Найти тему
СОТ О СУОТ

Восприятие рисков

Из всех путей самый безопасный - это сомнение. Испанская поговорка.
Из всех путей самый безопасный - это сомнение. Испанская поговорка.

Привет народ, с вами СОТ!

Каждый раз, когда провожу беседы по безопасности со своими сотрудниками, в рамках инструктажей или иных мероприятий по безопасности, всегда стараюсь напоминать коллегам о том, как люди воспринимают риски возможного травмирования. Про теорию восприятия рисков прочитал у Питера Сэндмэна, профессора по кризисной коммуникации. Он разработал простую формулу, которой объяснил отношение людей к рискам, а именно::риск=опасность+обеспокоенность. Сэндмэн считает, что обеспокоенность и непосредственно опасность обладают различным весом в уравнении восприятия риска. Когда опасность велика, а обеспокоенность мала, то люди не воспринимают потенциальный риск как существенный. Когда же опасность невелика, а обеспокоенность слишком сильна, люди воспринимают риск как имеющий существенное значение. Пример с самолётами. Авиатранспорт считается самым безопасным с точки зрения количества аварий и числа пострадавших, но люди, как правило, воспринимают самолёты как более рисковый вид транспорта, чем, например, автомобиль, хотя статистика нам говорит об обратном. Питер Сэндмэн объясняет это тем, что люди воспринимают уровень риска так: если реализация риска носит катастрофический, запоминающийся и ужасающий характер и не зависит от нашего контроля, то степень риска воспринимается как высокая. С другой стороны, если с опасностью человек сталкивается на повседневной основе, понимает меры управления рисками травмирования, то уровень риска воспринимается как невысокий. Хотя изучив статистические данные по производственному травматизму мы увидим, что большинство рисков реализуются как раз при взаимодействии с известными для людей опасностями.

Также Питер Сэндман разработал четыре правила уменьшения вероятности реализации рисков:

1. Помни, что риски реализуются зачастую при взаимодействии с известными и ежедневно контактируемыми опасностями. Опытным сотрудникам всегда напоминаю о том, что с наработкой определенного стажа без травм, можно провалиться в опасное эмоциональное состояние самонадеянности, расслабиться и перестать воспринимать риски как существенные. Об этом мы уже говорили тут.

2. Не игнорируй соблюдение процедур (инструкций) по управлению рисками. Мы также уже говорили, что специфика человеческой психики такова, что мы забываем изученный ранее материал, если периодически к нему не возвращается. Поэтому всегда проговариваю на инструктажах жизненно важные правила, чтобы коллеги помнили об опасностях и мерах управления рисками.

3. Покажи результат реализации рриска при взаимодействии с ежедневными опасностями. Сэндмэн в своей формуле показывает, что восприятие риска зависит от обеспокоенности, то есть от эмоций, которые испытывает человек, видя или думая об опасности. Последнее время стараюсь вставлять в слайды презентации картинки или видео с результатами реализации рисков при взаимодействии со знакомыми для коллег опасностями. Много е компании также идут по такому пути и выпускают целые анимированные ролики по результатам несчастных случаев.

4. Не бойся сказать "СТОП" для уменьшения вероятности реализации риска. Об этом моменте я в большей степени говорю руководителям, которые управляют работой подчинённых. Именно от них, на мой взгляд, зависит микроклимат и доверительная среда в коллективе. Если руководитель будет поощрять сообщения о небезопасных условиях работы, то подчинённый с меньшей вероятностью будет замалчивать травмоопасные ситуации. Я в это верю!

Вы у себя в компаниях используете что-нибудь из того, о чем говорил Питер Сэндмэн, ведь некоторые идеи интуитивно понятны и давно описаны в разных источниках?