Найти тему

ФАНТАСТ НОМЕР ОДИН

Earle K. Bergey. Иллюстрация к повести Артура Кларка "Да не настанет ночь". Изображение взято из открытых источников
Earle K. Bergey. Иллюстрация к повести Артура Кларка "Да не настанет ночь". Изображение взято из открытых источников

Можно не соглашаться с определением, вынесенным в заголовок, но чего точно нельзя отрицать, так это того, что Артур Чарльз Кларк (1917-2008) один из главных столпов мировой научной фантастики, сумевший создать немало запоминающихся образов, нарисовавший впечатляющие перспективы грядущего, поразивший воображение миллионов поклонников нашего с вами любимого вида искусства. Не будь этого писателя, мы бы никогда не увидели фильма Стенли Кубрика (1928-1999) "2001. Космическая одиссея" 1969 года, ни его продолжения "2010. Одиссея-2", снятого Питером Хайамсом (1943) в 1984-м. Я уж не говорю о многих десятках замечательных романов, повестей и рассказов. И о некоторых из них я хочу сегодня вспомнить.

Артур Кларк в декорациях космического корабля "Дискавери". Изображение взято из открытых источников
Артур Кларк в декорациях космического корабля "Дискавери". Изображение взято из открытых источников

Если внимательно присмотреться к творчеству Кларка, то возникает странное ощущение, что его книги написаны двумя разными людьми. Нет, я не сомневаюсь в их авторстве, понятно, что все они принадлежат перу одного писателя. За исключением поздних произведений, созданных в соавторстве. Дело тут в другом. В самом Артуре Кларке словно бы жило два фантаста. Один был чрезвычайно осторожен и сдерживал свою фантазию, оставаясь в строгих рамках фантастики ближнего прицела. Другой смело замахивался на тысячелетия, описывая прорывные технологии и выдвигая головокружительные концепции.

Ric Binkley. Иллюстрация на обложке романа Артура Кларка "Пески Марса". Изображение взято из открытых источников
Ric Binkley. Иллюстрация на обложке романа Артура Кларка "Пески Марса". Изображение взято из открытых источников

Сравним два произведения, написанные с разницей в два года. Первый фантастический роман Кларка "The Sands of Mars" (Пески Марса) 1951 года и его четвертый роман, 1953 года, "Childhood's End" (Конец детства). Что мы видим в "Песках Марса", созданных за шесть лет до запуска Первого спутника? Мы видим добротную производственную драму из жизни марсианских колонистов. Автор несомненно опирался на тогдашние научные представления о Красной планете, довольно робко экстраполируя существующие ракетные технологии в будущее. При этом роман вовсе не скучен, чувствуется рука большого мастера и весьма эрудированного человека.

Dean Ellis. Иллюстрация на обложке роману Артура Кларка "Конец детства". Изображение взято из открытых источников
Dean Ellis. Иллюстрация на обложке роману Артура Кларка "Конец детства". Изображение взято из открытых источников

И всего через два года писатель создает "Конец детства" роман о контакте земной цивилизации с космической расой Сверхправителей, которые мягко, но неумолимо ведут человечество к его трагическому финалу. Сравните масштаб! Фактически небольшой эпизод в космической экспансии человечества на раннем ее этапе и рассказ о стремительной эволюции нашей расы, которая порождает совершенно новый вид разума, перед тем, как исчезнуть. И всего через три года и спустя еще один ближнеприцельный роман, Кларк выпускает "The City and the Stars" (Город и звезды; 1956). Единственный город на древней Земле, человечество, сумевшее прожить два миллиарда лет, виртуальная реальность, покорение Галактики - и все это написано автором скромных "Песков Марса"!

Vincent Napoli. Иллюстрация к повести Артура Кларка "Да не настанет ночь". Изображение взято из открытых источников
Vincent Napoli. Иллюстрация к повести Артура Кларка "Да не настанет ночь". Изображение взято из открытых источников

Правда, "Город и звезды" - это доработанная повесть 1948 "Against the Fall of Night" (Да не настанет ночь), которую некоторые ценители творчества Артура Кларка ставят выше самого романа. Вообще Кларк тридцатых- сороковых годов ХХ века полон энергии и необыкновенных идей, достаточно вспомнить рассказ 1949 года "The Wall of Darkness" (Стена Мрака), герои которого обитают во вселенной, где есть только одна планета и одно солнце или рассказ того же года "History Lesson" (Экспедиция на Землю), по сюжету которого на нашу планету прилетают венериане, чтобы обнаружить артефакты нашей исчезнувшей цивилизации и попытаться понять, как выглядели люди? А 1951 году появляется рассказ, пусть формально и относящейся к ближнему прицелу, но положивший начало не только целой тетралогии, но и двум научно-фантастическим фильмам, ставшим классикой кино в этом жанре. Речь идет о рассказе "The Sentinel" (Часовой).

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Артура Кларка "Часовой". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Артура Кларка "Часовой". Изображение взято из открытых источников

Впрочем, вполне возможно, что этот рассказ так бы и остался единственным произведением о том, что некая сверхцивилизация оставила на Луне устройство, которое просигнализировало о том, что разумные существа нашей планеты покинули колыбель. Вмешался случай. Склонный к экспериментам режиссер Стенли Кубрик, снявший к тому времени, весьма популярный в нашей стране, пеплум "Спартак" и скандальную экранизацию набоковской "Лолиты", решил сделать настоящий научно-фантастический фильм. Отправной точкой для создания сценария и послужил рассказ "Часовой". Фильм "Космическая одиссея 2001 года" создавался мучительно, но итогом его стала не только культовая кинолента, но и четыре романа, созданных Артуром Кларком, а также - экранизация второго романа тетралогии "2010. Одиссея-2", Питера Хайамса, до этого снявшего, не менее у нас популярный, "Козерог-1".

Стефан Центомирский. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Лунная пыль". Изображение взято из открытых источников
Стефан Центомирский. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Лунная пыль". Изображение взято из открытых источников

В СССР произведения Артура Кларка были популярны точно также, как книги Ивана Ефремова, Братьев Стругацких и Станислава Лема. В шестидесятых, семидесятых и начале восьмидесятых журналы и книжные издательства выпустили такие романы этого писателя, как "Пески Марса", "The Deep Range" (Большая глубина; 1957), "A Fall of Moondust" (Лунная пыль; 1961), "Dolphin Island" (Остров Дельфинов; 1963), "2001: A Space Odyssey" (2001. Космическая одиссея; 1968), ", "Rendezvous with Rama" (Свидание с Рамой; 1973), "The Fountains of Paradise" (Фонтаны Рая; 1979). А также прогностическое эссе "Profiles of the Future: An Inquiry into the Limits of the Possible" (Черты грядущего; 1962). Причем между публикацией на языке оригинала и русском проходило относительно немного времени.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Фонтаны Рая". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Фонтаны Рая". Изображение взято из открытых источников

Скандалом обернулась попытка опубликовать в 1984 году в журнале "Техника - молодежи" роман "2010: Odyssey Two" (2010. Одиссея-2; 1982). То ли по незнанию, то ли нарочно, но писатель дал советским космонавтам в этом романе имена советских же диссидентов, а редакция журнала этого не заметила. В итоге был снят со своего поста Василий Дмитриевич Захарченко (1915-1999), много лет возглавлявший журнал. Полностью этот роман "Техника -молодежи" смогла опубликовать только в 1990 году, когда к советскому читателю пришли уже и "Конец детства" и "Город и звезды". А в 1991 сразу в двух изданиях были выпущены все три, существующие на тот момент "Одиссеи", включая злополучную вторую и практически свежую с иголочки "2061: Odyssey Three" (2061. Одиссея-3).

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010. Одиссея-2". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010. Одиссея-2". Изображение взято из открытых источников

И все-таки, чем же Артур Кларк заслужил почетный, хотя и неофициальный титул "Фантаст номер один"? Пожалуй тем, что верил: человечество ожидает лучшее будущее, что противоречия между капитализмом и социализмом будут в конце концов преодолены и обе политические системы станут плодотворно сотрудничать в области освоения космоса. А еще - он был убежден, что внеземной разум не может нести на Землю смерть и разрушения, наоборот - в состоянии, в критические моменты земной истории, предотвратить нашу гибель через самоуничтожение. И не видел ничего унизительного для землян в том, чтобы развиваться под благожелательным присмотром старших братьев по разуму. А самое главное, писатель, своими увлекательными и талантливыми книгами, вселял эту веру и в наши сердца.