А после зимних Святок и колядок готовимся к смотринам и русским свадьбам.
Колядки в центре Казани
Народный славянский праздник Святки, уходящий корнями в дальние века, приходится на зиму (а есть еще и Зеленые Святки на Троицу!) у православных христиан и длится 12 дней, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Издавна на Руси эти дни гуляли ярко и весело.
Центр русского фольклора Казани и КЦ им. А.С. Пушкина приглашают казанцев принять участие в «Святочных забавах» в субботу, 13 января. Обещают насыщенную программу, которая пройдет с 13 до 20 часов. Весь день на площадке будет работать выставка-ярмарка, где мастера декоративно-прикладного искусства республики представят изделия ручной работы и разнообразные поделки. Одновременно с открытием ярмарки начнется зрелищное рождественское представление, подготовленное воскресной школой «Ковчег» при храме Преподобной Ксении Римляныни, что в Мамадыше. Спектакль расскажет о том, как в Рождественскую ночь начала меняться и в наступивший день светлого праздника чудесным образом изменилась жизнь всех героев постановки.
Затем в 16 часов начнется праздничный концерт с участием христославов, колядовщиков и нарядчиков в исполнении коллективов «Красная горка», «Духов день», «Лад», «Млада», «Вагуда», «Не любо – не слушай», народный хор Казанского государственного института культуры и многих других. Ну а завершатся «Святочные забавы» молодежной вечеркой. Все как и положено вековыми традициями: игры, пляски, гармонь. Вход на все мероприятия «Святочных забав» свободный.
Школа русских невест
В наступившем году команда проекта «Смотрины на Красной слободе» совместно с исследователями и специалистами в области русской традиционной культуры проведут масштабную просветительскую программу среди татарстанской молодежи. Название проекта напрямую отсылает к истории Казани: дело в том, что Красной слободой раньше называли современный район, в который входят нынешние улицы Карла Маркса (бывшая Грузинская), Дзержинского (бывшая Черноозерская), Япеева (Поперечно-Казанская), Большая Красная (не изменила названия).
Суть проекта состоит в том, что он должен исследовать и транслировать особенности предсвадебного периода в русской культуре нашего региона. Причем изучать его будут именно по бытовавшим среди населения Казанской губернии обычаям. Кстати, проект «Смотрины на Красной слободе» победил во втором конкурсе Фонда культурных инициатив в конце 2023 года.
Некоторые элементы традиционного свадебного обряда, в том числе и в Татарстане, сохранились до сих пор: это девичник, выкуп, венчание, застолье второго дня. Правда, в силу незнания истории они превратились в набор штампов без глубокого смысла. Факт: за редким исключением современная молодежь практически утратила коренную связь с народными традициями. Так что авторы казанского проекта полны решимости провести ликбез для женихов и невест, «Смотрины...» призваны стать школой русской традиции, воплощенной в песнях и танцах, в кулинарных умениях, выражении себя через костюм и во многом другом.
Отметим, что на сегодняшний день в РТ нет ни одного подобного долгосрочного комплексного проекта, затрагивающего свадебные традиции русского народа этой местности.
– «Смотрины» популярно расскажут о вечных ценностях – духовно-нравственных основах семьи, отношениях жениха и невесты, роли мужа и жены в семье. Наша инициатива представит аудитории русскую культуру в новом ракурсе, позволит узнать о ней больше, – поясняет координатор просветительской программы Василиса Филатова. – «Смотрины на Красной слободе» предназначены для молодежи республики от 16 до 21 года, впрочем, мы открыты также и для широкой аудитории. Реализация программы уже началась! По 30 января мы собираем заявки от потенциальных участников, всех, кто интересуется фольклором и подлинной русской традиционной культурой. После заочного тура двенадцать девушек мы пригласим на очный этап конкурса, который пройдет с февраля по май 2024 года. Это будет своеобразная лаборатория русской невесты: ладной, премудрой, искусной, умелой и находчивой! Кстати, участие в нашей программе бесплатное.
Добавим, что русским невестам предложат пройти курс обучения по разным направлениям: песенная и музыкальная традиции; народная пляска; русский костюм Казанского Поволжья; принципы ведения домашнего хозяйства; традиционная кухня; духовно-нравственные основы брака и материнства. А еще их ожидают заводные вечерки, народные гулянья, во время которых девушки окунутся в атмосферу настоящего съезжего деревенского праздника – смотра невест!
Абсолютной победительнице конкурса вручат главный приз: созданный по традиционному образцу свадебный венок и набор украшений, бытовавших на территории современного Татарстана. Остальные участники смогут также посещать открытые лекции и программы, поддерживать девушек офлайн и онлайн.
Организаторами уникального проекта выступили КЦ имени А.С. Пушкина, Центр культур и диалога Республики Татарстан, Центр русского фольклора города Казани при поддержке Министерства культуры РТ, Русского национально- культурного объединения республики. Руководит проектом Дина Булатовна Башкирова.
Репейник и свадьба
В разных губерниях Российской империи было свое свадебное дерево, которое украшали лентами и цветами. В нынешнем Татарстане самым распространенным был… куст репея! И даже сейчас во многих деревнях исследователи встречают упоминания о его присутствии в дни свадебных торжеств вплоть до середины XX века.
Обычай украшать репей отмечен в значительной части обследованных населенных пунктов Казанского Поволжья. Наряженный репей ставили на стол в доме невесты на смотринах (село Майдан Свияжского уезда), во время девичника (село Высоковка Цивильского уезда, село Федоровка Свияжского уезда, село Столбище и деревня Кульсеитово Казанского уезда, село Кузайкино Мензелинского уезда и др.). В ряде сел Казанского и Свияжского уездов украшенный репей подвешивали к потолку наподобие люстры. Во многих селах репей называли девичьей красой, а также веником. Об этом пишет в книге «Русский свадебный ритуал» этнограф Николай Зорин. Впрочем, упоминает автор об украшенных к девичнику березках и елочках.
Холодец и каравай на стол подавай!
В Казанском Поволжье для свадебного торжества готовили, как и теперь, закуски, горячие блюда, вторые блюда, пироги и напитки. Писатель-этнограф Николай Зорин в своей книге «Русский свадебный ритуал» уточняет, что особое место среди закусок занимал студень (холодец), его подавали с хреном и квасом. Также на закуску шли квашеные капуста и огурцы. На горячее готовили мясные супы (похлебки), щи, пельмени. Очень распространенным свадебным кушаньем было так называемое ушное – суп, в том числе из ливера. В некоторых русских селах волжского правобережья было принято варить на свадьбу гусяк (суп с гусятиной).
Из вторых блюд для свадебных застолий готовили жаркое, жареную птицу, пшенник, лапшенник, кашу, яичницу, варили или жарили поросят. Во второй половине XIX века широко распространился жареный картофель и картофельники.
Наиболее разнообразным на свадьбе был ассортимент печеных изделий – прежде всего хлеб, а также рыбники, курники, каравайцы. Пекли всевозможные пироги с мясной, рыбной, крупяной, луковой, капустной, морковной и другими начинками, а также сладкие пироги с изюмом, малиной, черникой, яблоками. Готовилось большое количество напитков (пиво, брага, квас), покупалось вино.
Многие свадебные блюда имели важное ритуальное значение. Их употребление было приурочено к определенным моментам свадьбы и сопровождалось различными обрядами. Например, дошедший и до нашего времени хлебный каравай. С ними свахи уходили на сватовство. Караваями обменивались представители семей жениха и невесты: родители вступающих в брак, дружки, свахи. Хлебом благословляли молодых по прибытии их в дом мужа. Хлеб символизировал жизнь и достаток, знак доброжелательности и доверия.
Смотрины в Казанском Поволжье
Смысл этого понятия разнится даже в пределах одной губернии. Смотринами могли называть разные периоды: время, когда свахи только приглядывали будущих невест, и время непосредственного знакомства с уже сговоренной невестой.
Смотринами невест во многих населенных пунктах считались массовые молодежные гулянья, особенно праздничные: Святки, Масленица, престольные и другие праздники. Например, в селе Куркуль Спасского уезда смотр невест проводился в Крещение. «На водосвятие приезжают женихи из окрестностей высматривать себе подругу; девушки поэтому в этот день наряжаются во всё лучшее, белятся и румянятся», – пишет Е.Н. Петровская.
На смотрины жених приезжал вместе с родителями, ближайшими родственниками и свахой. В некоторых селах Елабужского уезда в смотринах принимал участие весь будущий свадебный поезд: жених, сваха, тысяцкий, дружка, полудружье, большой и малый бояре, кумовья и кумушки.
По сообщениям М. Ардашева, в пригородных деревнях Елабужского уезда жених и его родственники в ожидании выхода невесты стояли «около получаса или четверти часа». В большинстве случаев невеста, одетая в самый лучший свой наряд, в сопровождении подруги или одной из ближайших родственниц лишь ненадолго выходила к гостям и затем снова уходила в чулан или за занавеску.
В селах Свияжского уезда невесту на смотрины выводила какая-нибудь некрасивая старушка, «чтобы контрастом увеличить красоту невесты», об этом пишет А.Ф. Можаровский. В это же время другая старуха держала перед невестой большой пучок горящих лучин.
В некоторых приказанских селах и деревнях (Кульсеитово, Клыки и др.) крестная мать или тетка трижды выводила невесту к гостям, причем каждый раз она кланялась в пояс всем приехавшим, начиная с жениха.
В селе Константиновка Казанского уезда на смотринах невеста ходила по избе, выполняла просьбы гостей (подавала пить, подносила угощения). Иногда сваха как бы нечаянно роняла на пол иголку, булавку или какой-либо другой небольшой предмет и просила невесту найти и поднять его. В селах Большие Ключи и Ильинское невесту заставляли прясть, вязать крючком «городки», кланяться. В селе Столбище девушка демонстрировала свое умение ставить самовар и т.п. В Елабужском и Малмыжском уездах сватунья и мать жениха на смотринах поворачивали девушку на все четыре стороны и ощупывали ее, чтобы узнать «излошадна ли девка», т.е. годится ли на тяжелые работы.
В ряде сел и деревень Уржумского и Елабужского уездов (Косолапово, Большие Армалы, Гари и др.) вместо смотрин устраивали чаепития, также имевшие целью знакомства жениха и невесты и вступающих в родство сторон. В деревне Поспелово Елабужского уезда такие встречи назывались свидышками. На чаепитии невеста или ее подруга угощали жениха и его близких чаем. Если невеста жениху нравилась, он должен был выпить несколько чашек чая. Если не приглянулась, то выпивал лишь одну чашку и переворачивал ее кверху дном.
По результатам экспедиций последних лет специалистов КЦ им. А.С Пушкина также получены дополнительные материалы о свадебной традиции нашего региона. Так, в Зеленодольском районе Татарстана невесту выбирали в осеннем хороводе, который играли после сбора урожая. Этот обычай практиковался вплоть до середины ХХ века. Девушка к хороводу готовила лучшие наряды, причем обязательно надевала юбку, которую сама соткала, сшила и украсила. Также выбирали невест на Троицу или другие праздники в зависимости от традиции конкретного села.
Автор материала: Ольга Юхновская