Найти тему
ВОЕНВЕД

В 1979 году замерз целый город, и власти сразу бросились решать проблему

К сожалению, основная проблема России, заключается не в изношенности инфраструктуры и прочих неурядицах (это лишь следствие) — а в качестве управления на местах, где не редко можно встретить растерянность и бездействие при любых ЧП, когда задачи надо решать оперативно. Поместное начальство это, кстати, сажают пачками за халатность, но на их место приходят такие же замечательные люди, с тем же самым изумительным стилем управления.

И хоть многие сейчас ругают Советский Союз, но невозможной в СССР была ситуация, когда начальство, в силу своего неумения, равнодушия и безразличия, "забивало" на насущные проблемы до тех пор, пока не одернут из Москвы (да таких неумех на руководящие посты и не ставили). Оперативные штабы создавались мгновенно, руководство носилось по аварийным участкам как "электровеники", не щадя своих сил и здоровья. Случай с Норильском тому пример.

-2

Зимой 1979 года, в критические аномальные морозы, Норильск оказался полностью отрезанным от тепла. Температура в городе доходила до -56 градусов, при ветре в 10-12 м\с. и жесткости воздуха в 80 баллов, в тундре была еще ниже. И с первого дня руководство города и комбината включилось в решение этой проблемы.

В феврале 1979 года на газопроводе "Мессояха-Норильск" (а это был единственный источник энергии всего промышленного района), лопнули немецкие трубы, не выдержали сверхнизких температур. Да так лопнули, что "разобрались" два участка длиной в 40 километров, газ под давлением выламывал всё новые части трубопровода и разбрасывал их по тундре, как будто спички вытряхнули из коробка (так это выглядело с вертолета).

-3

И это было глобальной катастрофой крупнейшего масштаба — газ подавался на ТЭЦ, тепловая электростанция оказалась без голубого топлива, в дома и на предприятия прекратилась подача тепла. И самое страшное — устранить аварию в короткие сроки было практически невозможно. Чтобы починить — надо срочно где-то достать новые специальные трубы, привести на место, подогнать строительную технику, доставить сотни специалистов, наладить новые опоры, начать монтаж ветки. И это в аномальные морозы, невероятные даже для Крайнего Севера. И это на северном краю России.

Вспоминает Александр Иванович Батраков:

"Сразу же был создан штаб по ликвидации аварии, его возглавил сам Борис Иванович Колесников. Я его знал лично — очень порядочный человек был, настоящий руководитель. Он вместе с экстренно сформированными специальными бригадами ремонтников тут же выехал к месту аварии.
Выяснилось, что на газопроводе лопнули обе ветки. Обстановка была близка к катастрофе… Мороз по жесткости примерно где-то баллов 70-80. Обычно при жесткости выше 50 баллов все наружные работы останавливались. Так что это были просто какие-то нечеловеческие условия…"
-4

Вернувшись в город, Колесников сразу выехал на местное телевидение и выступил с обращением к жителям города, в котором честно рассказал об аварии, ничего не утаивая. И дал слово коммуниста: сказал, что вернет в город тепло, над этим уже работают.

Люди к тому времени уже заметили, что батареи остывают. Народ надевал на себя всё что было, пытался греться с помощью включенных плиток и обогревателей — из-за превышения электрических нагрузок то и дело вырубался свет, пропала горячая вода. В квартирах было по два-четыре градуса тепла…

Вспоминает Людмила Бойченко (Каниковская):

"Я помню эту аварию! Работала тогда в магазине "Северянка" и мы дежурили в магазине по ночам!!! А в квартире снег на окнах был примерно сантиметров 20!!! Помню очень холодно было..."

Между тем, в штабе уже наладили линию связи с Советом министров СССР и доложили о случившимся. Думали, как исправить ситуацию, ночью уже экстренно решали, где достать трубы, как обогреть людей, обеспечить им горячее питание, началось формирование аварийных бригад.

-5

В эту ночь ни один причастный начальник не спал, невзирая на уровень и ранг. Не спали Председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, министр цветной металлургии Ломако, замминистра газовой промышленности Маргулов и сотни других ответственных людей. Министрами обсуждался даже вопрос об эвакуации целого города, но это было неосуществимо.

Первым делом наладили подачу горячей воды в кранах. Стали переключать ТЭЦ на резерв угля и дизельного топлива вместо газа. Металлургическое производство было полностью остановлено ради снабжения теплом города.

Аркадий Виницкий вспоминает:

"По городу поползли слухи. Но – поразительный факт! – не негативные, какими полагается быть слухам, а позитивные. Например, говорили, что две дивизии «Антеев» задействованы для доставки газовых труб большого диаметра... Или: одна из «материковских» бригад, командированных на помощь, по прилёте в Алыкель поинтересовалась, сколько им на трассе будут платить, — их тут же отправили обратно.
Ходили также слухи, что лучших поваров из норильских ресторанов командировали на трассу кормить ремонтников по высшему классу. А по окончании работ каждый участник, включая поваров, мог при желании вместо зарплаты получить дефицитный по тем временам товар – «Жигули». Только высокая степень доверия к руководству могла порождать такого рода слухи".
-6

Работа закипела и вскоре ремонтникам удалось сделать перемычку и пустить газ в обход разрушенного участка через конденсатопровод. Всё это время инженеры и специалисты, начальство комбината партийное и советское руководство жили на своих рабочих местах, работая в круглосуточном режиме. ТЭЦ заработала на газе, в квартирах потеплело.

Но 9 февраля температура наружного воздуха в городе упала еще ниже и возникла опасность разрыва временного газопровода. Газ остановили, трубы стали перемораживаться и лопаться во всем городе. И снова бессонные ночи, обсуждение вопросов с Косыгиным, решение задач. В городе круглосуточно работали усиленные аварийные бригады. Граждане старались выполнять рекомендации, которые давали дикторы по радио: сохранять тепло, экономить воду и электричество.

-7

И эта проблема была решена, и участвовали в этом решении все: руководство, специалисты, сотни бескорыстных добровольцев, тысячи жителей Норильска, которые делились теплыми вещами с рабочими и лепили для них пельмени. И тепло вернулось в город.

Из интервью с первым секретарем Норильского горкома КПСС Борисом Благих:

" Были ли сомнения, что не удержите ситуацию?
Ни на одну минуту, ни на миг... Я был уверен в людях, а люди в нас: ситуацию одолеем, комбинат удержим. Город не сдадим."

И тем же летом 1979 года началось строительство второй, резервной нитки газопровода. Позже построили еще одну. Изменили схемы теплоснабжения на более эффективные. Подстраховались со всех сторон.

Гвозди бы делать из этих людей. Старались не ради своего кармана, на совесть старались, ради жителей и Родины. Качество души это такая штука, которую с помощью нанотехнологий и искусственного интеллекта не создать.