Найти тему
U magazine

Небыли и были. Как художники переосмысливают волшебную реальность

Оглавление

«Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети». А кто-то еще и находит в них источник вдохновения для творчества. Современные художники пишут картины по мотивам сказочных сюжетов, люди кино — сценарии, а архитекторы возводят отели, которые на поверку оказываются волшебными дворцами

Что такое сказки? Загадка, волшебство, тайна — вот самые популярные ответы. Но еще это древние предания, что кочуют из поколения в поколение и неизменно говорят о великой доблести и великой любви, способных преодолеть все преграды. Это притчи, где невидимыми нитями прошиты культурные коды и паттерны поведения, которым все мы неосознанно следуем на протяжении жизни. Именно — все мы. Ведь во всем мире возникают примерно одни и те же волшебные сюжеты; африканские охотники и псковские крестьяне рассказывают своим детям похожие истории — и вот вам еще один вывод: язык сказок универсален, а их герои архетипичны. Возможно, поэтому носители другого универсального языка — языка искусства — так часто обращаются за вдохновением именно к сказочным сюжетам. Легенды, эпосы, мифы и былины лежат в основе многих великих произведений, понятных всем и на всех континентах. По большому счету, русское искусство рубежа XIX-XX веков взращено на сказке.

Вспомним узорчатые теремки Дома Игумнова и здания Театра Корша; дягилевские балеты — «Петрушку», «Кикимору», «Полуночное солнце» и созданные для них Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой декорации и костюмы; графику и живопись Ивана Билибина, Виктора Васнецова и Елены Поленовой, которые сделали былинных героев живыми и узнаваемыми. Почти столетие отечественных художников, режиссеров, композиторов буквально кормила сказка (и не только русская), для многих оставаясь чуть ли не единственным источником дохода. «Запрещенные» Илья Кабаков и Эрик Булатов рисовали для «Детгиза» и «Малыша», попавшая в черный список советских композиторов София Губайдуллина сочинила музыку для «Маугли», постановщиком которого, к слову, был главный «сказочный» мультипликатор страны Роман Давыдов — на его «Лебедях Непрядвы», «Василисе Микулишне» и «Детстве Ратибора» выросло не одно поколение. Да, сказки киногеничны, но главное — еще со времен Эзопа — свободны от цензуры. Языком метафор, иносказаний, аллегорий они способны говорить правду — обо всем. А когда наступают непростые времена, становятся поддержкой и опорой, ведь добро в них всегда побеждает зло, чары рассеиваются, а главный герой, пройдя все испытания, обязательно находит свою Жар-птицу.

В 2023 году к этой теме обратился передвижной арт-проект «Всякие сказки», в котором приняли участие 15 ведущих современных художников России — впрочем, они далеко не единственные, кого вдохновляет волшебная реальность. Мы решили познакомить вас с некоторыми из авторов — в их работах известные сказочные сюжеты гармонично вписываются в нынешние реалии, а порой приобретают новое неожиданное прочтение.

Анастасия Кузнецова-Руф

Работы Анастасии Кузнецовой-Руф, художника и автора идеи выставки «Всякие сказки», многослойны: за первым очевидным смыслом здесь всегда следуют другие. В«Третьем желании» художница вспоминает пушкинскую «Сказку орыбаке и рыбке» исловно наставляет: встретив того, кто поможет исполнить твои желания, постарайся его не упустить.

Владимир Дубосарский

Владимир Дубосарский — один из самых уважаемых и дорогих современных русских художников. Долгое время он работал сАлександром Виноградовым, но в 2014 году дуэт распался, и каждый мастер пошел своей дорогой. Картина «Окно» — часть большой серии Дубосарского «Нижегородская резьба». Сам художник так рассказывает о ней: «Вдетстве была у меня книга с черно-белыми “проваленными” в тоне фото старых домов, загадочными и страшными. Всегда хотелось их раскрасить — и вот руки дошли».

Елена Ковылина

Сказочные «гаджеты» предвосхитили появление современных технических средств: волшебный клубок — навигатор, ковер-самолет — пассажирский лайнер, гусли-самогуды — умная колонка. Эту идею проводит художница Елена Ковылина, соединяя в своих работах сказку с реальным высокотехнологичным миром. В таком мире у нее оказались и персонажи известной картины Виктора Васнецова: серый волк, помогающий Ивану царевичу, превратился здесь вмощный мотоцикл, вместо ворон летают квадрокоптеры, а сказочный лес заменили антенны 5G. Другие сюжеты представлены на персональной выставке Елены «Параллельные игры», которая открылась на Винзаводе 5 декабря.

Иван Коршунов

«По щучьему веленью», 2022 Выставка «Всякие сказки».В картине «По щучьему веленью» Ивана Коршунова обыгрывается тема надежды на чудо, заложенная во многих народных сказках. Раз— и в один прекрасный день к тебе приплывает волшебная Щука, и тогда все меняется к лучшему: русская деревня оживает, добро торжествует, апростого парня берет в мужья царская дочь. Картина входит в триптих вместе с работами «Кашаиз топора» и«Непростое».

Георгий Острецов

Что будет, если изъять из сказки волшебное существо и поместить его в грубую реальность? Наглядный ответ на этот вопрос дает работа Георгия Острецова. Впрочем, тут же появляются новые вопросы. Что случилось с гордым и прекрасным единорогом? Почему, попав внаш мир, он стал таким жалким, одиноким и потерянным? Возможно, именно это и происходит, когда сказочные фантазии сталкиваются с суровой действительностью: мечты разбиваются, ты падаешь с небес наземлю — и лежишь на ней, уже не в силах подняться.

Александр Савко

Художник Александр Савко сам придумывает сказки и тут же их иллюстрирует: знакомые всем сказочные герои у него оказываются в необычных ситуациях, а классические сюжеты пересказываются на языке современной поп-культуры. В2023 году он завершил цикл из13работ «Сказки острова Буяна». Одна из них — «Мухоморово царство» — едкая сатира на девиц в ожидании суженого. Царские дочери предаются забавам иждут появления прекрасного принца — он же занят погоней застоглазым чудовищем и абсолютно ихнезамечает.

Егор Плотников

Егор Плотников работает в области фигуративной живописи искульптуры и порой объединяет то идругое всвоих инсталляциях. Его белые фигуры «выходят» изпространства холста, разворачиваются исмотрят на живописное полотно вместе сдругими зрителями. «Дети влесу»— распространенный сказочный сюжет, вкотором зашифрована метафора инициации, перехода, порой болезненного, вовзрослую жизнь. Оказавшись на запретной территории «глухой чащи», герои либо проходят трансформацию истановятся сильнее, либо пропадают.

Екатерина Белявская

С работами Екатерины Белявской можно встретиться не только на крупных ярмарках современного искусства, но и в кабинете психолога. Ее колода метафорических карт «Сад царевны» помогает людям исследовать свои эмоции и мотивы поведения. Сказочные образы ухудожницы получаются метафоричными иархетипичными — каки в русских сказках, где всегда четко видны «амплуа» персонажей. Так, Настенька, героиня «Аленького цветочка»,— девушка абсолютно самодостаточная, которая сама решает, выходить ей на поиски приключений или нет; чудовищу только и остается, что грустно смотреть на нее через окно.