👋🏻 Друзья, как мы знаем, управление личными финансами важно начинать с управления расходами.
❓Почему не с доходов?
☝🏻 Потому что, если вы будете акцентировать внимание только на доходах, то расходы будут автоматически подтягиваться за доходами. Это поведенческая экономика так срабатывает.
💁🏻♀️ Как научиться контролировать избыточные траты, особенно в преддверии новогодних распродаж? Как распознать уловки маркетологов в торговых сетях? 🤔
Часто мы ловим себя на мысли, что пришли в магазин за хлебом/молоком, а вышли с полной тележкой покупок.🛍️
Уловка 1. Все по полочкам.
🛒 Что заставляет нас тянуться на полку за ненужным и дорогим товаром? Для этого существует профессия мерчендайзера. Учитывая психологические особенности поведения людей, товар раскладывается таким образом, чтобы в первую очередь выбрали именно его. Как правило, это то, что стоит дороже и уже с истекающим сроком годности.❌
💡 Какие хитрости применятся?
🥯 Например, продукты первой необходимости (хлеб, молоко…) обычно располагаются в глубине магазина, еще и в разных углах. Пока вы дойдете до них, по дороге прихватите много чего лишнего. А если придется стоять в очереди, так тут на глаза будет попадаться всякая мелочевка (жвачки, шоколадки). Как не устоять, а тем более, если вы пришли в магазин с ребенком.
👔 В магазинах одежды выгодно вешать не по отдельности вещь, а в комбинации по стилю и цвету несколько вариантов верха и низа, с верхней одеждой, а также с вариантами обуви и аксессуаров к образу.
🤳🏻 В онлайн-магазинах тоже есть свои приемы. Система запоминает ваши прошлые покупки и товары, которые вы рассматривали ранее, и они чаще попадаются на глаза.
💡 Чтобы не купить лишнего, придерживайтесь следующих рекомендаций:
🔹Составляйте список покупок.
🔹Планируйте бюджет заранее.
🔹Не ходите в магазин на голодный желудок.
🔹Проведите заранее ревизию гардероба, чтобы покупать действительно нужное.
🔹Не берите корзинку или тележку, когда заскочили в магазин всего за парой продуктов.
🔹Не ленитесь заглядывать на нижние или верхние полки. Поскольку часто там стоят товары по более выгодной цене, чем на уровне глаз
🔹Дайте себе время на обдумывание покупок.
🔹Не ленитесь сравнивать вещь у разных продавцов, посмотрите и в интернет-магазинах.
Уловка 2. Эффект дефицита.
🙅🏻 Частенько продавцы создают видимость нехватки продукта, для повышения его ценности в глазах покупателей.
🤳🏻 На маркетплейсах это указывается с пометкой о заканчивающемся товаре, при бронировании гостиницы можно увидеть, что предложение одновременно просматривают несколько человек. Или дается информация о завершающихся сроках распродажи. Для усиления эффекта выставляется таймер времени.⏱️
💡 Чтобы не попасться, важно:
🔹Не поддаваться ажиотажу. Наверняка подобный товар можно купить в другом магазине, а может даже и по более дешевой цене.
🔹Не оплачивать спонтанные покупки сразу, особенно если речь о крупных суммах. Не спешить вскрывать копилку, а тем более тратить подушку безопасности или еще хуже распродавать инвестпортфель. Если выбираете в интернет-магазине, то положите в корзину без оплаты и так сказать: «переспите с мыслью».
🔹Действовать в соответствии с вашими финансовыми целями.
Уловка 3. Мифические скидки и ненужные товары по акции.
🏷️ Разноцветные ценники с перечеркнутой «старой» стоимостью и привлекательными скидками — не всегда гарантия выгоды. В отдельных случаях, для получения максимального дисконта, нужно быть владельцем премиальной карты этого магазина. 💳
💡 Чтобы дисконт реально сработал, есть несколько советов:
🔹Изучайте внимательно условия, возможно оформление бонусной карты действительно выгодно.
🔹Проверяйте в чеке скидку.
🔹Часто скидка бывает за опт, может стоит скооперироваться с кем-то.
🔹Не забывайте сравнивать предложения.
🔹Исходите из своих потребностей и возможностей, а не из страха упустить выгоду.
Уловка 4. Ценники с девятками.
🧠Мозг частенько играет с нами в игры и, например, числа «9900» или «29,9» автоматически воспринимает как «9000 с чем-то» или «20 с чем-то». Хотя на самом деле это почти «10 000» или «30». Магазины охотно пользуются такой подменой и выставляют ценники с девятками вместо нулей, чтобы товары казались более дешевыми, и люди легче соглашались на покупки. 🧐
💡 В этом случае рекомендуется:
💯 Округлять сумму в большую сторону (если, конечно, речь не идет о ставке по депозиту), чтобы быть более объективным при сравнении товаров.
Уловка 5. Выгодный процент не для всех.
🏦 Часто этот прием применяют банки. Например, при рекламе ставки по вкладу до 9,5%. Но в деталях выясняется, что такой процент действует только для депозитов более 500 000 руб на срок свыше трех лет. А для меньших сумм и сроков ставка будет 7%. И лишь при условии, что вы оформите подписку на дополнительные услуги.
💵 Обратная ситуация может случится по кредитам. Изначально обещается меньшая ставка, но при детальном рассмотрении она действует в отношении льготных программ с господдержкой. А в итоге кредит получается намного дороже обещанного. 🤷🏻♀️
💡 Чтобы избежать этой уловки, рекомендуется:
🔹Тщательно читать все условия финансового договора и приложений к нему.
🔹Не стесняться задавать много вопросов представителю финансовой организации.
🔹Рассчитывать итоговую доходность по финансовому инструменту или уточнять полную стоимость кредита, чтобы можно было сравнивать различные предложения.
❗️И напоследок ⬇️
☝🏻 Собирая ненужные вещи «на всякий случай», мы допускаем, что этот случай настанет и придется ходить, например в потертых штанах. Мы настраиваем себя на неуспех и неприятности. Таким образом, программируем себя и близких на такую жизнь. Поэтому в оставшиеся до Нового года дни очень полезно заняться расхламлением. 😊
Как научиться контролировать избыточные траты ❓
13 января 202413 янв 2024
2
4 мин