления. Тайлер рассказывает о том, что они не станут миллионерами, звёздами, успешными людьми. Разрушая тем самым «Американскую мечту». Обман, ложь, двуличие- пороки властной системы, таков вывод. Слова красивые, только почему так произошло не сказано.
Участники бойцовского клуба взрывают помещения. Позже и вовсе угрожают высокому чину. Наводят УЖАС. Они представляют опасность для окружающих. Есть деньги, взрывчатка, люди, слаженная организация.
Главный герой превратился в сумасшедшего. Насилие, ужас, разрушения- нарастают по мере движения. Контроль потерян окончательно. Герой чуть не убил участника клуба.
Участниками бойцовского клуба являются низшие слои общества. Бармены, официанты, безработные и т.д. Это не старики. Молодые и зрелые мужчины приняли правила разрушения старого порядка. Изменения в психике волнует только Марлу. Марла пытается сказать, что герой превратился в нечто ужасное.
Ближе к концу фильма выясняется, что Тайлер Дердер и главный герой это один и тот же человек. Он сумасшедший.
Это организация в конце концов взрывает офисы кредитных организаций. Вроде бы «клуб» хотел устроить хаос, то есть анархию. Но уничтожив кредитные истории, организация общества не поменяется. Капитализм не будет уничтожен. Он получит лишь небольшие повреждения.
Главный герой стреляет в себя. Он убивает внутренний голос Тайлера. Главный герой создал организацию, занимающуюся наведением ужаса и уничтожением. Герой «болен» фашизмом. Мои предположения. Организация угрожает чиновнику, взрывает здания, наращивает мощь, владеет связями.
Марла стала задумываться о происходящем. Марла перестала быть отчуждённым человеком. Ведь в начале фильма она ходит и находит радость и избавление в посещении групп поддержки. Но в конце фильма Марла смотрит на мир другими глазами. Она хочет вывести главного героя из галлюцинаций. Два брошенных человека преобразовались. Главный герой путём выстрела в себя и уничтожение плохого Тайлера, а Марла открыла глаза на происходящее.
Была фраза в доме Тайлера: мы из поколения выращенных женщинами, поможет ли другая женщин в решении проблем. Оказывается, что быть самим собой главный герой мог только с Марлой. Следовательно, женщина помогла решить проблему безразличия к себе.
Замечу, что изменения в характере героя произошли после знакомства с Марлой. Благодаря ей герой не сошёл с ума окончательно.
Вывод: если государство не пытается понять новое поколение (страдает консерватизмом, не создаёт новые кружки для молодёжи), не создаёт условия для нормальной жизни (люди не хотят строить семейные отношения- частые разводы, безработица, отсутствие перспектив в жизни), то подрастающее поколение найдёт себе кумира. Общество потребления, где присутствует лишь разложение души, будет порождать Тайлера Дердера. Как бы не было для кого-то грустно, но Тайлер такой же потребитель. Только покупает одежду на распродаже. Стиль Дердера напоминает сборку ненужных образов.
Невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Тайлер потребляет не так широко, как «офисный» Дердер. Но это не мешает рабом потребления. Как и быть рабом прибыли. Ведь нужно оплачивать плату за квартиру и чем-то питаться. Образ Тайлера обличает псевдоинтеллектуала и наставника. Красивые слова, а результата нет. Даже уничтожив кредитную историю, это ничего не изменит. Капитализм и общество потребления останутся.
Главный герой за неимением другого примера для подражания, пришёл к фашизму. Фильм не пропаганда анархизма, разрушения, фашизма. Это констатация разложения общества.