Найти тему

Как заполнить книгу доходов и расходов для налоговой?

Оглавление

Всем привет! На связи Ольга Краснова и сегодня будет много практических советов ;-) Если ваше ИП применяет УСН, то обязательно нужно завести специальную книгу для записи доходов и расходов бизнеса - КУДиР.

Это обязательный документ, который налоговая может запросить при проверке.
В статье расскажу как ее оформлять, отражать доходы и расходы.


Кстати, обязательно подписывайтесь, в моем блоге вы найдете достаточно полезных материалов, которые пополняются еженедельно...

Ольга Краснова
Ольга Краснова

Как оформлять КУДиР

Каждый год начинается с оформления новой КУДиР.
Некоторые вносят записи в книгу вручную в Excel, но это трудоемко, оптимально вести учет в программе - там все формируется автоматически, а вам останется только проверить.

По итогам каждого квартала требуется распечатывать книгу (такие правила предусмотрены в порядке заполнения книги), но на практике этого не делают, ведь распечатать книгу можно в течение 5 минут, если будет такая необходимость.

По итогам года книгу нужно прошить и пронумеровать, а на последнем листе указать количество страниц, поставить подпись и печать. Даже если в книге есть незаполненные листы, их тоже нужно распечатать и сшить.

Все операции следует отображать в хронологическом порядке, при этом заполненная книга должна храниться 5 лет и предоставляться по требованию налоговой, но заверять КУДиР в налоговой не требуется.

Правила отражения доходов

В КУДиР следует записывать только те доходы, которые учитываются при расчёте налога. Доходом считается всё, что ИП заработал от бизнеса. В основном, это доходы от продажи товаров или услуг. Но есть ещё внереализационные доходы, которые напрямую не связаны с бизнесом, но их тоже нужно учесть.

К таким доходом относятся:

  • процент на остаток по расчётному счёту,
  • штрафы и пени от партнёров за нарушенные условия договора,
  • возмещение ущерба от страховой,
  • курсовая разница при покупке или продаже валюты по курсу, который выгоднее, чем у ЦБ.

Весь список можно найти в статье 250 налогового кодекса.


Что не нужно учитывать при расчёте УСН:

  • возврат займа,
  • получение займа,
  • пополнение счёта личными деньгами,
  • возврат денег от поставщика,
  • ошибочные поступления от контрагента или банка
  • деньги, полученные агентом по агентскому договору, кроме агентского вознаграждения;
  • доходы от бизнеса на другой системе налогообложения, если ИП совмещает УСН с патентом.

Весь список смотрите с статье 251 налогового кодекса.

Неденежные доходы (при бартерах и взаимозачётах) тоже нужно учесть в рублях по рыночной стоимости.

Если у ИП есть расчётный счёт, то налоговая автоматически сверяет доход, отраженный в КУДиР, с выпиской по расчётному счёту.

Если ИП принимает платежи на личную карту, налоговая проверить его доход никак не может, поэтому сумма декларируемого дохода - дело его совести и желания. Скорее всего, в ближайшем будущем ФНС научится анализировать и сопоставлять расходы и доходы по личным картам.

Когда учитывать доходы при УСН

Обязательно указывайте в правильную дату доходы, которые вы отражаете в КУДиР, так как этого будет зависеть, когда вы заплатите налог с этих денег.

Доходы следует учитывать в день, когда вы их получили - это называется "кассовый метод признания доходов".
Денежный доход, в том числе и предоплату, следует учитывать в день поступления денег на банковский счёт или в кассу.

Бывают ситуации, когда доход нужно учитывать до того, как получены деньги. Давайте на примере:
ИП продаёт через курьерскую службу. Эта служба получает оплату от клиента и переводит её ИП. В этой ситуации доход учитывается в день, когда клиент заплатил курьеру, несмотря на то, что ИП деньги ещё не получил.

Неденежный доход (бартер, зачёт взаимных обязательств с клиентом) нужно учитывать в день, когда подписали акт взаимозачёта или другой документ.
Каждая запись в КУДиР должна быть подтверждена первичными документами - платёжные поручения, товарные или кассовые чеки, акты, накладные и другие.

*Примеры формулировок записей в КУДиР, образцы заполнения, правила прошивки и т.д., мы подробно разбираем на моем курсе "Бухгалтер для ИП"

Правила отражения расходов


Если ИП выбрал упрощённую систему налогообложения с объектом «Доходы минус расходы», то он может снизить налог за счёт своих затрат.
ИП с УСН «Доходы» достаточно отражать в книге доходы и уплаченные за ИП и сотрудников страховые взносы.

Прежде чем признать расход при расчёте налога, проверьте все обязательные условия:

1. Расход экономически обоснован и направлен на получение дохода.
2. Соответствует списку расходов (статья 346.16 Налогового кодекса)
3. ИП полностью расплатился с поставщиком.
4. ИП уже получил то, за что заплатил: товар отгружен, услуга оказана, работа
выполнена. 
5. Есть документы, которые подтверждают расход.
6. Чтобы списать расходы на товары, которые купили, чтобы потом перепродать.

Учитывать можно только расходы, которые указаны в статье 346.16 НК, при чем это нужно делать в последнюю из дат:

  • дата полной оплаты контрагенту;
  • дата получения от контрагента оплаченных товаров, работ или услуг;
  • дата передачи товара конечному покупателю (если ИП покупает товар для последующей перепродажи).

Обоснованность расхода

Расход должен быть оправдан и направлен на получение дохода. К снижению налога могут приниматься только те расходы, которые целесообразны для ведения бизнеса.

Например, если компания занимаясь ремонтом техники, принимать в расходы покупку ткани не может. Но аренда, реклама, покупка запчастей в расходы включается.

Расход могут подтвердить документы, оформленные по законодательству:

  • кассовый чек,
  • БСО,
  • платёжное поручение,
  • накладная,
  • акт сдачи-приёмки,
  • договор, квитанция и другие.

Должно быть понятно, за что и сколько заплатили. Нужно подтвердить получение товара, выполнение работы или оказание услуги, например, платёжным поручением и актом приёмки услуги.
Выданные авансы в расходах не учитываются.

Если ИП платит не деньгами, а, например, по бартеру или векселем, то такая оплата тоже должна быть подтверждена документом: актом взаимозачёта, актом приёмки-передачи векселя и т.д.

Расходы на товары для перепродажи

Если товар приобретается для перепродажи, то расходы на закупку этого товара учитываются только после продажи.
Если один и тот же товар приобретается по разным ценам, при продаже нужно знать, по какой цене он покупался, чтобы включить в расходы соответствующую сумму.
Вручную считать достаточно трудоемко, поэтому лучше использовать учетные программы, где все автоматизировано.

Расходы на основные средства

Основные средства — это имущество, которое используется в деятельности ИП, а не для перепродажи.
Стоимость основного средства нужно списывать в расходы равными долями в течение одного календарного года и учитывать на последнее число квартала: 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря. К концу года приобретённое имущество должно быть полностью списано.

Можно начать списывать с того квартала, в котором основное средство введено в эксплуатацию.

Подробно об условиях признания расходов, порядок их определения, что можно учитывать и как это делать, а что учесть нельзя, правильные формулировки, расходы на рекламу и другие услуги я обучаю на курсе.

В следующей статье поговорим о налоговых проверках. Подпишитесь, чтобы не пропустить.