1772 года (13 января — 6 июня)
Власти Петербурга, начиная с отца Петра I - Алексея Михайловича, постепенно ограничивали автономию казаков в управлении своими делами. Нагрузка на казачество становилась все больше и строже. Казаки из Яика жаловались на "новации", но все же терпели. Однако два новых требования со стороны Петербурга привели к возмущению.
Во-первых, их попросили направить казаков для службы в регулярные войска. На Яике отказали.
Во-вторых, в 1771 году некоторые калмыки, уставшие от коррупции русских властей, решили уехать в Китай.
Однако казакам из Яика не удалось остановить наступающих кочевников, желающих проникнуть в Китай. Более того, калмыцкое войско сожгло часть крепостей и фортов на так называемой Яицкой линии.
Неизвестно, сколько казаков погибло в результате этого. Поэтому они отказались преследовать нарушителей. Власти решили расследовать действия защитников границ. Была создана специальная следственная комиссия, которая решила строго наказать часть казаков.
Именно на этом этапе общественной жизни на сцену вышел 40-летний сотник Яицкого казачьего войска, Иван Васильевич Кирпичников.
Летом 1771 года Сотник Кирпичников возглавил делегацию казаков, которой поручили вручить ходатайство лично императрице Екатерине II. И Ивану Васильевичу удалось выполнить это задание. Однако, он не просил "царские черевички", как кузнец Вакула из сказки Николая Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Он просил справедливости. Но власть не приняла такое понимание. Вместо этого Военная коллегия, исполняя приказ императрицы, не только отвергла жалобу казаков на действия местных властей, но и решила жестоко наказать жалобщиков.
Было решено наказать сотника Кирпичникова и его "сообщников" — 42-х человек — плетьми и "обрезать бороды", затем отправить их на войну с Турцией в Причерноморье.
Иван Васильевич с 14 членами делегации покинул столицу и в начале января 1772 года достиг родного городка. В это время там находился председатель следственной комиссии, генерал-майор Михаил фон Траубенберг.
Он вместе с казаками участвовал в неудачной обороне Яицкой линии от калмыков и выносил жестокие приговоры по отношению казакам. 13 января толпа казаков направилась к нему, требуя пересмотреть эти приговоры. Генерал отдал приказ гренадерам открыть огонь. Погибли более 100 человек, включая казаков, стариков, женщин и детей.
Казаки не смогли простить все это. В этот же день началось восстание, во главе которого стал сотник Кирпичников. Казаки разгромили отряд генерала Траубенберга, убив самого генерала. Они также казнили атамана и других старейшин своего войска. Так началось восстание Яицкого казачьего войска в 1772 году.
Как произошла разгромная атака?
Представители руководства Оренбуржья, ведя переговоры с лидерами восстания, попытались добиться мира, одновременно усиливая свои силы. В конце концов, в мае 1772 года была отправлена карательная экспедиция на Яик, возглавляемая 47-летним генерал-майором Фёдором фон Фрейманом (фамилия чисто русская), вызванным из отставки.
15 мая он направил Оренбургский корпус на Яицкий городок. В составе этого корпуса было около двух с половиной тысяч драгунов и егерей, более тысячи оренбургских казаков и ставропольских калмыков. У корпуса также имелось 20 пушек. Они представляли значительную угрозу.
Казаки вышли навстречу. Решающая битва произошла у реки Ембулатовки 3–4 июня. Первого дня, несмотря на превосходство правительственных войск, они не смогли победить. "Кирпичниковцы" вели сражение с огромной силой и упорством, умело используя свои пушки старого образца. Однако на следующий день они все же потерпели поражение. Восставшая армия была фактически разгромлена. Разбитые солдаты бежали в свой городок. 5 июня войска фон Фреймана осадили казачью столицу. Некоторым казакам удалось бежать и скрыться в отдаленных хуторах в степи между реками Яик и Волга. Однако остальные, испугавшись регулярной армии, предпочли сложить оружие и сдаться в плен победителям.
В Яицком городке был развернут гарнизон правительственных войск. Началось следствие, которое продолжалось около года. За это время были пойманы большинство руководителей восстания, включая Кирпичникова.
Арестованных отправили в Оренбург, где они были представлены комиссии под председательством полковника Василия Неронова.
Как их наказали?
Комиссия под предводительством полковника Неронова допросила 99 подозреваемых. Среди них были руководители восстания, такие как Иван Кирпичников, Василий Трифонов, Терентий Сенгилевцев, Андрей Лабзенев и другие, всего 11 человек. Всех этих 11 человек приговорили к четвертованию.
Ещё 40 человек, в основном среди выбранных в сотники, были приговорены к повешению, а трое — к отсечению головы. Ещё 13 казаков, после наказания плетьми, должны были быть отправлены солдатами в полки Второй армии.
Но комиссия не остановилась на этом: все дети приговорённых в возрасте 15 лет и старше, которых насчитали 316 человек, были приказаны записать в солдаты, а тех, кто не мог служить из-за состояния здоровья, наказали плетьми.
В сентябре 1833 года Александр Пушкин, собирая информацию о восстании Пугачёва, внёс в свою дорожную тетрадь запись рассказа своего собеседника, 86-летнего казака И.Л. Папкова из Сорочинска. По словам очевидца отправки «мятежных» казаков из Оренбурга в Сибирь, они, садясь на телеги, кричали всем присутствующим:
«Что ещё будет? Как мы потрясем Москву?»
Действительно, не прошло и трёх недель с момента, когда 17 сентября 1773 года на Яике вспыхнуло новое восстание, поднятое уже Емельяном Пугачёвым.
Есаул М.Казаков
3