Найти в Дзене
Пиши свою книгу

Девять сюжетных структур, популярных у современных писателей

Оглавление

У вас есть отличная идея для романа, классный персонаж и крутой вот-это-поворот, способный шокировать публику, но не получается сложить из всех этих ингредиентов связный текст? Значит пришла пора прибегнуть к средству, к которому десятилетиями прибегали многие успешные писатели, а именно к структурированию сюжета.

Структура поможет бессвязной истории стать целостным произведением, обрести чёткое начало, середину и конец, дав писателю возможность донести до читателя определённые события, конфликты персонажей и идею романа.

Не стоит бояться того, что следование определённой схеме построения сюжета обесценит уникальность вашей идеи. Существует множество сюжетных поворотов, оригинальных ходов и ловушек, которые можно использовать в рамках популярных моделей повествования.

Что общего у всех сюжетных структур?

Если поместить ваши любимые историю под увеличительное стекло, то можно заметить, что все они построены по одним и тем же принципам:

1. Статус-кво. Персонаж живёт своей обыденной жизнью. Возможно, он не так счастлив, как хотел бы, но эта жизнь для него привычна.

2. Провоцирующее событие. Происходит нечто неожиданное, что выталкивает героя в путешествие и даёт старт истории.

3. Завязка. Персонаж сталкивается с трудностями и препятствиями на пути к цели.

4. Всё потеряно. Чтобы подвести персонажа к победе, нужно сначала заставить его проиграть и проиграть по-крупному. Чем сильнее будут его потери, тем больше удовлетворения принесёт его победа в конце.

5. Последнее испытание. Пришла пора испытать себя. Персонаж должен использовать весь опыт, полученный в ходе произведения, чтобы преодолеть самое сложное препятствие.

6. Развязка. Персонаж достигает изначальной цели, либо новой цели, появившейся в ходе приключения.

Если у вас получится смешать эти стандартные ингредиенты со своим уникальным стилем повествования, то читатель будет следить за вашей историей от начала до конца затаив дыхание.

Ниже приведу примеры наиболее популярных сюжетных структур.

1. Путешествие героя или Мономиф

Джозеф Кэмпбелл предложил концепцию «путешествия героя», в которой схематически объединил путешествия героев мифов и легенд из разных стран мира. Модель включает в себя 17 этапов путешествия, которые, по сути, можно уложить в три пункта: исход, инициация, возвращение.

Итак, вот эти 17 этапов:

1. Зов приключений. Неожиданное событие нарушает привычный ход жизни героя, выталкивая его из зоны комфорта.

2. Отказ от приключения. Герой сначала отказывается от брошенного вызова, но затем его принимает.

3. Мистическая помощь. Герой получает помощь в форме совета наставника, магических предметов и союзников.

4. Пересечение порога. Знакомый мир остаётся позади, а впереди героя ждёт неизвестность.

5. Иона в брюхе кита. Герою преграждают путь препятствия, заставляя его принимать тяжёлые решения и делать сложный выбор.

6. Путь испытаний. Персонаж сталкивается с тремя испытаниями, но не все из них проходит успешно.

7. Встреча с Богиней. Герой встречается с могущественным существом, которое поможет ему на его пути.

8. Искушение. Богиня не только помогает, но и искушает, проверяя героя на прочность.

9. Искупление. Персонаж должен побороть свои слабости, которые мешают ему добиться цели: злость, страх, жадность и т.д.

10. Апофеоз. Герой достиг просветления и готов к встрече с самым сложным препятствием.

11. Величайшее сокровище. Кульминация всех усилий персонажа. Финальное испытание.

12. Отказ от возвращения. Для героя мир уже не будет таким, как прежде, потому что сам герой изменился.

13. Волшебный полёт. Герой направляется домой, пройдя финальное испытание.

14. Помощь извне. Герою требуется помощь извне для того, чтобы добраться домой.

15. Пересечение порога дома. Персонаж возвращается домой.

16. Хозяин обоих миров. Пройдя все испытания, герой вернулся в свой прежний мир, но и мир приключений ему не чужд.

17. Право на жизнь. Новый статус-кво. Новая жизнь после приключения.

2. Путешествие писателя

В 1992 году сценарист Кристофер Воглер трансформировал Путешествие героя из теории в руководство для писателей. Простые схемы в сочетании с логичной последовательностью шагов снискали себе любовь у большого количества писателей на несколько десятилетий.

Ключевыми элементами данной структуры являются:

  1. Привычный мир. Персонаж живёт своей обычной жизнью.
  2. Зов приключений. Происходит событие, дающее ход истории.
  3. Отказ от приключения. Герой в замешательстве, не может принять решение.
  4. Встреча с наставником. Персонаж получает наставления перед началом приключения.
  5. Пересечение порога. Герой решается на приключение, оставив привычный мир позади.
  6. Испытания, союзники и противники. Персонаж ступает на неизвестную территорию, сталкивается с испытаниями и кознями соперников, а также приобретает союзников.
  7. Приближение к сокровенной пещере. Цель героя появляется в пределах видимости.
  8. Испытание. Между целью и персонажем встаёт серьёзное препятствие.
  9. Награда. Герой вступает в бой, одерживает победу и получает то, что искал.
  10. Дорога домой. Персонаж направляется домой, но по пути его ждёт последнее испытание.
  11. Возрождение. Герой проходит последнее испытание, используя все знания, полученные в ходе своего путешествия. Полученный опыт изменил его, заставив его возродиться к жизни другим человеком.
  12. Возвращение с наградой. Персонаж возвращается домой изменившимся, неся с собой что-то новое (знания, артефакты и т.д.).

3. Круг истории

Создатель мультипликационного сериала «Рик и Морти» Дэн Хармон предложил свою версию Путешествия героя Кэмпбелла. Эта модель, состоящая из 8 этапов, стала эталоном для следующего поколения авторов всего мира.

Основные структурные элементы Круга истории следующие:

  1. Тебе. Персонаж находится в зоне комфорта.
  2. Нужно. Персонаж в чём-то нуждается, чего-то хочет.
  3. Пойти. Персонаж переступает порог зоны комфорта и отправляется на поиски приключений.
  4. Искать. Персонаж сталкивается с испытанием и адаптируется к новому положению вещей.
  5. Найти. Персонаж получает то, что искал.
  6. Взять. Персонажу приходится заплатить за желаемое большую цену.
  7. Вернуться. Персонаж возвращается в свой привычный мир с наградой.
  8. Измениться. Персонаж и мир вокруг него безвозвратно изменились к лучшему или к худшему на ваш выбор.

4. Трёхактная структура

Трёхактная структура тоже основана на Путешествии героя Кемпбеэлла, за вычетом мифологической составляющей. В фокусе трёхактной структуры находятся завязка (начало), конфронтация (середина) и развязка (конец) повествования.

Акт первый:

  1. Экспозиция. Происходит знакомство с персонажами, их обыденным миром, целями и конфликтами.
  2. Провоцирующее событие. Происходит событие, после которого начинается путешествие героя.
  3. Кульминация первого акта. Появляется первое препятствие и история набирает обороты.

Акт второй:

  1. Конфронтация. Происходит разгон активности и эскалация конфликта. Персонаж попадает в сложную ситуацию, с которой должен справиться. Противники угрожают его миссии, но появляются и новые союзники.
  2. Срединная точка или «большой поворот». Это одно отдельно взятое событие, которое ставит под сомнение достижение персонажем цели;
  3. Кульминация второго акта. Кризис. Персонаж принимает вызов и проигрывает. Он испытывает кризис веры и сомневается в своих силах.

Акт третий:

  1. Разрешение. Происходит снижение активности после кризиса. Возникает вопрос, сможет ли персонаж преодолеть кажущееся непреодолимым препятствие.
  2. Кульминация третьего акта и всей истории. Главное испытание, самое большое препятствие. Персонаж должен выиграть или проиграть финальную битву.
  3. Конец. Все нити истории связываются воедино и последствия становятся очевидными. Персонаж смотрит на мир другими глазами.

5. Семиактная структура

Писатель Дэн Уэллс разработал семиактную структуру, где предлагает автору начать писать произведение с конца. Раскручивая историю в обратном направлении, сфокусируйтесь на развязке, а не на завязке.

Данная структура состоит из следующих пунктов:

  1. Крючок. Это начальная точка путешествия героя и она кардинально отличается от того, что будет в конце.
  2. Первая точка фокусировки. Происходит провоцирующее событие, которое запускает путешествие героя.
  3. Первая воронка. Конфликт набирает обороты, герой сталкивается с препятствиями.
  4. Срединная точка. Герой борется с противостоящими силами.
  5. Вторая воронка. Герой сталкивается с самыми сложными препятствиями и ловушками. Если он не изменится, ему не выжить.
  6. Вторая точка фокусировки сюжета. Герой применяет все знания, полученные в ходе путешествия и находит новое решение проблемы, чтобы спасти то, что ему дорого.
  7. Развязка. Путешествие героя окончено. Герой разительно изменился в ходе своего путешествия, пройдя полную трансформацию.

6. Классическая структура Дина Кунца

По этой схеме написаны все триллеры Дина Кунца, одного из самых популярных авторов «романов ужасов».

Вот эта схема:

  1. Знакомство с героем. Немедленно окуните персонажа в неприятности. Помните о том, что нужно удержать внимание читателя, не затягивайте вступление.
  2. Попытка решить проблему приводит к ещё большим проблемам. Напряжение нарастает, действие набирает обороты, когда персонаж сталкивается с новыми проблемами на пути к цели.
  3. Всё пропало. Ситуация кажется безвыходной, герой стоит на краю бездны и теряет надежду, но тут появляется решение проблемы.
  4. Финальная битва. Главный герой сражается с главным злодеем и, используя весь накопленный за время путешествия опыт, побеждает или проигрывает.

7. Спасите котика

Метод Блэйка Снайдера был разработан для написания сценариев к сериалам, а позже был адаптирован для написания книг Джессикой Броуди.

Он содержит конкретные указания к действию:

  1. Открытие. Этот пункт задаёт тон всего повествования и должен быть созвучен последнему пункту сюжета.
  2. Начало. Показывает статус-кво мира и главного героя, а также его стремления и желания.
  3. Тема. Здесь нужно показать, о чём на самом деле ваша история, какова его главная идея.
  4. Катализатор. Происходит провоцирующее событие, запускающее путешествие героя.
  5. Сомнение. Минута слабости героя, когда он хочет отказаться от приключения.
  6. Решение принято. Герой отправляется в путешествие.
  7. История B. Появляется вторая линия повествования, подчёркивающая первую.
  8. Веселье. Герой исследует новый мир и свои новые силы.
  9. Срединная точка. Сюжетный поворот поднимает ставки, становятся понятны последствия в случае неудачи.
  10. Злодей приближается. Конфликт усиливается и препятствие становится почти непреодолимым. Герой сомневается в себе и начинает проигрывать.
  11. Всё потеряно. Герой проигрывает.
  12. Тёмная ночь души. Герой в отчаянии. Кажется, что ему конец.
  13. Помощь. Герой получает помощь из неожиданного источника.
  14. Финал. Герой вступает в финальную битву со злодеем, используя все знания, полученные в ходе приключения.
  15. Закрытие. Герой возвращается домой. Становится очевидно, как сильно он изменился. «Закрытие» - это пункт «Открытие» в зеркальном отражении. Круг замкнулся.

8. In Medias Res

In medias res (с лат. «в середине дела»). Главное отличие этой структуры от остальных в том, что здесь нужно захватить внимание читателя с первых же секунд повествования. Для этого нужно начать рассказ с середины, с самого главного события.

Динамичное начало, какая-то катастрофа, убийство, авария для привлечения внимания, и только затем объяснение истории героя и как он дошёл до такой жизни.

Структура In medias res:

  1. Завязка. Шокирующее событие, чтобы привлечь внимание читателя.
  2. Объяснение. Предыстория персонажей, мира и обстоятельств, приведших персонажа к Завязке;
  3. Разрешение конфликта. Любым способом на ваш выбор.

9. Метод Снежинки

Здесь идея вашего произведения помещается в центр и история разрастается вокруг неё, обрастая кристалликами, как снежинка.

Из чего состоит метод:

  1. Предложение. Изложите всю свою историю в одном предложении.
  2. Параграф. Расширьте описание истории до параграфа, включив в него главного героя, конфликты, описание мира и развязку.
  3. Страница. Расширьте описание истории до размеров страницы, добавив детали с точки зрения вашего главного героя.
  4. Четыре страницы. Дополните историю описанием других персонажей, их мотивации, центрального сюжета.
  5. Список персонажей. Составьте таблицу с описанием всех персонажей, их предыстории и мотивации.
  6. Разбор на сцены. Используя всю полученную информацию, разбейте историю на сцены.
  7. Описание сцен. Развейте эти сцены до 3-4 параграфов каждую.
  8. Первый черновик. Это последний слой снежинки. Соберите всю полученную информацию и напишите черновик романа.

Надеюсь, эта подборка окажется вам полезной!

А по какому принципу строите сюжет вы? Давайте обсудим!

Если вам понравилась статья, приходите ко мне в соцсети:

VK: Сообщество «Пиши свою книгу», https://vk.com/club222550027

YT: https://www.youtube.com/@pishisvoyuknigu

RUTUBE: https://rutube.ru/channel/26410629/

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/id/65041204c7dfe02e9909bf66

#структура_сюжета, #мономиф, #путешествие_героя, #путешествие_писателя, #трехактная_структура, #семиактная_структура, #круг_истории, #структура_дина_кунца, #спасите_котика, #in_medias_res, #метод_снежинки