"Барин вернулся! Барин вернулся!" - звучали радость и ликование в одном старом, советском фильме.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Мне вспомнились эти слова, когда я на днях прочла о реставрации одной картины. Рубенс, а точнее, его Автопортрет вернулся благодаря усилиям коллег, реставраторов из Нидерландов.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640), величайший живописец 17-го века, написал всего четыре автопортрета (для сравнения, его современник Рембрандт - целых сорок). Один из них, наиболее интимный и камерный, очень душевный и "домашний", недавно был отреставрирован.
Антверпен, 1630-й год. Питер Пауль Рубенс наносит завершающие мазки нового автопортрета в своей мастерской. Эта картина не предназначена для продажи. Это студийная работа, которая будет служить рабочим и вспомогательным материалом. Он будет обучать на нём своих учеников, они будут использовать его как руководство при создании портретов, он и сам будет использовать его, для написания себя на других своих картинах.
На этом камерном портрете Рубенс смотрит на нас дружелюбным, открытым взглядом, он как будто общается с нами, со зрителями. Его взгляд задумчив, внимателен, при этом мягок.
На нём черный камзол с прорезями, сквозь которые видна светлая рубашка. Единственный аксессуар - широкополая шляпа.
Задний план (фон) написан в один слой, местами напросвет, легко и воздушно и это также придает портрету неформальность, камерность.
Провенанс картины не совсем понятен, что с ней происходило и кому она принадлежала в первые десятилетия после 1640-го года мы не знаем. Первый её след историки обнаружили в каталоге продаж 1765-го года. Картина выставлена на аукцион и попадает в руки принца Рюбампре (Prinz von Rubempré) из Брюсселя. С тех пор она несколько раз переезжала, она последовательно оказывалась в Генте, Брюсселе, Больё-сюр-Мер (коммуна на юго-востоке Франции в регионе Прованс) и Нью-Йорке.
В 1972-м году нью-йоркский коллекционер произведений искусства Ставрос Ниархос выставил "Автопортрет" на продажу в аукционном доме Christie's в Лондоне. Он был выкуплен городом Антверпеном, отреставрирован Фредериком Бендером и занял достойное место в экспозиции Дома Рубенса - это дом-музей, который художник сам спланировал, построил, жил в нем со своей семьёй, работал и держал большую мастерскую.
Картина наконец-то вернулась домой!
Между тем, картине почти 400 лет. Столько без поддержки и помощи реставраторов картины не живут.
Реставрация началась в 2017 году и длилась около года. Её провел Королевский институт культурного наследия (KIK, Брюссель).
Организация пользуется мировой известностью и доверием благодаря блестяще проведенной реставрации Гентского алтаря.
Специалисты тщательно исследовали её с использованием ультрасовременных методов, таких как дендрохронология (определение возраста древесины основы), рентген, съемка в инфракрасном свете, в ультрафиолетовых лучах, макросъемка.
На картине были выявлены многослойные грубые записи, перемежающиеся слоями реставрационного грунта и многочисленные слои лака.
По меньшей мере, 75 процентов (!!!) поверхности картины, какой мы видели её до недавнего времени, оказалась перекрыта слоями краски, нанесёнными посторонними людьми. В итоге сама техника живописи Рубенса была едва видна невооруженным глазом!
Вдобавок, при взгляде на картину создавалось ощущение, что смотришь в зеркало, а не на произведение искусства.
Процесс утоньшения и удаления лака контролировался в ультрафиолетовом свете (УФЛ), по мере удаления каждого слоя всё больше проступал авторский колорит, выявлялись мелкие детали. Цвет кожи принимал естественный вид и здоровый оттенок:
В некоторых местах реставраторы нашли до одиннадцати чужеродных слоев!. Фон и особенно одежда были плотно, корпусно переписаны.
Анализы показали, что верхний слой реставрационного лака (1973–2016 гг.) содержит олифу, это варёное льняное масло. Оно очень быстро затвердевает и полимеризуется, в конечном итоге образуется линоксин, который нерастворим, то есть необратим.
К счастью, этого пока не произошло, но сразу стало ясно, что этот слой нужно убрать как можно быстрее.
Прямоугольник и овал
Из радиографических исследований, проведённых ранее, было известно, что картина когда-то имела овальную форму. Но сочетание научных исследований, наблюдений и архивных изысканий показало, что у картины была весьма бурная история трансформации.
В каталоге продаж 1765 года картина значилась как "Автопортрет" прямоугольной формы. Далее, на старой архивной фотографии 1956 года реставраторы увидели, что к "родной" основе, состоящей из двух досок, были добавлены четыре планки, так что размер автопортрета увеличился на 15 см по двум сторонам.
На рентгеновских снимках видно, что края авторской панели были отпилены, чтобы облегчить надставку. Вероятно, за время бытования края картины по периметру получили механические повреждения и продолжали разрушаться и таким способом реставраторы привели её в порядок.
На этом дело не закончилось. Позже из увеличенной картины выпилили овал. При этом оригинальный правый угол картины нашелся в хранении, а остальные отпиленные углы утрачены.
А другие архивные фотографии показали, что картину распилили второй раз незадолго до 1970-х годов, на этот раз из неё выпилили прямоугольник меньшего размера.
Подобные вмешательства во многом связаны с духом времени, с другим отношением к произведениям искусств в прошлом, об этом я вам уже рассказывала в других статьях.
Раньше коллекционеры, владевшие произведениями искусства, обращались с ними очень вольно, делали с ними всё, что хотели. Приобретенная картина должна была выглядеть новой, свежей, её покрывали лаком раз за разом, возвращая ей вожделенный блеск, но совершенно забывая о слое поверхностных загрязнений, который заливался очередным слоем лака. Если картина не вписывалась в раму, в которую ее хотел поместить новый владелец, то подгонялась не рама, а сама картина. В наши дни подобное просто немыслимо, а то, что можно восстановить - восстанавливается.
АНОНС: Я готовлю для вас статью, в которой расскажу, как целая серия женских портретов лишилась нижней части, то есть ног, из-за желания владельца разместить на стене второй ряд картин.
И реставраторы выступили в роли "доктора Айболита", "пришивая" обратно чудом сохранившиеся "ножки" - нижние части полотен.
Сегодня в реставрационной отрасли подход совершенно другой: от материалов требуется полная обратимость, всё оригинальное, авторское должно быть сохранено, а все добавленное должно быть минимизировано, если нет возможности его полностью удалить.
Итак, хотя форма и точные размеры оригинальной картины теперь неизвестны, историки считают, что она всё-таки была прямоугольной. По их мнению, наличие прямого угла внизу справа противоречит возможности овала. Более того, Рубенс всё-таки больше специализировался на создании прямоугольных картин.
Слои чужеродной краски по углам были настолько толстыми, что оказались заметно выше остальной части картины. Поэтому было принято решение удалить все поздние записи, вернуть поверхности всей картины одинаковую высоту и гладкость.
Перед живописным восстановлением на картину был нанесён тонкий слой бесцветного, прозрачного реставрационного лака, чтобы отделить поверхность авторской живописи от реставрационных тонировок.
Выполняя живописное восстановление, реставраторы сделали тонировки тонкими, максимально приблизившись к авторским цветам и оттенкам. В отличие от старых грубых записей, они прозрачны и позволяют видеть зрителям сложную историю картины.
Пигментный анализ показал, какие именно красочные пигменты входили в состав живописи. Зная, например, какие белые пигменты присутствуют на картине, можно легко узнать, какие участки красочного слоя были написаны Рубенсом, а где что-то было восстановлено или добавлено позже.
Во времена Рубенса активно использовали свинцовые белила. Реставрации в девятнадцатом веке в основном проводились с применением цинковых белил. Титановые белила это пигмент двадцатого века, современная краска.
Анализ ясно показал, что форма и положение оригинальной правой руки полностью отличались от того, что мы видим на картине сегодня. Рука, содержащая свинцовые белила и поэтому явно написанная Рубенсом, была поднята заметно выше. Оригинал не только закрасили, но и изменили:
Остается неясным, почему было сделано такое изменение. Исследователи полагают, что причиной было как раз изменение формата картины. После того, как она была уменьшена в размерах, ось портрета немного изменилась и персонаж как будто провалился в угол. Возможно, правый рукав был закрашен, чтобы скрыть этот эффект.
Живопись Рубенса могуча, грандиозна, исключительна, в то же время поражает своей лёгкостью и точностью! Посмотрите на белую точку на его левой стороне воротника:
Он легко мог передать всё что необходимо, используя минимальные средства. Этой белой точки достаточно, чтобы показать качество ткани, её безупречную белизну и форму воротника. Одной точкой!
Рубенс работал исключительно быстро и без исправлений. Это теперь ясно видно по мазкам, которые были раскрыты реставраторами в "родном" слое краски. Он наносил мазок к мазку и практически не допускал ошибок.
Друзья, взгляните ещё раз на картину, на лицо художника. Наше поколение - первое, которое спустя длительный временной интервал, вновь видит истинный её колорит и богатство оттенков, видит блики на освещенных частях лица и по ребру тонкого благородного носа, яркость губ, естественность румянца, пышность усов и аккуратной бородки.
Эти детали десятилетиями были скрыты под толстыми слоями краски и лака.
В завершение работ был нанесён второй, матовый слой лака с легким сатиновым эффектом, который немного смягчил блеск.
Ниже, на этом трехминутном видео можно в динамике посмотреть все основные реставрационные этапы. После прочтения статьи вы всё поймёте без знания французского:
Для тех читателей , кто любит сравнить "до" и "после", теперь всегда представляю коллаж:
Портрет был благополучно возвращен в антверпенский Дом Рубенса и занял там своё привычное место в экспозиции.
А вам, дорогие мои читатели - Добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, к реставрации, истории и искусству и до новых встреч!
Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.