Найти в Дзене
Овсянников К

СССР в Холодной войне. Стена упала

1989 год в истории СССР можно назвать переломным, в нем сконцентрировано множество событий, которые радикально повлияли на внутреннюю и внешнюю жизнь страны, приведя к ее дальнейшему развалу. Правда большинство граждан СССР, даже читая свежие новости и слушая вражеские радиоголоса, продолжали жить своей размеренной жизнью. На национальных окраинах было неспокойно, но все проблемы были еще локальны и разрешимы, если бы кто-то целенаправленно занялся их решением. К сожалению таких замечательных людей не нашлось в должном количестве и на нужных этажах власти, слабые попытки что-то улучшить забалтывались или наталкивались на противодействие. В Европе в это время происходило крушение «железного занавеса». Отдав решение внутренних проблем на откуп правительству Н.И. Рыжкова, М.С. Горбачев с головой окунулся в решение вопросов внешней политики. Завершив вывод советских войск из Афганистана, он ждал ответных шагов от США. Восточная Европа тоже участвовала в разрядке. Начавшийся демонтаж погран
М.С. Горбачев и Э. Хонеккер. Фото из открытых источников.
М.С. Горбачев и Э. Хонеккер. Фото из открытых источников.

1989 год в истории СССР можно назвать переломным, в нем сконцентрировано множество событий, которые радикально повлияли на внутреннюю и внешнюю жизнь страны, приведя к ее дальнейшему развалу. Правда большинство граждан СССР, даже читая свежие новости и слушая вражеские радиоголоса, продолжали жить своей размеренной жизнью. На национальных окраинах было неспокойно, но все проблемы были еще локальны и разрешимы, если бы кто-то целенаправленно занялся их решением. К сожалению таких замечательных людей не нашлось в должном количестве и на нужных этажах власти, слабые попытки что-то улучшить забалтывались или наталкивались на противодействие. В Европе в это время происходило крушение «железного занавеса».

Отдав решение внутренних проблем на откуп правительству Н.И. Рыжкова, М.С. Горбачев с головой окунулся в решение вопросов внешней политики. Завершив вывод советских войск из Афганистана, он ждал ответных шагов от США. Восточная Европа тоже участвовала в разрядке. Начавшийся демонтаж пограничного ограждения между Венгрией и Австрией был тому серьезным примером. Правда, демократические правительства социалистической части Европы начали свою игру, формально находясь в фарватере внешней политики СССР. Сигнал к самостоятельным действиям они получили после переговоров 12 июня 1989 года в Бонне М.С. Горбачева и канцлера ФРГ Г. Коля, на которых советским лидером было заявлено о свободном выборе политической системы странами Восточной Европы. После этого не удивительно, что в Польше 24 августа 1989 года премьер-министром стал Т. Мазовецкий, не скрывавший свое отрицательное отношение к коммунистам.

ГДР была самым преданным СССР государством социалистического блока, ее руководство не было замешано в излишних демократических брожениях. Большинство восточных немцев, имевших природную склонность к порядку, с удивлением смотрели на процессы, происходящие в СССР, Венгрии, Польше. Да, они где-то глубоко в душе желали объединения своей разделенной войной нации, но на каких условиях и каким образом это будет сделано? Немцы западные не скупились на радужные обещания. Действительно, уровень жизни в двух Германиях различался, и если старшие поколения граждан ГДР готовы были жить как повелось после войны, молодежь была заражена бациллой «свободы» и требовала лучшей жизни и море возможностей. В ГДР начались митинги и демонстрации. Видя неспособность собственными силами без большой крови подавить протесты, руководитель ГДР Э. Хонекер в октябре покинул свой пост. М.С. Горбачева это вполне устроило, в начале ноября он созвонился с руководством ГДР и прямо предложил открыть границу с Западным Берлином и ФРГ. Почти через неделю после звонка, 9 ноября 1989 года, граница между ГДР и ФРГ была открыта, в Берлине началось сначала стихийное разрушение стены подручным инструментом, а затем уже и демонтаж с помощью тяжелой строительной техники. Обломки разбирали на сувениры. Под эти торжества в Чехословакии произошла «бархатная революция», практически бескровно сместившая просоветское правительство с олимпа власти.

На следующий день после падения стены весь Запад благодарил дорогого Горби за царский подарок. Греясь в лучах славы и закончив, как он думал, ядерное противостояние двух сверхдержав, М.С. Горбачев оторвался от внутренних проблем СССР. А шаги, которые в стране предпринимались под его руководством, вели лишь к ее развалу.

Еще 18 мая 1989 года Литовская ССР приняла Декларацию о своем суверенитете. 28 мая Армянская ССР провозгласила суверенитет, а 1 декабря заявила о воссоединении с Нагорным Карабахом. 15 июля Абхазия решила выйти из состава Грузинской ССР, началось вооруженное противостояние. Проходивший в мае в Москве I Съезд народных депутатов CCCР оказался больше смотринами для молодой поросли политиков, для формирования ими групп и блоков. Решений, которые могли остановить развал Союза, съезд не принял, запомнился больше полемикой М.С. Горбачева и А.Д. Сахарова, Е.К. Лигачева и Б.Н. Ельцина. В октябре 1989 года Верховный Совет СССР принял поправки в Конституцию, которые разрешали союзным республикам самим определять свое внутреннее государственное устройство. В ноябре Верховный Совет признал экономический суверенитет трех прибалтийских республик. Год заканчивался неопределенностью, очередями и дефицитом.

Было в 1989 году еще два события, разных по значимости на тот момент, но имевших последствия в будущем. Первое произошло 22 декабря в Румынии, когда свергли правительство Н. Чаушеску, а 25 декабря его вместе с женой Еленой, после недолгого суда, расстреляли. С молчаливого согласия СССР и США было подтверждено право восставшего народа на казнь своих поверженных лидеров. Второе – в Берлине заканчивалась служебная командировка подполковника В.В. Путина. В январе 1990 года он вернулся в Ленинград.

Продолжение следует...