Отзвенели медные звуки бубенцов новогодней тройки, затихнут скоро и трескучие январские морозы, отшумят февральские метели, откапают апрельские капели и снова ворвётся в душу буйный черёмухово-сиреневый май.
Ах, как прекрасно твоё мироздание, Господи! Но как непросто порой, как сложно в работе и в жизни простого сельского учителя.
Итак, несколько эпизодов из школьной жизни. Конец ноября-начало декабря. До Нового года целый месяц. Но предновогодние волнения уже витают в воздухе и не дают покоя. В голове уже бродит целая куча вопросов: как сделать новогодний вечер непохожим на все остальные, как украсить коридор школы, удастся ли решить вопрос с микрофоном, костюмами Деда Мороза и Снегурочки и, наконец, выделят ли хоть минимум средств на приобретение поощрительных призов для игр и конкурсов?
А тем не менее конкретные работы уже начались, ведь в Новый год больше всего хочется верить в чудо. Пусть этот праздник будет немножко волшебным. Вспоминается по этому поводу красивый эпизод из моего внеклассного мероприятия «Праздник воздушных шаров». Праздник сам по себе был необычным, много было там нового и интересного: конкурсы «Что в имени моём?», танцы и конкурсы с воздушными шарами, поощрительные призы – те же воздушные шары, и море воздушных шаров! И посреди всего этого великолепия – отдельные зарезервированные столы, где за одним сидели все Айсылу, а за другим только Вадимы, откуда доносится детский смех. А в центре всего этого – «Дерево желаний» или «Дерево мечты»!
Стоп! А что, если… Ну конечно же, дети, как никто другой, верят в чудо, желают чуда, надеются на чудо. Прохожу по классам. «Ребята, вы верите в чудо?» Кто-то вдохновенно воскликнет: «Да, конечно!», другие промолчат, скептически улыбнутся и отойдут в сторону, у третьих в глазах промелькнут лёгкое недоверие, грусть и надежда. А вдруг?.. Таких в школе меньше, но они есть. Это в основном дети из приюта и не только.
- Ну что ж, тогда пишите свои самые заветные желания на листочках бумаги, сверните их в трубочки. Вот вам клубочки с ниточками, намотайте нитки на трубочки с вашими желаниями, мы их повесим на веточки «Дерева желаний». Да смотрите, излагайте свои мечты чётко и уверенно, нельзя допускать и тени сомнения, иначе не сбудутся ваши мечты.
В детских глазах появляются живой блеск и интерес, а затем сыплется целый град вопросов: «А если мечты неисполнимые, они всё равно сбудутся?», «А если я попрошу крутой телефон, а машину?» Есть более приземлённые и более детские мечты: стать отличником, ударником в четверти, кто-то загадывает аквариум с рыбками, черепаху, попугайчика…
Вот страсти потихоньку утихают. А я (да простит меня Бог) незаметно для детского взора отмечаю некоторые бумажные драгоценные трубочки одним мне известным способом и складываю вроде бы в общую кучу.
После уроков, когда затихнут детские голоса, тихо сажусь в учительской за свой рабочий стол и вскрываю, чувствуя себя преступником, некоторые из этих бумажных трубочек с хрустальной детской мечтой. Читаю одну, вторую, третью. Но после каждой сижу долго и молча в забытьи и задумчивости.
«Мне купят на Новый год роликовые коньки». «Когда я вырасту, буду знаменитым человеком». «Я стану самым лучшим игроком нашей сборной по хоккею». Ну что же, хотя амбиции немного завышены, учитывая, что ребёнок растёт без мамы, всё же это лучше, чем если бы мальчика одолевали пессимистические мысли о будущем.
А вот следующая: «Я хочу, чтобы папа и мама не пили, чтобы в семье был покой, а себе я желаю взаимной и чистой любви». Да, совсем недетские мысли в крошечной душе.
Читаю дальше: «На Новый год мне подарят самый большой подарок», а потом, видимо, спохватившись и засомневавшись: «На Новый год мне подарят самый маленький подарок», «На Новый год я получу мягкую игрушку», «На Новый год вернётся моя мама»...
Сколько же было, кроха, тебе лет тогда, когда, возможно, мама пообещала купить мягкую игрушку, но не успела, маму посадили в тюрьму? Я задумываюсь, подсчитываю в уме. Где-то семь лет, может быть, восемь, не больше. А мечта твоя всё ещё с тобой. Ты веришь в неё, ведь мама не могла тебя обмануть, она просто не успела, беда с ней приключилась, крошка, прости…
Долго ещё сижу, погрузившись в свои мысли. И наконец, очнувшись от грустных мыслей, засобираюсь домой. Ведь завтра уроки, в классе те же дети.
Иду домой, а по дороге всё те же предновогодние детские грёзы, по-прежнему слышу в своей голове голоса ребят: «Я всё равно перескажу параграф по культуре Башкортостана», «Я всё равно выучу песню по музыке». Эти дети ещё и мечтать не научились и путают мечту с желанием побороть свои слабенькую память и способности в учёбе.
Ну что же, хотя бы нет желания обвинить в своих неудачах кого угодно, нет злости в душе. А есть желание не огорчать лишний раз невозможностью ответить учителю на уроке. Спасибо вам, дети! Чего греха таить, приходится таким ребятам порой завышать оценки. Ведь учителю приходится учиться быть благодарным своим детям. Это один из парадоксов нашей работы.
Что школа – второй дом ребенка – это неоспоримый факт. Ведь в ней ребёнок проводит половину дня. И дети в ней – это радость нашего дома.
P.S.
- …Мама, папа, а мне тоже приснился сон.
- Ну и какой же? Расскажи, сынок! - с неподдельным любопытством спрашивают сноха с сыном у внука.
- Он был цветной... и там вкусно пахло!
- Да?! И чем же пахло в твоём сне?
- Малиной, клубникой, ежевикой и …солнышком!!! - с восторгом отвечает Дамирка.
А я, улыбаясь про себя, думаю: значит, ребёнок растёт в счастливой семье, раз видит такие сны. И дай Бог, пусть так будет всегда, в каждой семье, где ребёнок – радость нашего дома.
Автор: Х.ШАКИРЬЯНОВА.