Что имел в виду Владимир Иванович Даль, зафиксировав в энциклопедии своё умозаключение, которое не теряло своей актуальности по крайней мере последние 2500 лет? Поскольку аналогичное умозаключение в своеобразной форме вопроса своим современникам поставил в IV веке до н.э. Диоген, ходя с факелом средь бела дня по Синопу, на возмущенные вопросы сограждан "что он делает?", отвечал - "Ищу человека!".
Так вот, в двух этих умозаключениях их авторы явно хотели указать на то, что далеко не все представители биологического вида "homo sapiens" являются Человеком в полноте его достоинства.
Сегодня, к сожалению, по существу мало что поменялось...
А дело в том, что если внимательно посмотреть вглубь себя и постараться определить - какие мотивы подталкивают нас на те или иные действия, и откуда эти мотивы проистекают, то можно обнаружить, что определяющими наше поведение могут быть 4 источника:
1. В виду того, что вид "homo sapiens" относится к царству "животных", то у нас, как и у всех остальных "млекопитающих", в основе нашего поведения лежат инстинкты. Т.е. врожденные программы поведения, передающиеся нам по наследству через генетический аппарат, и распологающиеся в безсознательной сфере нашей психики. Всё то, что передаётся нам непосредственно по факту рождения. И, если индивид в подавляющем большинстве случаев реализует своё поведение исходя из позывов и побудок инстинктивных программ (питание, размножение, самосохранение, стадно-стайные и т.д.), то он мало чем отличим от других животных. Получается, что в данном случае у индивида преобладает "животный тип строя психики", хоть и в человеческом облике.
2. Но в течении длительного времени, в процессе своей эволюции люди, всё-таки, находили в себе импульсы и из других источников, что в итоге даровало нам то, что называется "культурой". Т.е. это та информация, которая передается нам опосредованно через культурные наработки прошлых поколений, но не передается через генетику. И если индивид воспитывается в парадигме "я так сказала! / так надо!" без вразумительных пояснений причин и следствий и какой-либо рациональности тех "ритуалов", что достаются нам от старшего поколения, но побуждаются к безприкословному исполнению, то этот индивид становится запрограммированным этими культурными стереотипами подобно тому, как программируют сегодня роботов с ИИ.
И здесь не столь важно в какую сторону склоняется выбор индивида в подавляющем большинстве случаев при реализации своего жизненного потенциала: к инстинктам или к культурным стереотипам (если они выполняются необдуманно). В любом из этих случаев нельзя сказать, что инидивид преисполнен Человеческого достоинства: в первом случае - это "человекообразное животное"; во втором - запрограммированный био-робот.
Но не все (хоть тех и большинство) индивиды пребывают устойчиво в данных типах строя психики. Есть и те, кто обрёл свою волю и ей применение...
3. Те же, кто нашел в себе силы и смысл обуздать свои инстинкты и удерживать их под контролем, применяя лишь по осознанной целесообразности, и смог переосмыслить унаследованные культурные стереотипы - сталкиваются с другим внутренним вопросом: куда направить свой творческий потенциал? Если индивид находит для себя смысл наживаться на слабостях и пороках первых двух групп лиц ("животные" и "био-роботы"), паразитируя на их труде и не стараясь со своей меры понимания помочь им преодолеть эти слабости и пороки, то он по существу демон, препятствующий человеческому развитию. Такие индивиды живут в парадигме "правда в силе", и по принципу "что хочу, то и ворочу" - без всяких моральных терзаний.
Но в каждом из нас есть вечный "камертон", который всегда отзовется на наш искренний запрос: прав я или не прав? Этот "камертон" Души - есмь Совѣсть.
4. Когда же представитель вида "homo sapiens" обрёл волю и смог обуздать свои инстинкты, разобрался в культурных стереотипах общества, обнаружил свой творческий потенциал и начал реализовывать его по велению Совести, то он наполняется какой-то нематериальной силой, наделяющей его ощущением сопричастности - Счастья. Вот тогда индивид преисполняется Человеческого достоинства.
5. Есть ещё один тип строя психики, вообще выходящий за рамки разумности - "опущенный" в противоестественность. Это когда индивид утрачивает свою трезвость, подавляя свою высшую нервную деятельность какими-либо (запрещенными или легализованными [алкоголь, табак]) наркотиками.
Следует отметить, что все мы в том или ином состоянии (типе строя психики) можем пребывать разное кол-во времени в зависимости от обстоятельств. Типы строя психики могут меняться хоть все 4 в течении дня раза по три. Но цель - достигнуть максимально устойчивого Человечного типа строя психики, т.е. не взирая на обстоятельства "всегда оставаться Человеком".
И, думаю, должно быть понятно, что тип строя психики не определяется какими-либо внешними признаками?.. Ни профессионализм, ни социальный статус, ни интеллект, ни положение в обществе - не являются показателем. Конечно, что-то да можно определить приблизительно по этим атрибутам в рамках общественных закономерностей. Но в целом, индивид может быть высококлассным профессионалом своего дела, но так и не выйти из своего узкого круга профессии, и не избавиться от своих пристрастий...
Будь Человеком!