Джон Ранкин Уодделл — более известный под именем Ранкин, фотомастер с мировым именем в индустрии фэшн-фотографии. Его творчество интересно за счет спорности его работ – одни называют их банальщиной, другие считают их гениальными. Его работы притягательны своей скандальностью, нежели вниманием истинных ценителей.
Ранкин родился в 1966 году в Шотландии. Его отец был коммерческим директором нефтяной компании, мать – бухгалтером. Он сам всегда говорил, что его семья была из рабочего класса, поэтому у него никогда не было творческого фона. В доме не было ни одной книги по искусству, а однажды Ранкину даже пришлось уговаривать родителей, что они купили ему музыкальный проигрыватель.
После того, как Ранкина отчислили из школы, он решает пойти по стопам матери и изучать бухгалтерское дело. Он какое-то время учится в Брайтонском политехническом университете. В окружении людей творческих профессий, он навсегда отвергает мысль стать бухгалтером. Одержимый идеей заниматься фотографией, он бросает учебу и начинает изучать фотоискусство в Лондонском институте печати.
Отец Ранкина с негативом отнесся к выбору профессии сына. Он хотел, чтобы Джон получил бизнес-образование. Его отец считал увлечение фотографией не профессией, а пустой тратой времени и полное отсутствие каких-либо перспектив. Но однажды случилось так, что отец попал на один из студенческих фотопоказов. Он услышал, что говорят о работах его сына, и окончательно поверил в его успешность на этом поприще.
В своей курсовой работе в Институте печати Ранкин собрал фотографии обнаженных людей, закупоренных в консервные банки и расставленных на полки в супермаркете. Курсовая получила название «Консервированная нагота».
Примерно в тот же период Ранкин печатается в институтской газете, где знакомится со своим будущим партнером по бизнесу Джефферсоном Хэком. В 1991 году они совместно начинают издавать журнал «Dazed and Confused». Издание пестрит работами Ранкина, он снимает певцов, актеров, моделей – одним словом, звезд. Мадонна однажды сказала так о его работах: «На его портретах люди выглядят так, будто им с ним интересно».
Но его репутация эпатажного портретиста складывается не только из этих работ. Он любит работать в стиле «ню». Он очень четко передает эротический посыл через объектив фотокамеры. Его снимки смущают и шокируют.
Но несмотря на это он всегда повторяет, что он против порнографии и вуайеризма. Сама обнаженность его не интересует. Он предпочитает работать в классическом стиле с долей юмора. Его основная цель, чтобы зрителю никогда не казалось, что они видят это в тысячный раз.
Вместе с Алексом Праудом в 2002 году Ранкин открывает издательство «Vision On». На свет появляются книги «Nudes», «Male Nudes», «Breeding: A Study in Transition». Последний сборник шокирует публику снимками гермафродитов.
Ранкин также являлся автором обложек таких изданий, как «Harpers Bazaar», «German Vogue» и других. Он работал над рекламными кампаниями Hugo Boss, Nike, Nokia.
Также Ранкин попробовал себя в кино. Его короткометражка «Perfec» была одной из немногих, показанных на фестивалях в Лос-Анджелесе и Эдинбурге.
Также Ранкин сотрудничает с благотворительными организациями. Живет в Лондоне с женой и двенадцатилетним сыном.