Найти тему
ГУМАНИТАРИЯ

Где проходит граница искусства?

Сейчас будем разбираться, как отличить гениальный шедевр искусства от голой профанации.

-2

Понятие «искусство» появилось очень давно. За тысячелетия своего существования оно пережило кучу кризисов, революций... в общем, изменений. С каждым десятилетием в искусстве зажигалась новая звезда новаторского подхода отображения действительности, что привело к накоплению кучи разных стилей, способов выражения художника. И вот к двадцать первому веку мы цепляем ярлык "ИСКУССТВО" на все подряд. От искусства лежания на диване, до искусства владения кукри, - все это сейчас ставится в один ряд с работами выдающихся художников, скульпторов, поэтов.

-3

А как же добиться справедливости, если само понятие искусства по нашей же вине утратило свою ценность?

Проблема кроется в нашем понятийно-речевом мышлении. Абсолютно все явления и объекты в природе мы называем "словом". В комбинацию звуков вкладывается какой-то смысл и получается отображение действительности в такой свойственной только людям (вроде как) форме. Только вот смыслы в слова могут вливаться совершенно разные, порой, даже противоречащие друг другу. Если "птицу" во всем мире понимают более-менее одинаково, потому что это конкретный материальный объект, имеющий конкретную форму и обладающий конкретными свойствами, то "искусство" как термин, грубо говоря, оторванный от реальности, трактовать можно тысячью способами.

Картина Кита Харинга. Да, да, одна из его работ красуется на обложке
Картина Кита Харинга. Да, да, одна из его работ красуется на обложке

А раз "искусство" нельзя померить и прийти к общему консенсусу в его определении, то и доказать или, наоборот, опровергнуть истинность того или иного определения искусства невозможно! Тут могла бы стоять жирная точка, но... Возвращаемся к нашей теме. Как-то же мы должны возносить гениальные работы творцов и критиковать никчемные поделки, косящие под произведения искусства? Нам жизненно необходимо этим заниматься, иначе мы рискуем навсегда потерять тонкую связь с этим совершенно необъяснимым, но, безусловно, существующим явлением.

Я предлагаю очень демократический способ решения проблемы.

В этой концепции мы поделим всё искусство на два лагеря: на искусство личное и на искусство общепринятое. К личному искусству нужно относить то, что сам отдельно взятый человек считает искусством. Например, тащится какой-нибудь Вася Бумбичев от компьютерных игра - пускай тащится дальше. Провозглашает киберспорт искусством? Без проблем, отдадим ему право называть искусством все, что его душе угодно. Главное, чтобы свое мнение никому не навязывал.

А к искусству общепринятому будем относить то, что нам скажут относить профессионалы-искусствоведы - те люди, которые по полочкам разложат, почему скульптура «Дискобол» есть настоящее искусство. Специальная комиссия из людей с соответствующим образованием должна, приводя публике объективные аргументы, присваивать объектам статусы искусства или "неискусства", то есть, искусства личного.

-5

Произведения и явления, которые эти ребята отнесут к настоящему искусству будут считаться таковыми в широких кругах. Именно предметы, прошедшие строгую критику, должны заполнять Эрмитаж, Третьяковскую галерею и Оружейную палату. Считать ли эти произведения настоящим искусством - это тоже дело сугубо личное. Относить работы Микеланджело и Бродского к чему-то возвышенному - ваша забота, но именно произведения этих людей должны заполнять общекультурное пространство, по крайней мере, на уровне выставок и учебников по литературе.

Разумеется, что отбор искусства общего от личного, в первую очередь, будет вестись, исходя из истории. А что же делать с произведениями новейшего времени или вообще теми, которые не появились на свет? Здесь в право вступает, извините за умное слово, конвенционализм, то есть, договор между специально обученными людьми и обычными обывателями, не изучающими искусство профессионально. Они ведут между собой открытый диалог и решают судьбу потенциального произведения искусства. Ну, а многие аспекты этой системы можно организовать по принципу устройства судов в любой демократической стране, ибо даже визуально схемы крайне похожи.

Такая концепция деления искусства на общее и личное должна отделить нечто действительно возвышенное, что сверхъестественным образом обогащает человека, и в то же время она оставляет право за человеком считать искусством то, что ему самому хочется.

-6