Найти тему

Рождественский обряд «пещного действа»

Празднику рождества Христова предшествовал обряд «пещного (печного) действа», которое по описанию древних церковных обрядов в Новгороде, совершалось 17-го декабря. Именно, когда Рождество Христово случалось в понедельник или во вторник, тогда «пещное действо» происходило в неделю (воскресенье) св. Отец (заключительный воскресный день перед Рождеством), а когда Рождество приходилось в прочие пять дней, то оно происходило в неделю св. Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым).

Действо начиналось в субботу, в навечерие, и заканчивалось в воскресный день. Для совершения «пещного действа» снимались в соборе паникадила и иконы, а также архиерейский амвон, на место которого посреди церкви ставилась деревянная круглая печь (2,3 м. в высоту и 2 м в диаметре). Избирали трех отроков, представлявших св. Ананию, Азарию, Мисаила, а также двух, изображавших халдеев. Первых облачали в стихари и украшали венцами, а вторых одевали в «халдейское» платье, всем участникам давали в руки пальмовые ветви.

Накануне вечером в субботу участники действа получали благословение у архиерея и сопровождали его в церковь. В воскресенье, на 8-й песне канона совершалось само действо. Во время пения стиха 7-й песни «Перечисленные отроки составил св. Троицу», наставник отроков получал благословение у архипастыря на начало действа. Халдеи выводили из алтаря отроков, связанных полотенцами вокруг шей, ставили отроков посредине церкви у печи, обращаясь с вопросом: «Дети царевы, видите ли эту печь, уготовленную вам на мучение?». Отроки отвечали: «Видим, но не ужасаемся ее, так как есть Бог наш Небесный; Ему же мы служим, Тот силен изъять нас из этой печи и от рук ваших избавит нас, и эта печь будет не нам на мучение, а вам на обличение».

Далее отроки, после снятия повязок из полотенец, получали от архиерея благословение и особенные витые свечи, а халдеи вводили отроков по одному в печь, затворяли ее и ставили внизу горн с горящими углями. Хатем соборный протодиакон торжественно восклицал: «Благословен еси Боже отец наших». Отроки пели этот стих из печи до конца, а в это время халдеи в печи и вокруг нее, поддерживая огонь. Но неожиданно в печь к отрокам спускался Ангел Господень с громом, отчего халдеи падали ниц и сами опалялись своим огнем. Спустя некоторое время, встав, снимали свои «кинаки» («кинак» – короткий меч), клали их на пальмы и молчаливо стояли с поникшими головами. Отроки, обратив свой взор на Ангела, трижды знаменовали себя крестным знамением и столько же раз кланялись Ангелу, обходили с ним трижды печь.

В конце действа возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому, и утреня заканчивалась. Далее халдеи и отроки в своих одеждах вместе с иподиаконами сопровождали архиерея к литургии в собор, а потом в архиерейский дом.

Отметим, что обряд постепенно вышел из повсеместного употребления в XVII веке, однако в Софийском соборе г. Новгорода он регулярно совершался в дореволюционной России.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь