XX век породил огромное количество культурных феноменов, которые не просто прочно вошли в сознание обывателя, а начали целиком трансформировать картину современного мира.
Один из самых распространённых - рок - музыка.
Она создала огромное количество молодежных субкультур, не говоря о том, что сама по себе представлена десятками, если не сотнями стилей и поджанров (от хард - рока до металлкора).
Популярность рок - музыки переоценить трудно, в "цивилизованном" мире практически не осталось людей, не знакомых с именами Курта Кобейна и Фреди Меркьюри и думающих, что аббревиатура "AC/DC" обозначает "ток переменный/ток постоянный".
При всем этом, конкретно обосновать, чем отличается рок - музыка от эстрады, не сможет ни один человек, имеющий музыкальное образование.
Если у академической музыки есть законы построения музыкальной формы (сонатное аллегро для симфоний и пр.) и голосоведения, а у джаза - как минимум свои особенности гармонии, то у рок - музыки нет ни одной характерной черты, которая отделяла бы ее от других жанров поп - музыки.
Пройдемся по самым распространенным утверждениям "музыкальных критиков" относительно самобытности и обособленности этого жанра.
"У рок - музыки блюзовые корни"
Блюзовая гамма, пентатоника, широко используется в огромном количестве произведений, не принадлежащих рок - музыке.
Главная тема легендарной джазовой пьесы "Take Five" основана на пентатонике, и это не делает ее роком, как и песню "Toxic" Бритни Спирс.
Что касается блюзового шаффла (ритмическая пульсация, для которой характерен пунктирный ритм) - вряд ли кто то запишет в рок - музыку группу ABBA, прослушав их "Waterloo".
Обратная ситуация - песня в стиле рок совсем не означает присутствия в ее мелодии ни пентатоники, ни пунктирного ритма, присущего классическому 12 - тактовому блюзу. Примеров - сотни.
Вывод - аргумент о блюзовых корнях никак не даёт основания выделять большой самостоятельный жанр.
"Рок - это гитарная музыка"
Ещё более идиотичное утверждение.
Гитара - очень ходовой и распространенный инструмент.
Блюграсс и фолк - тоже гитарная музыка. А ещё на гитаре играли Том Уэйтс и Джо Дассен и пели - таки хорошие, совсем не рокерские песни. И Вася Баста тоже был замечен с ней не единожды, однако рок музыке его творчество не принадлежит.
Вывод - инструмент - ни при чем.
"Рок - музыка протеста"
Во - первых, протест - понятие, передающееся вербально, словами, а не через мажорные/минорные аккорды. То есть музыкальная составляющая не имеет отношения к смысловому посылу.
В песнях Окуджавы и Вертинского довольно много едкой критики в адрес тогдашней власти, однако не считаем мы их рокерами, как ни крути.
Во - вторых, в так называемой рок-музыке ровно столько же протеста, сколько пошлой конъюнктуры и глупых лозунгов для людей с подростковым интеллектом.
Да и протест - то как таковой уже давно отсутствует - остаются призывы к свободе, как абсолютному максимуму кайфа под маской движения против системы. Плюс вялые, абсолютно никчемные по качеству призывы "против войны и вообще всего плохого".
Вывод
...и молодым людям, как и 10-20-30 лет назад остаётся только лепетать про "независимость", "уникальный саунд", авторство песен, которое принадлежит самим музыкантам и прочую аргументацию, о которой и позволительно говорить только очень молодым людям.