Найти тему

Этого не делает 90% электриков при сборке электрощитов! Открыл тайну и удвоил надежность..

Оглавление

Друзья, приветствую! Давно хотел (нет) рассказать свой небольшой секрет по повышению надежности соединения нулевых проводников (рабочей нейтрали), в групповых электрощитах.

1. Почему надежный рабочий НОЛЬ (НУЛЬ) это важно?

При обрыве нулевого проводника происходит перераспределение трехфазного напряжения (смещение нулевой точки), таким образом, что возможно появление повышенного и пониженного напряжения в розетках, на однофазных нагрузках. Об этом много написано.

2. Виды соединения нулевых проводников

Для тока 100 Ампер и более

Обычно используют медную или алюминиевую шину. К ней с помощью наконечников (ТМЛ) или шинных терминалов (ЗШИ) присоединяют проводники.

Для тока менее 100 Ампер

Часто используют "шины нулевые" - пример из каталога IEK. Это полоса с дырочками с одной стороны и винтиками с другой. Не только IEK грешен изготовлением этих "изделий", все производители копируют этот "бестселлер". Далее расскажу, почему у меня к ним такое отношение.

3. Ахиллесова пята вашего электрощита

Вы купили лучшие автоматы КАРАТ-МАРАТ-АРАРАТ-АРМАТ, самые селективные УЗО-ВДТ-БДТ, супер IP999 корпус с лучшими гермовводами, развели всё толстым проводом ПуГВ-БК из бескислородной меди по-красоте, затянули динамометрической отверткой. И думаете, что всё очень надежно? Нет. Вы не упомянули ноль. Как ноль-то соединять? Ну как обычно, шинку поставим.

И вот эта шинка - это полное унылое г.. в исполнении современных отечественно-китайских производителей (швейцарские бренды не в счет). Может им не говорили, не доходит, не доносят "обратную связь". Может её изобретатель купил всех монтажников, и они молчат..

Но факт в том, что эти винтики отвинчиваются. Да. На автоматах вы тянете 2,0-2,5-2,7 Н*м, прям мощь. А нули? А нули не тянем, потому как у нас и автоматы затяжку до недавних пор выдерживали только ABB серии S, а SH уже через один срезались шлицы, и ИЭК КАРАТ туда-же.

Может уже исправили? А? Или только АРМАТ достоин иметь нормальные винты не из пластилина? Винт - это же самое дорогое в автомате, да? Тем не менее самое ответственное - плохой контакт, нагрев и будет срабатывать тепловуха.

4. Чем плохи традиционные шины N и PE?

Можно сказать - всем. Но я расскажу подробнее:

  • Малое сечение. Часто это 6х9 мм, с отверстием порядка 5-6 мм, остается 9-5=4мм на две стенки по 2 мм. Затягивая винт можно просто разломать эту тонкую стенку в 2х1 мм, так как со стороны 6мм вкручиваем винт М4, остается 2 мм на 2 стенки = 1 мм
  • Болтающаяся резьба. Слесари знают, что резьбу можно делать первым метчиком (грубая) и вторым (чистая) - если вкручивать винт в первую, то он будет очень туго идти, а после второго метчика - нормально. Шинки, кажется, делают третьим метчиком, который создает люфт в 0,5-0,8 мм, и винт просто летает по этой резьбе. Что ему вообще противопоказано. Он должен максимально плотно двигаться, и препятствовать откручиванию. Кто работал с шинами Legrand - помнят, там винты ходят туго.
  • Слабые шлицы. Попробуйте найти каким усилием затягивать эти винты? Винтики М4, Карл.. есть еще вариант М5, но реже. Суть в очень плохого качества металле, который слизывается отверткой - под крест вроде получше, под минус вообще УГ. А также необозначенных моментах затяжки, и не выдерживании никакой затяжки. А почему производитель не пишет? У АББ всё было написано..

Непонятная маркировка. Я сегодня нашел шину с винтиками побольше, но запомнить её название не реально. Вот что мы видим, глядя на шину - длину, толщину, размер винтов, размер отверстий. Но нам настойчиво пишут сечение двумя цифрами, количество отверстий, и вариант с центральным креплением и двумя по краям.

По названиям мое мнение - ШНИ 6х9 заменить на ШНИ50 - как сечение 54мм2, округленное. А ШНИ 8х12 заменить на ШНИ100, как 96мм2, округленные вверх. Это гораздо быстрее проговаривается при заказе: "Мне ШНИ шесть на девять" сравните с "мне ШНИ50". Не нужно включать калькулятор в голове, всё быстро и понятно.
Для отверстий сделать вариант ШНИ50, ШНИ51, ШНИ52, ШНИ53 по аналогии с PZ0, PZ1, PZ2, PZ3 - допустим нулевой размер под мелкие сечения для автоматики - 10х1-4мм2+2х10мм2, следующий размер 10х4-6мм2+2х16 + 1х25, следующий 10х4-6мм2+6х16мм2+4х35мм2, следующий добавить 70 мм2 или болты поперек под ТМЛ.

5. Как сделать ноль надежнее? Раскрываю секрет!

Практика сборки щитов показала - что самое ответственное место в щите - электросчетчик, прибор учета. И там не скупятся на винтики. Они тоже бывают достаточно унылого качества, но, ВНИМАНИЕ, их ставят по 2 на каждый провод!

Производители счетчиков смекнули, что гонять инспектора туда-сюда на распломбировку/опломбировку или сжигать прибор учета отвинтившимся и греющимся винтом - плохая идея. И удвоили надежность!

Использование двойных винтовых шинок на рабочем НУЛЕ - крепление на основную медную шину
Использование двойных винтовых шинок на рабочем НУЛЕ - крепление на основную медную шину

Я повторил это за ними, разумеется, видев аналогичные заводские решения - шины N с двумя рядами винтов!

Суть решения в запараллеливании этих унылых шинок. Выбрать лучшие и поставить две в параллель. Или три, если две лично для Вас мало. Можно и больше)

К счастью, места отверстий для провода у одинаковых шин +- совпадают. Разные шинки брать категорически не рекомендую - только одинаковые, лучше потолще и с крестовыми шлицами.

6. Неужели я просто так раскрыл толковый секрет?

Нет, конечно. Дело в том, что наш "отечественный" IEK, начал-таки производить шины с двойными винтами, по десяти-пятнадцатикратной цене)) Ну видимо так решили их маркетологи, кому надо - купят. То есть они соединили две шины по 200 рублей и получилось 2000!

Если бы мы только могли соединить рядом две эти шинки и приделать кусочек с двумя болтиками..
Если бы мы только могли соединить рядом две эти шинки и приделать кусочек с двумя болтиками..
12 дырочек были обозначены, конечно, как 24 (по числу винтиков) и вуаля..
12 дырочек были обозначены, конечно, как 24 (по числу винтиков) и вуаля..

Тем не менее, уважаемый ЭТМ, торгует чем угодно, но шины Вы пожалуйста купите себе заранее, за недельку. И они приедут.. на оленях. До нового года писалась дата типа 8.01.24 будут, но эта дата отъезжает каждый день. Они не будут 18.01.24, они будут только если Вы их купите. Сам ЭТМ полагаю не верит, что люди побегут переплачивать 10 цен, за такое революционное решение - и наполнять ими склад не готов.

Но я вполне был готов заплатить, тем не менее не смог их купить. И это к лучшему, сейчас расскажу о том, что в этих шинах недоизобрели..

7. Недоизобретение или большой потанцевал!

Это изобрели великие инженера(ы). Просто добавь одинаковых дырочек и цену, всё. Изделие в производство.

А зачем там эти два болтика? Один, наверное, чтобы подвести, а второй? Увести?
А зачем там эти два болтика? Один, наверное, чтобы подвести, а второй? Увести?

Вот я проектирую щит, на 200А ввод. И я правда разведу всё на проводки 2.5 мм2? Ну будет у меня 10 автоматов на розетки, и остальное на станки. У меня будут отходящие линии 16мм2, может даже 25мм2, а может и 35мм2. А если это алюминий потянется на 50-100 метров вместо меди? То уже 50-70мм2 для 100 Ампер.

И мне надо это всё соединить как? Купить изоляторы, и собрать опять классическую медную шину на красных изоляторах? А это гениальное изобретение оставить для модульки? Я бы точно не хотел доверять ноль 16-35-70 мм2 двум винтикам. Даже если влезет в дырочку.

То есть мне как проектировщику и монтажнику, хотелось бы не возится с красными изоляторами и отрезной шиной, которую продают кратно 3м, а купить готовые изделия, которые подойдут.

Например, 4-6-8 отходящих отверстий для ТМЛ. Это могут быть или заводские болты, или хотя бы просто отверстия, или место для отверстий, куда можно будет вставить болт и затянуть. На данный момент у всех представленных шин - 1 (один) болт для отходящей линии. Потому, что второй - подводящий.

Наверное, можно воспринять эти два болта как место крепления продолжения шины 30х3? К которой мы присоединим всё что нам нужно и запитаемся? Или еще мы можем выкрутить часть винтиков и попробовать подключить большие сечения с помощью ЗШИ? Только это видимо не штатное использование, а хочется, чтобы было продумано с завода.

Если это тяжело выполнить в виде заводского изделия, то представленные на картинке шины, надо продавать по цене двух дешманских шин, а не х10, и крепить их на медную шину, по старинке. Можно оснастить её не двумя болтами с одного бока, а двумя отверстиями с разных сторон под М8-М10. Или хотя бы запасом металла для такой "модернизации" по месту.

8. Показываю пример реализации на практике

Мне надо было собрать на один объект 5 щитов от 500А до 100А ввод, два из которых почти одинаковы. Какие решения по нулевым шинам я применял -

  • Алюминиевая шина 60х8 - для 500А - приходящие и отходящие кабели 150-240 мм2
  • Медная шина 50х6 (хотя заказывал 30х4) - для 200А + сдвоенные винтовые шинки - для кабелей от 2.5мм2 до 95мм2 (питание)
  • Сдвоенная винтовая шинка на изоляторе на DIN-Рейку с надеждой на НШП для 35мм2
  • РБД на 160А для распределения 4х кабелей по 16-25 мм2

9. Видео с примерами

Пример №1:

Пример №2:

Пример №3:

Пример №4:

Двойная нулевая шина для ДВОЙНОЙ НАДЕЖНОСТИ рабочей НЕЙТРАЛИ

Заключение. Выводы.

Отечественная промышленность осваивает новые изделия, в принципе это хорошо. Пока они не сделают адекватные цены - приходится придумывать что-то самим. Есть еще идея попробовать уплотнить резьбу разборным синим фиксатором резьбы.

Я не однократно проверял последствия плохо затянутых нулей, исправлял, и собирал щиты с таким решением, которые работали годами, и я был за них более уверен, чем с одинарными шинами.

Я считаю, что производители шин должны начать писать моменты затяжки на шинах N и перестать использовать в них разболтанные резьбы и винты из пластилина. Добавить сечение, чтобы винт не ломал материал шины в тонких местах.

К чему приводит на практике использование одинарных шинок N - смотрите в видео ниже, с обследования сложного случая на реальном объекте:

PS - ДОПОЛНЕНИЯ И ВАРИАНТЫ ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ

0. На ОЗОНе продают сдвоенные шины без адской наценки - 6, 12, 16, 22 отверстия по 500-600 руб

Это просто прекрасно! Адекватная цена за кусок латуни и дырки
Это просто прекрасно! Адекватная цена за кусок латуни и дырки
Пусть ИЭКу с ЭТМом будет стыдно за их цену) но мне кажется не будет.
Пусть ИЭКу с ЭТМом будет стыдно за их цену) но мне кажется не будет.

1. Замена винтов в шине на DIN912 - более прочные под внутренний шестигранник.

Вариант хорош, НЕ требует больших расходов или труда, но не меняет качества самой шины.

-8

2. Продевать провод в одно отверстие шины, загибать и вставлять в другое

Способ гениальный, но требует хорошей мелкой моторики и высокой мотивации. А также удваивает расход длины шины. Но надежность повышает бесспорно. Для меня он излишне трудозатратен. Но на безрыбье (удаленные объекты, деревня) отлично!

3. Вставить болт длиннее и закруть провод сверху шины через широкие шайбы

Интересное предложение, выглядит так себе, но почему нет, если очень хочется. Однако количество витков резьбы в шине мало, и потребует подбора винта под размер толщины провода + шайбы, который не постоянен.

4. Шинные терминашы ЗШИ и шина на изоляторах

Способ хорош, однако уходит от компактных винтиковых шинок в сторону шин на изоляторах. Мне лично не очень нравится присутствие лишь одного болта, но в целом этот вариант работает. Качество однако колеблется, как и цена от 50 до 200 рублей за 1 ЗШИ.

-9

5. ИЭК пишет усилие затяжки 1.2 Н*м для М4 шина 6х9, и 2 Н*м для М5 шина 8х12 - только не понятно где

Мне скинули скрины, где указаны данные значения. Но на сайте - висит КРАТКОЕ руководство по ЭКСПЛУАТАЦИИ на 9 страниц! (очень кратко), где уйма размеров, но как её эксплуатировать ни слова, и моментов затяжки там нет - версия, которую я читал - "Издание 3". Может быть завтра выйдет "Издание 4", где усилия уменьшат или увеличат?

Размер файла, где я не нашел усилий затяжки
Размер файла, где я не нашел усилий затяжки
Количество страниц и версия Издания 3
Количество страниц и версия Издания 3

Кто-то говорит, что эту информацию убрали. Но 1,2 Н*м для более распространенной шины 6х9М4 - это в 2 (ДВА) раза меньше, чем в автоматическом выключателе, как бы намекает, что "братан, без ноля тоже всё будет работать, ты главное фазу закинь, ноль сам себя где-нибудь найдет".

Ниже документ, который когда-то существовал.. берегите его)

Древний манускрипт, уже не доступный для скачивания, содержит знания предков
Древний манускрипт, уже не доступный для скачивания, содержит знания предков

6. Шины РБ-400 - мощно, имеет потенциал

-13

Если делать такие шины однополюсные и двухполюсные - и продавать, это будет достаточно хорошо! В комплекте с ЗШИ получится гибко. Если еще на них в заводских условиях приладить озоновскую двойную шинку и сертифицировать - то прям то что надо!

Цена, однако, летит к солнцу - вкладывайте в Шины Ноль - самый быстрорастущий актив с 4 до 7 тысяч за 2 недели! На сайте ТДМ их не найти, видимо это как скрипки Страдивари - их больше не производят
Цена, однако, летит к солнцу - вкладывайте в Шины Ноль - самый быстрорастущий актив с 4 до 7 тысяч за 2 недели! На сайте ТДМ их не найти, видимо это как скрипки Страдивари - их больше не производят

7. Китайские аналоги китайских шин - один винтик хорошо, а два лучше!

Да, они делают два винта с завода, а наши (вставить правильное слово) везде продают с одним!
Да, они делают два винта с завода, а наши (вставить правильное слово) везде продают с одним!
И размеры поболее будут не 8х12 а уже 10х14! Правда шлицы не вызывают уверенности, но заменить на DIN912 и будет четко!
И размеры поболее будут не 8х12 а уже 10х14! Правда шлицы не вызывают уверенности, но заменить на DIN912 и будет четко!

БОЛЬШОЕ СПАСИБО КОММЕНТИРУЮЩИМ - ВЫ РЕАЛЬНО ПОМОГАЕТЕ!

Спасибо за внимание, и до новых встреч! Прожмите там везде лайк, хоть что-то полезное мне сделаете) Задавайте вопросы в комментариях, отвечаю на все.

Наш чат - t.me/avb_chat

За обследованием причин неисправностей или возгораний в электрике - обращайтесь к нам - AVB.SPB.RU