Моя статья для тех, кто еще не определился с вопросом отдавать или нет ребенка обучению музыке. Расскажу о своем личном примере обучения игре на фортепиано. Может это кому-то будет полезным.
У нас дома стояло пианино "Ростов-Дон", но никто на нем не умел играть. Вся игра заключалась в том, что открывали крышку и одним пальчиком на слух подбирали " Чижик-пыжик".Музыкантов в роду не было. И вот моя мама решила, что именно я должна освоить игру на этом инструменте.Мама мечтала, что я,находясь в обществе, сяду за инструмент и начну играть. При этом она водила по воздуху пальцами, изображая игру на пианино. Когда я училась во втором классе общеобразовательной школы, она повела меня в музыкальную студию при Дворце пионеров. Музыкальная студия ничем существенным не отличается от музыкальной школы. Но чтобы стать учеником музстудии надо было пройти конкурс на проверку наличия у претендентов способностей, т. е. музыкального слуха, ритма. При проверке выясняется, что у меня нет никаких данных-ни слуха, ни ритма. Тем не менее маме удалось добиться моего зачисления в музыкальную студию. Обучение в студии длится восемь лет. Вначале идет подготовительный класс, затем первый и так до седьмого класса. С первого класса появляется такой предмет, как сольфеджио один раз в неделю. На занятиях по этому предмету обучают теории музыки, пишут диктанты на слух, учатся построению аккордов и т. д. Кроме основного предмета, которому уделяется два раза в неделю, сольфеджио раз в неделю, это еще и посещение хора. С четвертого класса прибавляется такой предмет, как музыкальная литература, на котором изучают теорию, биографии композиторов. Занятия проводятся раз в неделю. Так что занятия в музыкальной студии это та же самая школа, которая отнимает много времени. Кроме того, обучение в студии платное. В то время платили 15 рублей в месяц. Хотя можно было выбрать педагога, который обучил игре популярных произведений в течении года. На этом закончить все обучение, не мучаясь. Но мама считала, что мне необходимо учить музыку на профессиональном уровне.
Итак, я начала обучение в музыкальной студии Первая моя преподавательница приговаривала, что в связи с отсутствием у меня способностей к музыке, она учит меня играть"для себя".Создается впечатление, что она занимается обучением особо одаренных учеников и готовит из них музыкальных звезд, а не простых смертных. Занятия по основному предмету, т. е. фортепиано проходят два раза в неделю по 45 минут. Так эта учительница занималась со мной по 10 минут. Естественно, толку от занятий было мало. Тем не менее мне удавалось сдавать экзамены на тройки и даже иногда четверки. Каждые полгода, это перед зимними каникулами и перед летними учащиеся сдают экзамены. А это проигрывания наизусть трех произведений. Обязательно Баха инвенции, прелюдии, сонату Моцарта, Бетховена, Клементи или по выбору и пьесу. В марте проводят технический экзамен, т. е. надо проиграть этюд наизусть и гамму на четыре октавы с аккордами и все, что нужно к ней. Педагог не допускала маму мою на занятия, потому, что не хотела свидетелей на своих уроках.
Итак, проучившись, если можно так выразиться, у этого педагога три года, мама перевела меня к другому учителю. На этот раз педагог оказалась добросовестной, ответственной. Уроки давались в полном об'еме. Педагог считала, что неспособных к музыке людей нет. Маме она разрешила присутствовать на занятиях. Её усилия сразу же имели успех. На первом экзамене зимой я, к своему удивлению, получила пять. Затем в марте на техническом экзамене, когда сдавали этюд и гаммы я получила пять и меня выдвинули на технический конкурс, где я получила свою первую и после днюю награду -книгу Гоголя "Тарас Бульба" За лучшее исполнение этюда. К сожалению через два года эта педагог уволилась. Я доучилась до седьмого класса. Седьмой класс студии-а это выпускной класс совпал у меня с девятым классом общеобразовательной школы. На выпуске для получения свидетельства программой был предусмотрен только один экзамен весной. Но подготовить необходимо было обширную программу. Это два этюда, один из которых октавный, серьезные произведения Баха, сонату ,две пьесы. Необходимо было все проиграть на память. Я разучивала Чайковского "Времена года", " Октябрь", готовила восемнадцатую сонату Моцарта и другое. Надо сказать, что мне очень повезло с педагогом в выпускном классе. Педагог была очень добросовестной. Очень много внимания уделяла мне при подготовке программы. Видно, что она увлечена своим предметом. В результате по итогам экзамена я получила четверку, но близкую к пятерке. Но помимо экзамена по фортепиано, надо было сдавать экзамен по сольфеджио, написание диктанта. Я также получила четверку. По предмету музыкальная литература мне поставили в свидельстве пять.
И вот, спустя много лет после окончания музыкальной студии, считаю, что это было попусту потраченное время и силы. Музыка это титанический труд плюс способности-музыкальный слух, ритм. Без этого хорошего музыканта не получится. А отсутствие одной составляющей означает провал. Мне мои педагоги часто указывали, что играю я неровно, то есть в одном произведении то ускоряю, то замедляю. А это было не по моей вине, а потому, что у меня не было чувства ритма. Композитор Шуман в своих наставлениях молодежи писал, что не ровная игра похожа на походку п'яного человека. Отсутствие слуха не позволяет слышать фальшивые ноты при исполнении, а это уже плохое исполнение.
Наблюдаются целые династии известных артистов, солистов балета, когда родители передают свои умения и навыки своим детям. Это также наблюдается в династии хороших портных, стилистов. Так первым учителем нашей Великой балерины Галины Улановой была ее мама. Поэтому наличие умного, грамотного наставника это гарантия успеха в искусстве. Окончив музыкальную студию я поняла, что музыка-это не мое. Можно вообще не занимаясь музыкой, но имея абсолютный слух проиграть любое услышанное произведение. Но такими способностями природа наделяет единицы. Абсолютный слух имели Моцарт, Рахманинов. Выдающимся музыкантом становятся не все, кто обучается музыке В моей общеобразовательной школе учились студенты музыкальных училищ, которые сочетали учебу в общеобразовательной школе и в училище.
Да,научить играть на пианино можно любого и без способностей. Я могла проигрывать свою экзаменационную программу в темноте, завязав глаза. Это чисто механическая память, когда наизусть не помнишь ни одной ноты, а пальцы все запоминают и играют. Но я не могу подбирать мелодию на слух, который так и не развился, несмотря на то, что я столько времени уделила этому занятию.
Я помню фильм"Амадея"посвященный Моцарту, который слышал музыку и сразу записывал ноты. Но ни все рождаются со способностями Моцартом.Существуют и другие интересные занятия и профессии, помимо музыки. Чтобы привлечь детей в студию нам говорили, что по её окончании мы сможем работать музыкальными руководителями в детском саду. Однако на такие должности берут в основном выпускников музыкальных училищ или даже консерваторий.
Подводя итог всему сказанного, хочу заключить следующее. Музыка это серьезное занятие, которое требует напряжения сил, занимает много времени, как и основная школа. Для занятий музыкой надо иметь способности. Также немалую роль играет педагог. Это титанический труд. Если начал заниматься этим делом, то будь готов посвятить ему всю жизнь.