Найти тему
Заря Молодежи

Орфей оглянулся...

Мы помним конец мифа про Орфея и Эвридику. Сладкоголосому певцу позволили забрать свою жену из мрачного царства теней,только оглядываться ему нельзя. А он не слышал ее шагов за спиной и не выдержал…

спектакль «Орфей спускается в ад». Лейди- Людмила Дребнева
спектакль «Орфей спускается в ад». Лейди- Людмила Дребнева

Старая, как мир, история, оживает в пьесе Теннеси Уильямса в реалиях Дикого Юга. «Орфей спускается в ад» – это жизнь без иллюзий. Люди здесь злы, завистливы, готовы расправиться с любым, кто на них не похож. Хотя… допотопная радиола, наигрывающая композиции Глена Миллера и Дюка Эллингтона, сдвинутые на затылок шляпы, пистолеты за поясом намекают на романтику Нового Света. Которая, скорее, в наших головах.

В этом спектакле Школы драматического искусства заняты актеры - наши земляки, Сергей Ганин и Роман Долгушин, поставил его художественный руководитель творческой лаборатории ШДИ, бывший саратовец Игорь Яцко.

Эта пьеса раньше часто шла на советской сцене. Но самое мое яркое воспоминание о сюжете старый фильм с ослепительным Марлоном Брандо и великой Анной Маньяни. И его Человек в куртке из змеиной кожи. В театре роль Вэла Зевьера играет ученик Игоря Яцко Иван Товмасян. Это точный выбор: герой красив, горд, независим в сонме буйных кудрей, с гитарой наперевес, «по райской траве» тоскуют его ноги, с ходу отбивает все женские поползновения на свою свободу. Только одна женщина может вызвать улыбку на его смуром лице Лейди Торренс (Людмила Дребнева). Он смеется над ее ухищрениями, но это хорошая улыбка, потому что Змеиная кожа нашел свою Эвридику.

Та – миниатюрная, подвижная, в кольцах жестких черных волос, низким характерным голосом, который не спутаешь ни с каким другим. Впечатывает каждое слово прямо в сердце. Широкоскулая, чуть раскосая, Лейди кажется безучастной ко всему, кроме ее новой кондитерской. Вэл снова пробуждает ее к жизни, Дэвид (Олег Малахов) с уже ненужными никому сожалениями тянет в прошлое, полуживой муж – в могилу.

сцена из спектакля . В центре Джейб – Сергей Ганинсцена из спектакля . В центре Джейб – Сергей Ганин
сцена из спектакля . В центре Джейб – Сергей Ганинсцена из спектакля . В центре Джейб – Сергей Ганин

Старик Джейб Торренс непривычная для нас, поклонников неистощимого юмора и обаяния актера Сергея Ганина, роль. Он рисует его безжалостной кистью мастера: обреченным и ожесточившимся в своей обреченности. По режиссерскому замыслу, комната умирающего находится тут же, над сценой. Мы видим часть его кровати, время от времени - его самого. Словно под его безжизненным взглядом, зарождается роман Лейди и Вэла, развивается и кончается, как должен закончиться в подобных обстоятельствах. Орфей обернулся…

Узнав о своей беременности (читай женском возрождении), ходившая как приговоренная Лейди дивно хорошеет. Изумрудное платье, обтягивающее ее ладную фигурку, ей очень к лицу. Но кондитерская, кондитерская! – смысл ее жизни и ее мести убийцам отца…

Змеиная кожа чует опасность, как койот в прерии, а его еще предупреждает о ней Кэрол (Регина Хакимова превосходно сыграла роль девушки, хотевшей жить так, как считает нужным), и жена шерифа (Мария Зайкова делает назойливую героиню Уильямса милой, нежной и не от мира сего: она вся в своих абстракциях), и «хозяин» городка (Игорь Лесов) дает ему время до рассвета. Он же вместо того, чтобы бежать поскорее к своим «райским травам», слишком долго носит синюю куртку «заключенного». Его Эвридику застрелит собравший всю ненависть в кулак муж, а на него спустят свору собак и обывателей.

Наш Роман Долгушин тоже «выключит» свое обычное обаяние, чтобы сыграть одного из них. Они так мило танцуют парами, так беззаботно щебечет его Долли (Ольга Бондарева). Обывателей все забавляет: страдания Лейди, ее мужа, уже похожего на мумию, роящиеся мухами сплетни. Не расстаются они с ухмылками, и когда приходит пора «наказать» чужака. И это пострашней, чем какие-нибудь злобные гримасы..

Вэл (Орфей) – Иван Товмасян
Вэл (Орфей) – Иван Товмасян

В пьесе Лейди сама провоцирует Джейба: упорно дует в игрушечную дудку и рвется к нему наверх. В постановке ей далеко ходить не надо: комната больного буквально нависает над гостиной.

«У меня вся кожа холодеет, когда он прикасается ко мне! Но я терпела, я терпела все эти годы! Я сердцем, наверно, знала, что кто-нибудь придет и выведет меня из этого ада! И ты пришел!.. Ты пришел за мной!», - признается потерявшая осторожность героиня…

«Пистолетами махали- махали, а никто не выстрелил!» с сожалением говорила маме девочка в антракте, случайно попавшая на взрослую пьесу. Девочка еще не знает, что на сцене даже самый маленький пистолет обязательно выстрелит.

Не успев снова начать жить, гибнет Эвридика, где-то за сценой умирает ее Орфей. У ада разные имена и лики. Он может нагнать тебя и на благословенном Юге, под нержавеющие мелодии Глена Миллера и лихо сдвинутые на затылок шляпы. Стильная, убедительная, сильная постановка режиссера Игоря Яцко…

Ирина Крайнова

СПРАВКА ЗМ:

Роман Долгушин выпускник филфака Саратовского классического университета, позже закончил ГИТИС. Снялся в нескольких кинопроектах. Плотно занят в репертуаре ШДИ, много играет в постановках Яцко, других режиссеров.

Сергей Ганин – закончил театральный факультет Саратовской консерватории. Был ведущим артистом театра АТХ. Много играет в спектаклях ШДИ. У актера большая фильмотека. Семь ролей он исполнил только в одном фильме, занимается также киноозвучанием.

Игорь Яцко – закончил Саратовское театральное училище имени Слонова, ученик Юрия Киселева, играл на сцене Саратовского тюза. Учился у Анатолия Васильева в ГИТИСе, сейчас художественный руководитель творческой лаборатории театра, созданного его учителем (ШДИ). Режиссер и педагог.

ФОТО с сайта театра