Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

О вреде дружбы. Из командировки. Свой чужой.

Оглавление

Владимир Суд

Возвращаясь с задания в Балтийском море, мы натолкнулись на мощный атмосферный фронт, где, по докладу штурмана, нельзя было найти даже щелочку между засветками от грозовых туч. Обсудил ситуацию с Калининградским  диспетчером  и нам назначили запасной аэродром – Храброво. Пришлось сделать пару кругов над аэродромом для выработки топлива и вот посадка. Полоса узкая и короткая, но мы уместились.

   В ходе радиообмена с руководителем полётов Храброво мне показался знакомым его голос. А приветливые интонации его как-то даже насторожили. Поднялся на КДП и кого я вижу – мой давнишний знакомый по длительной командировке в Николаеве Валера***! Это было неожиданно и приятно.  Валера организовал автобус, ужин и предложил по дружбе такой вариант – сауна . Но не в прямом смысле, а просто чтобы переночевать «не в гостинице, а в более комфортных условиях» - при баньке был домик.  Ведь завтра утром на взлёт.

   Кто придумал ставить эти бани чуть ли не в центре аэродрома у полосы? Или у ближнего привода. Для пущей романтики что ли? Всё хорошо, но до ближайшей  «цивилизации» - КДП -  километр, два! Была вызвана хозяйка бани – почему-то она  оказалась красивой  блондинкой, и мы приехали в баню. Хозяйка быстро провела экскурсию, разожгла камин и уехала не дожидаясь комплиментов. А мы, экипаж, просто хотели спать.

   То было в первых числах марта, когда днём тепло, а ночью холодно. Мы проснулись часа в три ночи, нас била дрожь. Поиски дров ни к чему не привели. При бане нет дров? Как такое может быть?  Оделись во всё что имели, но промозглая сырость не давала уснуть. Есть ещё телефон, но как им согреться? Скандал не согреет. Позвонил сменному руководителю полётов, моего знакомого там уже не было,  попросил передать на словах Валере от меня и экипажа - … и …! Уснуть так и не удалось.И вспомнилась поговорка про этот гарнизон: "Там хреново, там хреново, посреди стоит Храброво"! Кто сказал, когда сказал, но как припечатал. Не в обиду тамошним жителям и служителям пусть сказано; кто в армии и флоте служит, тот сам себе гарнизон не выбирает. А такого рода поговорки есть про каждый гарнизон.

   Утром в самолёте после запуска двигателей оператор первым делом поставил кран наддува на обогрев.

------------------

Начало 80-х. Мне кажется именно то время, когда появились первые признаки упадка СССР и его распада. Помню, появлялась какая-то смутная тревога из таких мелких и, вроде бы, не связанных между собой деталей в обыденной нашей военной службе, да и в быту.

   «Что-то не так» - носилось в воздухе, хотя мы продолжали «носиться» в воздухе, выполняя задания партии и правительства,  ведь учёбу и боевую подготовку никто не отменял. Стало меняться отношение к службе у молодых офицеров. Если прибывавшие в полк лётчики и штурманы ещё, как говорится, рвались в бой, то «некоторые» молодые техники уже тогда заражали всех пофигизмом.

   Откуда-то взялось поколение нытиков, - они требовали улучшения условий жилья, постоянно на что-то жаловались, при наказании за нарушение воинской дисциплины – обижались на командира, потом пытались как-то мстить… Партком ты мой! Да когда такое было?

   Поставки керосина для полётов стали сокращаться. Для войны топливо, конечно, было,  а вот для обучения, повышения квалификации полётов на всех не хватало. К концу 80-х вообще стали летать «сам, да зам», рядовые пилоты летали только для «поддержки штанов». Как тут умам не забродить.

   Хорошо, говорят, иногда посмотреть на себя и свою жизнь со стороны, и мне представился такой случай. Как в анекдоте, приехал военный муж из командировки и узнал – война проиграна.

   Была командировка на полигон в Палдиски, Эстония. Всего 2 недели, но всё равно выматывает эта гостиничная жизнь, постоянное ожидание вызова из штаба, работа с новыми людьми, ежедневная новизна ситуаций. Но вот и всё, прощальная посиделка в прокуренном пивном баре в Таллине и я сел в поезд. Со мною «Вана Таллин» для дома. Жалел только об обещанных и не купленных знаменитых таллиннских шоколадных конфетах. Оказалось, вся фабрика ушла в отпуск!

   Часа через 3 очередная остановка, вышел покурить на перрон. Из соседнего вагона выходит в генеральской форме мужичёк усатый с двумя чемоданами, и с ним красавица женщина блондинка с сумкой.

   Я, чуть не открыв рот, уставился на женщину. Секунда промедления и я понял, что «попал», генерал уже шёл мимо двери моего вагона, а я стоял напротив, как истукан, - ворот рубашки расстёгнут, без галстука, с майорскими погонами, с сигаретой в руках.

   Генерал бросил чемоданы и начал кричать, обращаясь ко мне. «Вы в каком виде! Как Вы можете отдать мне честь! Да я Вас сейчас под арест! Где комендант, почему не встречает?!!» У меня слов не было, только сигарету бросил. Его жена стояла, потупив глазки. Прооравшись, он схватил чемоданы и решительно зашагал вперёд.

   Я зашёл в вагон и мы поехали. Меня обуял стыд, - как я мог оказаться в такой нелепой ситуации! И как-то странно получается: до появления генерала я дисциплину как бы не нарушал, а при его появлении я стал нарушителем. Прямо квантовая физика получается!  И, если бы генерала встречал комендант, я точно бы сел на губу за не отдание чести старшему по званию. Коллапс фотона при таких требованиях к подчинённым.

   Открыл «Вана Таллин» чтобы подсластить пилюлю. Вспомнил форму и знак «Лётчик 1-го класса», значит коллега. Вспомнил название станции где сошёл генерал. Вспомнил, что это гарнизон дальней авиации с самолётами Ту-22м3. При полётах в море этот аэродром часто был для нас запасным. Значит это был командир дивизии.

   Прибыв на службу, я узнал фамилию этого генерала - так просто, для себя. Оказалась необычная редкая фамилия - Джохар Дудаев.

---------------

Это был один из полётов на обеспечение сил флота.  Учебные полёты на 0,5 радиуса и на радиус не просты, они нужны для приобретения умений и навыков членов экипажа  по самолётовождению и боевому применению, которые можно обрести только в «живом» полёте. Но были задания особые, творческие. И я их добывал  как мог.

    Я и мой штурман это заслужили. Казалось бы обычное задание,но мы со штурманом превращали его в танец с кораблём. «Танцевали» до скончания керосина, а корабль просил ещё и ещё.  Мы ставили помехи, делали противоракетный манёвр и т. д., а он «стрелял» по нам от души. Заходили на корабль с разных курсов, с разных высот и скоростей… короче, мечта лётчика, - свободная зона!

   И тут важно сказать о штурмане. Дело в том, что мне повезло с ним в эти счастливые 2 года службы. Да, друзья, не удивляйтесь, а знайте, что настоящая слетанность в экипаже начинается с «женитьбы» командира корабля и штурмана. Здесь хохмы нет, а есть настоящая дружба и понимание друг-друга с полуслова.

   У нас есть штатные экипажи, но, по разным причинам, в лётную смену в твоём экипаже может оказаться кто угодно, - от проверяющего из Москвы до курсанта на стажировке. Даже к этому привыкаешь, как на взлёте ветер встречный или боковой. На всё плановой таблицы воля! Но для удачной войны это не то. Для особых заданий нужен штурман свой. Собственный, как хвост у кота, где кот - экипаж!

   Так вот о штурмане. Именно он помогал мне крутиться на полигоне в Балтийском море с полной картиной в голове- где мы находимся в каждую минуту, и с фотографиями на память. Этот уникум с животиком мог крутить «солнышко» на турнике,  музыкален, ритмичен, в сложных ситуациях – гений, в других ситуациях – разгильдяй. Замечательно выполнив задание, мы делали глупые отклонения при подходе к аэродрому.

В этот раз мы вышли в море на задание вроде как обычно.  На траверзе о. Борнхольм нас перехватили истребители шведские Виггенс.  Подержали нас на захвате, показали свои ракеты под крылом, помахали и ушли. У этих свистков каждый килограмм керосина на счету.

   Вот такие новости – нас вероятный противник тренировочно «убил», а мы летим дальше.

Рядом с нашим полигоном болталось на волнах судно радиотехнической разведки НАТО , нас предупредили. Но мы в расчётном месте и пора работать.

   - Явор 367, я Калина 528, на связь!...
Тишина.
-Явор, для вашей работы Калина 528.
Ответа нет.

По прогнозу сплошная облачность, да нам-то это не важно, мы всё видим на радаре, вот только не знаем - кто там свой, а кто чужой.
Мы вышли по времени точно, запрашиваю, ответа нет.

   И, вдруг, в эфире – Калина, Явор на связи.
- Начинаем работу?
- Да. Минуту ждать.
- У меня разрешённые высоты сегодня от 600 метров до 4000.
- Понял, минутку.
Пошли сильные помехи и потом другой голос назначил мне курс атаки не по заданию. Что там происходит? Может вмешался кто-то?

   И тут я применил пароль для связи , который дают экипажам перед каждым полётом на маршрут.
-Явор, ответьте на 359.
Тишина.
- Сейчас, минутку, сейчас…
- Явор, на связь…
-Да где это всё!...Мать...мать...
Мата не было, одни эмоции и помехи. Что там происходило?
-Щас найдём! ...мать.

Ответа на пароль не было. Скорее всего у командира не оказался под рукой этот документ. Принимаю командирское решение.

-Экипаж, прекращаем задание, уходим домой, радисту передать прекращение задание по не выходу на связь корабля. Упомянуть использование пароля.

Мы в это время крутили виражи и стало интересно, – свой или чужой нами пытался управлять.
   Выходим на предполагаемую цель, я снижаюсь до 300 метров, выхожу под облака и мы видим корабль..., конечно, наш!

 Боже мой! Как же его болтает, корабль просто кидало волнами. Да как же можно в такой шторм ещё воевать?

   Дал полный газ в набор высоты и, нажав тангенту, сказал  в эфир:
- Это свой! Удачи!

Свой чужой (Владимир Суд) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Владимир Суд | Литературный салон "Авиатор" | Дзен