Происходит некоторая путаница с тем, кто чем занят в парфюмерной индустрии и какую роль действительно играет парфюмер. Всё смешалось в одну кучу - парфюмеры, FDM-мы, арт-директора и сейлзы. Попробую разложить по полочкам.
Есть две стороны
1. Сторона производителя композиций, душистых веществ и ароматизаторов.
Такие компании как Firmenich, IFF, Symrise, MANE, Takasago, Eurofragance и т.п.
Кто там работает?
- парфюмеры
- маркетологи
- аккаунт-менеджеры
- fdm-ы (fragrance development manager)
- эвалюаторы
(и еще огромное количество важных и нужных людей включая финансы и логистику, но мы их касаться не будем)
2. Сторона клиента/заказчика. Любая компания, которая производит готовый продукт - духи, шампунь, мыло, косметику.
Кто там работает?
- маркетологи
- бренд-менеджеры/директора
- креативные директора (необязательно)
Ну и все те люди, которые отвечают за разработку продукта, его продвижение и самое главное - продажи. Схему сильно упрощаю.
Как происходит взаимодействие?
На стороне клиента маркетологи с креативным директором придумали некий продукт и написали бриф. Опять же упростим до того, что бриф только на парфюмерную композицию (а не на флакон, дизайн, рецептуру и др.)
Этот бриф ушел в компанию производитель композиций.
Бриф в первую очередь попадает на стол аккаунт (сейлз) менеджеру в компании производителе отдушек. Аккаунт менеджер прикидывает потенциал, после чего открывает задачу и решает сколько еще дополнительно людей и отделов привлекать к разработке. В зависимости от потенциала и сложности это может быть только лишь FDM (эвалюатор), может быть целая команда маркетологов, технологи и специально выбранные парфюмеры. Задача творческая, единой схемы нет.
История, когда заказчик работает напрямую с парфюмером тоже существует, но она довольно специфическая и не массовая. Чаще всего клиент не умеет нормально сформулировать задачу для парфюмера и взаимодействие складывается не так, как ожидает заказчик. Фредерик Маль не в счет - это аномалия, флуктуация и равных ему нет.
Парфюмер сам по себе тоже вполне себе может работать и создавать "свой бренд". Но если это не микро инди бренд, то ему все равно потребуются маркетологи, дизайнеры и прочие для правильного позиционирования продукта и красивого его оформления. Хорошо бы еще, чтоб была команда, которая сумеет критически оценить созданные композиции. Потому что первое правило того, кто оценивает аромат - не делать этого одному. Необходимо второе, третье, пятнадцатое мнение людей из профсферы. Хотя бы для сравнения разницы восприятия.
Как видите парфюмер во всех случаях лишь часть большой, живой, единой системы. Выкини из этой системы какие-то единицы и она начнет сбоить. Продукт всё равно выйдет, а вот успешность его уже будет под большим вопросом.
Эвалюатор или человек, который оценивает парфюмерные композиции на стороне заказчика конечного продукта - большая редкость. Как правило это совмещается с должностью арт-директора, в обязанности которого входит огромный круг задач помимо непосредственно отдушки.
А в крупных компаниях финальное решение принимается только после серьезного ряда исследований и тестов.
Есть ли секретная формула успеха аромата?
Нет.
Должно совпасть очень много факторов. От успешного взаимодействия всех звеньев вышеозначенной цепи плюс сложная логистика. Выбор композиции даже не самое главное, а её грамотное позиционирование.
Чтобы аромат был предложен правильной аудитории и выпущен в нужное время, проведена рекламная и пиар кампании. В современно мире даже самый гениальный аромат не может продать сам себя если люди о нем не узнают. И узнать должны именно те люди, которым аромат понравится, для кого он создан.
Поэтому список топ-10 духов по всему миру существенно не меняется в течение десятилетий и на первых позициях в нем до сих пор такие ароматы как J'Adore, Chanel 5, Coco Mademoiselle, Chance, La vie est Belle
Информация эта открыта.