Мы помним конец мифа про Орфея и Эвридику. Сладкоголосому певцу позволили забрать свою жену из мрачного царства теней,только оглядываться ему нельзя. А он не слышал ее шагов за спиной и не выдержал…
Старая, как мир, история, оживает в пьесе Теннеси Уильямса в реалиях Дикого Юга. «Орфей спускается в ад» – это жизнь без иллюзий. Люди здесь злы, завистливы, готовы расправиться с любым, кто на них не похож. Хотя… допотопная радиола, наигрывающая композиции Глена Миллера и Дюка Эллингтона, сдвинутые на затылок шляпы, пистолеты за поясом намекают на романтику Нового Света. Которая, скорее, в наших головах.
В этом спектакле Школы драматического искусства заняты актеры - наши земляки, Сергей Ганин и Роман Долгушин, поставил его художественный руководитель творческой лаборатории ШДИ, бывший саратовец Игорь Яцко.
Эта пьеса раньше часто шла на советской сцене. Но самое мое яркое воспоминание о сюжете – старый фильм с ослепительным Марлоном Брандо и великой Анной Маньяни. И его Человек в куртке из змеиной кожи. В театре роль Вэла Зевьера играет ученик Игоря Яцко Иван Товмасян. Это точный выбор: герой красив, горд, независим в сонме буйных кудрей, с гитарой наперевес, «по райской траве» тоскуют его ноги, с ходу отбивает все женские поползновения на свою свободу. Только одна женщина может вызвать улыбку на его смуром лице – Лейди Торренс (Людмила Дребнева). Он смеется над ее ухищрениями, но это хорошая улыбка, потому что Змеиная кожа нашел свою Эвридику.
Та – миниатюрная, подвижная, в кольцах жестких черных волос, низким характерным голосом, который не спутаешь ни с каким другим. Впечатывает каждое слово прямо в сердце. Широкоскулая, чуть раскосая, Лейди кажется безучастной ко всему, кроме ее новой кондитерской. Вэл снова пробуждает ее к жизни, Дэвид (Олег Малахов) с уже ненужными никому сожалениями тянет в прошлое, полуживой муж – в могилу.
Старик Джейб Торренс –непривычная для нас, поклонников неистощимого юмора и обаяния актера Сергея Ганина, роль. Он рисует его безжалостной кистью мастера: обреченным и ожесточившимся в своей обреченности. По режиссерскому замыслу, комната умирающего находится тут же, над сценой. Мы видим часть его кровати, время от времени - его самого. Словно под его безжизненным взглядом, зарождается роман Лейди и Вэла, развивается – и кончается, как должен закончиться в подобных обстоятельствах. Орфей обернулся…
Узнав о своей беременности (читай – женском возрождении), ходившая как приговоренная Лейди дивно хорошеет. Изумрудное платье, обтягивающее ее ладную фигурку, ей очень к лицу. Но кондитерская, кондитерская! – смысл ее жизни и ее мести убийцам отца…
Змеиная кожа чует опасность, как койот в прерии, а его еще предупреждает о ней Кэрол (Регина Хакимова превосходно сыграла роль девушки, хотевшей жить так, как считает нужным), и жена шерифа (Мария Зайкова делает назойливую героиню Уильямса милой, нежной и не от мира сего: она вся в своих абстракциях), и «хозяин» городка (Игорь Лесов) дает ему время до рассвета. Он же вместо того, чтобы бежать поскорее к своим «райским травам», слишком долго носит синюю куртку «заключенного». Его Эвридику застрелит собравший всю ненависть в кулак муж, а на него спустят свору собак и обывателей.
Наш Роман Долгушин тоже «выключит» свое обычное обаяние, чтобы сыграть одного из них. Они так мило танцуют парами, так беззаботно щебечет его Долли (Ольга Бондарева). Обывателей все забавляет: страдания Лейди, ее мужа, уже похожего на мумию, роящиеся мухами сплетни. Не расстаются они с ухмылками, и когда приходит пора «наказать» чужака. И это пострашней, чем какие-нибудь злобные гримасы..
В пьесе Лейди сама провоцирует Джейба: упорно дует в игрушечную дудку и рвется к нему наверх. В постановке ей далеко ходить не надо: комната больного буквально нависает над гостиной.
«У меня вся кожа холодеет, когда он прикасается ко мне! Но я терпела, я терпела все эти годы! Я сердцем, наверно, знала, что кто-нибудь придет и выведет меня из этого ада! И ты пришел!.. Ты пришел за мной!», - признается потерявшая осторожность героиня…
«Пистолетами махали- махали, а никто не выстрелил!» – с сожалением говорила маме девочка в антракте, случайно попавшая на взрослую пьесу. Девочка еще не знает, что на сцене даже самый маленький пистолет обязательно выстрелит.
Не успев снова начать жить, гибнет Эвридика, где-то за сценой умирает ее Орфей. У ада разные имена и лики. Он может нагнать тебя и на благословенном Юге, под нержавеющие мелодии Глена Миллера и лихо сдвинутые на затылок шляпы. Стильная, убедительная, сильная постановка режиссера Игоря Яцко…
Ирина Крайнова
СПРАВКА ЗМ:
Роман Долгушин – выпускник филфака Саратовского классического университета, позже закончил ГИТИС. Снялся в нескольких кинопроектах. Плотно занят в репертуаре ШДИ, много играет в постановках Яцко, других режиссеров.
Сергей Ганин – закончил театральный факультет Саратовской консерватории. Был ведущим артистом театра АТХ. Много играет в спектаклях ШДИ. У актера большая фильмотека. Семь ролей он исполнил только в одном фильме, занимается также киноозвучанием.
Игорь Яцко – закончил Саратовское театральное училище имени Слонова, ученик Юрия Киселева, играл на сцене Саратовского тюза. Учился у Анатолия Васильева в ГИТИСе, сейчас художественный руководитель творческой лаборатории театра, созданного его учителем (ШДИ). Режиссер и педагог.
ФОТО с сайта театра