Сегодня немного мрачная статья, но в конце всё же сделаю присыпку из позитивной приправы.
Время бежит своим чередом, потихоньку привыкаю к своему нахождению в зоне проведения СВО всё больше и больше. Многое переходит в раздел обычной рутины и не кажется чем-то особенным.
Контракт с МО РФ я подписал 20 октября 2023 года, в ПВД на Украине прибыл 10 ноября. Думаю, что считать свой стаж разумнее с 10-го ноября, так как именно с 10-го ноября началась настоящая работа. Сегодня уже 12-е января 2024, получается, что я здесь уже 2 месяца. Можно сказать, что эти два месяца пролетели незаметно.
Что произошло за эти два месяца? Ходил на БЗ, выполнял работу по наблюдению за врагом. Попутно наблюдал не только за врагом, но и за нашими войсками. Увиденное меня больше огорчает, нежели радует.
Первое, что меня расстраивает – наши СМИ постоянно говорят о том, какие же украинцы тупые и немощные, украинцы идут на мясные штурмы, они уже заканчиваются, западные технологии и их инструктора никчёмны и так далее и тому подобное, а еще часто звучала фраза – «Мы победим! За нами правда, а за правдой сила»
Начнем с того, что многие украинцы показывают себя как вполне себе сообразительные и коварные враги. У них на шесть порядков лучше взаимодействие между подразделениями чем у нас, у них в разы лучше артиллеристы и танкисты – это факт, по крайней мере на нашем Запорожском направлении. Про другие направления ничего сказать не могу. Я там ни разу не был.
Я уже много раз наблюдал как артиллерия украинцев реагирует в течении нескольких минут, если они замечают какие-то движения с нашей стороны. Стреляют очень точно со всех калибров (60 мм бесшумные миномёты, 82мм миномёты, 120 и 155 мм орудия), как только отрабатывает их артиллерия, у нашей пехоты сразу же погибшие или раненные, ну или разбивают наше оружие (82мм минометы, ПТРК, тяжелые станковые пулемёты и т.д.). С нашей стороны контрбатарейной борьбы нет от слова вообще. Когда работает наша артиллерия, то попадания по противнику можно посчитать по пальцам одной руки… на которой не хватает нескольких пальцев, и в ответ тут же отвечает украинская артиллерия и у нас сразу же потери или разбитые орудия. Когда наша пехота пытается идти в атаку, чтобы отбить лесополосы, то их тут же уничтожает артиллерия, хотя наша артиллерия вроде бы «прикрывала» наступление. Те немногие, кто доползает поближе к врагу, уничтожаются пулеметным огнём. Когда выезжают наши танки, то они сразу же уничтожаются парой – дрон камикадзе + артиллерия
Подобные истории с артиллерией и на Угледарском направлении, сам лично не видел, но наслушался множества историй от сослуживцев, которые побывали практически на всех фронтах.
Один паренек с моей группы рассказывал забавную историю, когда мы сидели на наблюдательном пункте. Было затишье, так что можно было поболтать на отвлеченные темы. История о том, как он один раз встретил СВОшника в аэропорту, когда возвращался с отпуска. Подошёл поздороваться, поинтересоваться с какого он направления, с какого подразделения. Когда выяснилось, что это артиллерист с Угледарского направления, то он еле сдержался, чтобы не набить ему морду. Всё потому, что там артиллеристы вообще не попадали по врагу, а иногда вообще били по своим. Вместе посмеялись с этой истории, хотя потом парень сказал, что сейчас это смешно, но тогда было совсем не до смеха.
Про мясные штурмы. Ни одного не видел и не слышал про это от сослуживцев. Урожайку и прилегающие лесополосы украинцы забрали у наших с наскока за пару недель. Мы не можем забрать этот населенный пункт обратно на протяжении нескольких месяцев, и как раз таки именно нашу пехоту отправляют на бесмысленный убой. И это при том, что у нас есть вертолёты с тактическими бомбардировщиками. К авиации большой вопрос, потому что я не знаю куда кидают ФАБ 500 бомбардировщики. По идее после пары удачных сбросов ФАБ 500 (это очень мощная бомба) в лесополосах ни одного украинца остаться не должно, как в прочем, и самих лесополос. Однако после сброса бомб, никаких позитивных изменений замечено не было. Вертолёты тоже работают очень странно. Я конечно не военный стратег, но мне всегда казалось, что вертушки должны работать в тандеме с другими орудиями. Например, сначала работает артиллерия, потом выдвигается пехота и их прикрывает вертолёт. Но у нас вертолёт вылетает сам по себе, выпускает ракеты не понятно куда и сразу же улетает. Эффективности такой работы вертолётов наша группа подтвердить не может.
Какая же причина того, что Урожайка была потеряна? Всё потому что, когда Урожайка была под нашим контролем, руководство зная, что это будет оборонительная позиция, не укрепляли её и просто жарили шашлыки и всячески развлекались. А когда украинцы пошли на штурм, наши были абсолютно не готовы отражать атаку. Пришлось отойти назад.
Также слышал множество историй про Угледарское направление от ребят, которые вели разведку на том направлении. То сколько морпехов с 155й было отправлено на смерть тупорылыми приказами даже обсуждать тяжело. Вообще это военное преступление. Надеюсь, что всё руководство этой бригады когда-нибудь понесет справедливое наказание.
Другой слух от разведки, что 155 бригаду морской пехоты выводят с Угледарского направления, причина – тупо закончились люди, больше некого пускать в расход. Новые люди не приходят в достаточном объеме.
Продолжая тематику про опровержение мифов о немощности врага, затронем тему западных технологий. У украинцев неоспоримое преимущество в сфере дронов. Во-первых у них просто больше беспилотников чем у нас, во-вторых у них лучше работает РЭБ (радио-электронная борьба). Они легко глушат наших дронов и нашу связь, наши дроны просто не могут долететь до позиций врага для разведки. Та же участь постигает и наши дроны камикадзе, они просто не могут долететь до цели, падают не долетев метров 20-30 перед целью. Если мы что-то можем разведать при помощи дронов или уничтожить что-либо при помощи дронов камикадзе, так это только потому, что у нас очень настойчивые операторы =) Ищут лазейки, где РЭБ не работает или просто срабатывает людской фактор и украинцы что-то пропустили (ведь они такие же люди и им надо отдыхать)
Также у украинцев есть некое «Крыло», на сколько я понял это военный дрон, который летает на больших высотах и работает как радио-локатор. Он может перехватывать сигнал наших дронов и в режиме реального времени видеть то, что видят наши операторы. Ещё он может заглушить дрон при надобности. Наши же РЭБ, по какой-то причине, не могут глушить вражеских дронов и я не слышал, чтобы у нас был аналог Крыла. В итоге получается, что украницы в наглую летают над нашими позициями и видят абсолютно всё с воздуха или могут засылать к нам дронов камикадзе, мы же такой роскошью не обладаем.
Как же мы боремся с вражескими дронами? По старинке, стреляем по ним с автоматов. Проблема в том, что иногда сбиваются наши дроны т.к. мы не знаем чей дрон в данный момент висит в воздухе. Это проблема со связью. Наша группа не имеет связи с союзниками, пехота пятой танковой действует самостоятельно. Если же мы хотим донести до них какую-то информацию, то нужно доложить сначала своему командиру, наш командир докладывает командиру пехоты, а потом этот доклад проходит через парочку командиров ранга пониже и только потом информация доходит до солдат. Зачастую информация уже устаревшая. Помню танк стрелял по одному из квадратов целый час и потом безнаказанно ушёл. В итоге мы потеряли 11й квадрат, один пехотинец погиб и трое раненных. Это произошло в мою смену на наблюдательном пункте. Вызвать артиллерию у нас в тот раз так и не получилось.
Ко всему этому добавляется супер-дурное командование 5й танковой армии. Очень много общался с разными ребятами, пока бегал от блиндажа к блиндажу, чтобы собирать сведения, волосы встают дыбом от приказов, которые они получают. Например, в данный момент ребята заняты тем, что копают подземный тунель от нашей лесополосы до лесополосы соперника. Естественно это всё известно врагу, так как у них хорошая разведка с воздуха и возможно, кто-то им передает сведения с нашей стороны. Копать подземный тунель не так уж и просто, особенно при отсутствии нужных инструментов и знаний как это делать. Каждый день по одному два погибших среди копальщиков от вражеских арт обстрелов. Солдаты и зэки (в составе пятой танковой есть отряд из проекта «К», хотя тут их всех называют просто Зэшки) мечтают как бы замочить своих командиров, но командиры не дурачки и на передовой не появляются, а себя окружили верными солдатами, которых они (командиры) хорошо задабривают тем, что не отправляют их на передовую, не лишают премий и так далее и тому подобное. А вот неугодные солдаты сидят в блиндажах по 22 дня! И получают различные приказы, выжить после которых очень затруднительно. Также эти командиры продают своим солдатам уставные сигареты по тысяче рубелй за блок и прочую продукцию, большая часть которой должна раздаваться бесплатно. В общем мракобесие то еще. Мы долго думали с ребятами из нашей группы, что же за несправедливость такая и когда это закончится, многие из нас думали, что война почистит общество, а в итоге всяких бесов становится только больше и они неплохо наживаются на войне, зарабатывают большие деньги и получают медали за «отвагу», кто-то даже умудряется отхватить «Героя России».
Самое поганное ощущение, когда тебе какой-нибудь пехотинец изливает душу, рассказывает о своих проблемах, рассказывает о предстоящем штурме, с какой-то надеждой смотрит на тебя, думая, что ты можешь как-то помочь. Возможно они считают, раз уж мы разведка, то у нас есть какие-то полномочия и мы хоть как-то сможем помочь им выжить. Но проблема в том, что полномочий, которые бы могли им помочь – у нас нет.
В последний день пребывания на наблюдательном посту, один из зэков говорил, что отдан приказ эвакуировать раненных и убитого с 11го квадрата, после того как отработал танк. Нужно уложиться в один час, потому что скоро будет комиссия и комбат не хочет, чтобы они увидели раненных и тем более мертвого подчиненного. А там вражеский дрон висит прям над 11м квадратом и караулит эвакуационную группу. Сначала они подумали, что возьмут и всё расскажут комиссии, расскажут про отношение командования к ним, про тупые приказы, про условия жизни и прочее. Но потом, одумались, потому что если каким-то образом они выживут сегодня, то комбат позаботится о том, чтобы они не выжили в следующий раз, ибо он будет очень зол, что на него пожаловались комиссии.
Мне осталось только пожелать ребятам удачи. Надеюсь, что выживут парни и я увижу их на следующем задании. Парни, хоть и зэки, вроде бы неплохие. Очень сильно хотят попасть домой и начать жизнь с чистого листа. Также переживаю за парочку пехотинцев с пятой танковой так как мы успели неплохо подружиться.
Смотря на всё это, сразу же вспоминаю одного своего друга, с которым я служил в армии. Снова и снова в голове прокручиваю его совет, который он дал мне более десяти лет назад. Помню, что очень недоволен был службой в нашей части, всё говорил, что лучше бы я пошел в морской флот на действующий корабль или еще куда-нибудь, где действительно могут чему-то научить. Тогда друг сказал мне, что если тебе что-то не нравится в своей жизни, всегда знай, что где-то там есть человек, которому в разы хуже. Кто-то элементарно не знает выживет ли он сегодня или нет. Посмотрев на пехоту с пятой танковой или послушав истории про морпехов с 155й, сразу же понимаешь что я нахожусь в отличном подразделении и у нас очень даже хорошие условия для работы.
Однако, не смотря на все негативные стороны, которые есть на ЛБС нашего направления, пехота держится, а разведка худо-бедно работает. Берем врага измором. У украинцев потихоньку заканчиваются снаряды и терпение. Обидно, что берем только измором, хотя на мой взгляд могли бы и задавить врага по нормальному, если бы все ресурсы, что у нас есть использовались бы с умом. Но как есть так есть.
И последний пункт про СМИ, правду там почти не говорят, а вся информация, которая идёт от не сертифицированных источников и не согласуется с «УРА настроением» помечается как вражеская пропаганда.
И вот мы с ребятами из группы уже стали рассуждать, а какой смысл воевать?
Однако, произошло интересное событие, на первый взгляд незначительное, но событие это очень сильно подняло настроение.
Сидели сегодня в чайной комнате на нашем ПВД с одним из сослуживцев и он рассказал, что вчера ездил в город к своей женщине (местная из Мариуполя), познакомились они не так давно и как-то так получилось, что завязался роман. Так вот эта женщина рассказывала ему, что при России жить стало намного спокойнее и стабильнее. До того как наши войска не пришли у них творился сущий беспредел. Азовцы или другие нац. Батальоны могли завалиться в город, насиловать девушек, дебоширить в барах и ресторанах, выносить из магазинов всё что им захочется и никто с этим ничего поделать не мог. С нетерпением ждут полной победы России.
Я подумал, получается, что мы здесь действительно не зря и это не просто какая-то грязная политика и хотелки наших элит. Есть люди, которым нужна помощь. А после этого вспомнил, что у меня есть и личные мотивы, чтобы находиться здесь. Сразу как-то пришёл в баланс и завтра на задание готов идти со спокойной душой.
Нужно проявлять какую-то проактивность, чтобы что-то поменять в лучшую сторону. Вот только пока в голову ничего путного не лезет. Просто кричать как забастующий на каждом углу, что всё плохо и всё пропало – не вариант.